Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Заключение

Попытаюсь резюмировать свои размышления и аргументы. Мы имеем два исторических типа морали: (1) основанные на заповедях веры и закрепленные обычаем трансцендентные теистические учения и (2) возникающие в критическом этическом исследовании нормативные нравственные принципы и ценности.

Теистические этики неспособны удовлетворительным образом осмыслить конфликты современного мира. Они пытаются поставить людей в зависимость от ограниченных моральных взглядов, возникших на заре человеческой истории. Они советуют людям замереть либо отрешиться от себя и мира в поисках ускользающего спасения. Добродетели теоцентрического сознания далеко не во всем сопрягаются с реальностями современного мира, подверженного стремительным технологическим, экономическим, социальным, культурным и политическим изменениям.

Люди открывают новые источники этической мудрости, когда они вкушают плод с дерева познания добра и зла. С тех пор как человек был изгнан из Эдема, люди получили захватывающее воображение право становиться ответственными этическими личностями, способными критическим и разумным образом отвечать на вызовы будущего.

Этика гуманизма глубоко вобрала в себя как философскую мудрость Греции и Рима, Возрождения, Просвещения, так и современное научное знание. Критическое этическое исследование обеспечивает значимые ориентиры этического выбора. Нам нужно черпать все лучшее из прошлого. В своей жизни мы должны руководствоваться как общими моральными нормами, составляющими коллективное наследие цивилизации, так и стандартами совершенства автономной и рациональной личности. Гуманизм сознает, что люди ответственны перед собой и другими, что нам нужно совершенствовать характер, воспитывать сострадание в наших детях и культивировать их способность к этическому познанию. В конечном счете, мы можем развивать и обогащать наш этический разум только посредством модернизации общепринятых и выработки новых моральных принципов, соответствующих реальностям современной эпохи.

В перспективе нравственные представления должны быть поистине планетарными. Мы должны преодолевать узкие границы этнических или национальных предпочтений, шовинизм и рамки прошлого. Важно осознать, что основные права человека являются всеобщими, поскольку все мы составляем одно единое человечество.

Нельзя поддаваться пессимизму или отчаянию. Мы можем жить полноценной и значимой жизнью здесь и теперь. Вкушая плод с древа жизни, мы открываем, что смыслы и значения созидаются нами в нашей собственной творческой жизни. Способность жить достойной жизнью корениться в самом человеке и только в человеке. По большому счету, сама личность ответственна за свою судьбу. Каждый человек может научиться испытывать щедрые радости жизни. Мы должны учиться жить, жить и работать вместе в едином этическом сообществе. Это особенно верно по отношению к тем, кто обладает не только чувством собственного достоинства, но и уважает достоинство и честь другого человека.