Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Гуманизм в России: сайт Российского гуманистического общества

Гуманизм — это мировоззрение, в центре которого человек как высшая и приоритетная по отношению к себе ценность, но равноправная в ряду других фундаментальных ценностей  — общества, животного мира и космоса. 

Эразм Роттердамский - видный гуманист ЕвропыГуманизм прошел долгий путь развития. Древний гуманизм нашел свое выражение в трудах таких философов, как Аристотель, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Протагор, Сократ. Классический гуманизм начал развиваться в эпоху Возрождения – его выразителями были  Френсис Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка.

Гуманизм в наше время делится на религиозный и светский. Религиозными гуманистами были Лев Толстой, Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг.

Определения гуманизма

Первое определение гуманизму дал еще Цицерон. По его мнению, гуманизм – это высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании        с мягкостью и человечностью.

По определению Международного гуманистического союза, гуманизм — это демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни.

Франсуа РаблеПо определению Американской ассоциации гуманистов, гуманизм — это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству.

Последнее определение соответствует светскому гуманизму, сторонники которого считают, что человек может быть счастливым и вести полнокровную жизнь без помощи  какой-либо религии или идеологии.

Гуманизм в России

В современной России гуманизм представлен Российским гуманистическим обществом. Согласно изданному Российским гуманистическим обществом учебнику по современному гуманизму «Человечность человека», гуманизм – это мировоззрение, которое провозглашает высокую и уникальную ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества.

Дом гуманизмаФилософия гуманизма преподается в Московском государственном университете и ряде других ВУЗов страны.

Центральный ресурс российского Интернета по теме «гуманизм» - сайт www.humanism.ru. Это сайт Российского Гуманистического общества.

Российское гуманистическое общество. Логотип.На нашем сайте вы найдете множество материалов по светскому гуманизму, в том числе «Гуманистический манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму», информацию о Российском гуманистическом обществе и проводимых им Летних международных гуманистических школах, программные документы гуманистического движения, статьи о современном гуманизме. Отдельный раздел нашего сайта – библиотека литературы по теме «гуманизм».

 На снимках:

1. Эразм Роттердамский - видный европейский гуманист эпохи Возрождения

2. Франсуа Рабле - крупнейший гуманист Франции XVI века

3. Открытие Дома научного просвещения, гуманизма и свободы совести. Коломенский район Московской области

4. Российское гуманистическое общество. Логотип.

ГУМАНИЗМ КАК СЕМЬЯ ИДЕЙ И ЛЮДЕЙ

Гуманизм как феномен культуры: традиции исследования

Валерий Кувакин, президент Российского Гуманистического общества

Если гуманизм рассматривается как объект исследования, то в нем выделяются те его стороны, которые обусловлены самой природой гуманизма и основными аспектами его бытования. В соответствии с этим в области гуманистических исследований выделяются следующие подходы.

1. Исторический. Сущностью исторического подхода к гуманизму является рассмотрение процесса становления, развития и распространения гуманистических идей и различных исторических типов гуманизма, а также законы динамики гуманизма и его взаимосвязи с другими областями культуры в истории человечества.

Исследование гуманизма с точки зрения исторического подхода является превалирующим в отечественной аналитике гуманизма и весьма значимым в западной историографии. Исследование гуманизма с точки зрения обозначенного подхода осуществляется Л.М. Баткиной, А.Х Горфункелем, В.В. Соколовым, И.П. Медведевой, В.В. Бибихиным, Г.В. Гивишвили, Ф.В. Цанн-кай-си, Т.А. Рубанцовой, В.Б. Андреевым, В.А. Рыбиным. К историческому подходу примыкает цивилизационный, рассматривающий гуманизм как явление по преимуществу западной цивилизации (В.Л. Афанасьевский, Б.Л. Губман, Т.Л. Лихачева, Л.И. Яковлева).

2. В рамках культурологического подхода (К. Леви-Стросс, У. Смит, В.А. Решетников и др.) рассматривается место и роль гуманизма в культуре, влияние гуманизма на ее основные области, прежде всего на мораль, право, экономику, искусство. Гуманизм анализируется здесь в связи с логикой развития культуры в целом. Культурология гуманизма тесно связана с историческим подходом к анализу гуманизма. Практически не существует культурологических исследований гуманизма без сочетания с его философским, искусствоведческим и социологическим анализом. Именно в рамках этого подхода формируется понятие гуманистической культуры, противостоящей теоцентризму и социоцентризму, базирующейся на принципе секуляризма, отстаивающей приоритетность человека в мире. Гуманизм делает акцент не на человека вообще, а на творческую личность. На современном этапе гуманистическая культурология дополняет антропоцентризм положениями о ценности всего живого, о связи человека с доступной социальной и природной средой. Одной из ее главных тем становится проблема гуманизации социальных отношений и утверждение принципов экологического гуманизма.

3. Антропологический. В данном случае гуманизм рассматривается сквозь призму представлений о человеке как исчерпывающем субъекте этого мировоззрения и соответствующей практики. Сторонники философско-антропологического подхода рассматривают гуманизм сквозь призму представлений о человеке как суверенном субъекте этого мировоззрения и соответствующей практики. К их числу относятся Л.Ю. Александрова, В.С. Барулин В.А. Лекторский, Ф.В. Цанн-кай-си, Г.А. Чистов, и др. Значимость этого подхода определяется тем, что в его рамках становится возможным более подробный анализ философских и метафизических оснований гуманизма.

4. Проблемно-концептуальный. Этот подход предполагает более или менее последовательную и полную тематизацию гуманизма, выделение в нем элементов структуры и взаимосвязей между ними. В данном случае речь идет об исследовании гуманизма как концептуального и проблемного комплекса, чаще всего как единства его философии (метафизики), антропологии, аксиологии, стиля мышления или методологии исследования, права (права человека), педагогики и психологии. Сторонниками такого подхода к истолкованию гуманизма являются К. Ламонт, Г. Блэкхэм, Я. ван Прааг, Х. Фриис, Дж. Фаулер, Ф. Хьерс, Н. Уолтер, В.А. Кувакин, А.Г. Круглов, А.А. Кудишина и др.

5. Социоцентристский. Данный подход в рамках марксистской философской традиции был превалирующим в СССР. В известной степени он сохраняет свои позиции и в настоящее время. Его особенностью является рассмотрение гуманизма прежде всего как социальной теории и социального феномена, его миссия связывается с изменением общества на идеалах гуманизма, а сам изначальный субъект гуманизма – индивид – оказывается вторичным по отношению к той или иной социальной общности. В ходе такого рассмотрения гуманизм обычно превращается в разновидность идеологии. В ряде случаев обсуждается возможность и необходимость его трансформации в политическую партию. Как правило, социоцентристский подход имеет явно выраженный марксистский акцент и является одной из форм ревизии марксизма и ленинизма. Представителями социоцентристского подхода к гуманизму являются Ю.Г. Волков, В.Д. Жукоцкий, Е.А. Кафырин, С.С. Перуанский, А.И. Шутов и др.

6. Структурно-функциональный и вместе с тем «топографический» подход к анализу гуманизма. В его рамках рассматриваются локации гуманизма, его место, функции и взаимоотношения с различными формами духовной культуры или знания – наукой, искусством, религией, моралью, правом, политикой и др. Смысл структурно-функционального анализа гуманизма заключается в определении места гуманизма в ландшафте культуры как, прежде всего, совокупности форм духовной деятельности и областей знания. Цель структурно-функционального анализа гуманизма – вписать его в общую структуру национальных культур и мировой культуры в целом. Такие подходы реализуют в своих работах Джим Херрик, Фингейр Хьёрс, Яап Ван Прааг, А. Круглов, В.А. Кувакин, Г.В. Гивишвили, В.Д. Жукоцкий, А.А. Кудишина и др.

7. Семиотический подход к гуманизму, т.е. рассмотрение гуманизма с точки зрения семиотики, когда считается, что языковое многообразие культуры предохраняет от одностороннего и ограниченного восприятия мира и на этом пути возможно бытование как минимум двух видов гуманизма – рационального и эмоционального, отражающих два фундаментальных языка культуры. При этом полагается, что язык рацио не способен выразить всю полноту гуманизма. Это дано скорее более консервативному образно-чувственному языку, на котором издавна говорит человечество и который имеет свои достоинства, поскольку заключает в себе подлинную гуманность. С точки зрения некоторых современных представителей семиотического подхода (С.В. Бородавкин), «традиционный гуманизм» как система взглядов испытывает глубокий кризис, и рациональный анализ проблемы ценности человека в парадигме гуманизма признается несостоятельным.

Поэтому выдвигается требование выработать новый подход и переосмыслить идеалы гуманизма, что возможно «лишь на основе достижений современных исследований в области семиотики, герменевтики, социальной синергетики, т.е. на стыке наук…»

Совокупность выделенных программ исследования гуманизма подтверждает выводы о том, что гуманизм представляет собой одну из важнейших составляющих мировой культуры. Он имеет в ней определенные онтологические, гносеологические, праксиологические, аксиологические и другие основания, а также многообразные способы внешнего выражения.

Гуманизм выступает и как особая мировоззренческая установка, обусловливающая способ поведения личности, и как социально-философская категория, отражающая особые свойства общества и положение человека в нем, и как своеобразная теоретическая система, в основе которой лежат определенные общепризнанные гуманистические принципы.

Таким образом, гуманизм – это мировоззрение, ценностная установка, принцип развития культуры, обладающий нормативными кодами. Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому приоритетной ценностью мира в отношении человека является сам человек, его свобода, разум, таланты; с этой ценностью соотносятся (делая ее относительной) все иные формы действительности.

Зародившись в Греко-римской античности, гуманизм как феномен культуры сложился в эпоху Возрождения, пережил второй пик своего расцвета в эпоху европейского Просвещения и в последней четверти XIX в. наиболее активно заявил о себе в качестве мировоззрения, альтернативного религиозному, в США и многих других странах Западной Европы. Получив новый импульс развития, гуманизм в ХХ в. вновь вернулся в Старый Свет и пережил, несмотря на очевидное величие идеи, очень сложный и драматичный момент своей истории. Никогда как в этом столетии так много не говорили о смерти человека и гуманизма. Но ни трагические реалии истории, ни постмодернизм, ни фундаментализм не свидетельствуют в пользу бессилия и исчезновения гуманистических идей из лона человеческой культуры. Гуманизм ХХ века – это многомерный феномен, впервые так мощно заявивший себя не только теоретически и институционально, но и практически, как повседневная жизнь многих миллионов людей.

В современной мировой истории гуманизм стал важнейшей линией развития культуры, одной из ее доминант. Он приобрел особое практическое значение в последние десятилетия ХХ века. Гуманизм обещает быть наиболее плодотворной парадигмой культуры в XXI веке. Ретроспективно, из начала III тысячелетия мы можем видеть, что в масштабе ХХ столетия развитие гуманистической культуры шло по возрастающей, хотя и дискретным образом, а для некоторых стран и регионов непрерывно: Великобритания, США, Нидерланды, Новая Зеландия, Австралия и др. В современную инфокибернетическую эпоху мировая культура получила новое пространственное изменение и переживает «гуманистический культурный ренессанс» (П. Куртц), а главная черта рождающейся постиндустриальной цивилизации видится в возрождении гуманизма. Интерес к гуманизму обусловлен изменившимися условиями жизни человека: возросло значение демократии, права, науки и образования, увеличилась мировоззренческая свобода человека, его достоинство, повысилась роль духовной культуры и гуманизация межличностных и социальных отношений.

Гуманизм – путеводная звезда человечества. И никакие трудности не способны остановить человека на пути к человечности, счастью и справедливости.

Гуманизм как феномен культуры: парадигмальные формы

Валерий Кувакин

Концептуальным ядром постпостмодернистской парадигмы культуры (П. Куртц) является светский гуманизм. Светский (секулярный) гуманизм придает особое значение использованию науки и критического мышления в широчайшем спектре проблем человеческого существования (научное познание, религиозные верования, этические дилеммы, гражданская жизнь (подробнее см. Куртц П. Что такое светский гуманизм? – М.: РГО, 2008, 39 с.). Духом и существом гуманизма всегда был антропоцентризм, противостоящий теоцентризму, социоцентризму и природоцентризму. Императивы ХХ в. внесли свои коррективы и способствовали преодолению крайностей антропоцентризма. В ходе становления современного гуманизма с очевидностью выделились эволюционная, ноосферная и экологическая формы современного светского гуманизма, стремящиеся преодолеть недостатки или границы прежде существовавших исторических форм гуманизма. Особой теоретической модификацией гуманизма является гражданский гуманизм.

В основание этой классификации лежит не какой-то абстрактный принцип, а наличие конкретных теоретико-исследовательских парадигм гуманизма. С чисто теоретической точки зрения, инструментами выявления характера реальной многомерности гуманизма более всего подходят категории сущности и существования. Скажем, к сущности гуманизма можно отнести его статус быть мировоззрением человека или коллективным мировоззрением объединенных идеей гуманизма групп людей, а к существованию этой сущности, т.е. гуманизма, можно отнести соответствующие социальные формы его воплощения – от научно-исследовательских коллективов, изучающих гуманизм, до различных гуманистических союзов или движений национального и международного уровня.

Остановимся на общей характеристики указанных форм современного светского гуманизма, его парадигм, т.е. концепций, отличающихся в основном своеобразием философского и теоретического обоснования и акцентировкой его основных проблем.

Эволюционный гуманизм

Его наиболее яркими представителями являются Дж. Хаксли, Д. Симпсон, К. Уоддингтон, Дж. Хемминг, Дж. Бёркс и др. Он ставит своей задачей радикальную реорганизацию всех систем общества, или гуманистическую революцию с целью предотвращения, ставших уже самоочевидными с 40–70-е гг. ХХ в. разрушительных последствий воздействия человека на многие эволюционные процессы в мире живого и на его беспрецедентное давление на мир дикой природы.

Исходной точкой рассуждения эволюционных гуманистов является положение: «Вся действительность – единый процесс эволюции» (Haxsly J. Evolutionary Humanism. – Buffalo (N.Y.): Prometheus Books, 1992, p. 74.).

Эволюционный гуманизм утверждает единство человека с остальной жизнью и с универсумом, понимаемым научно-материалистически. В основе эволюционного гуманизма лежат четыре ключевые идеи: (1) человек несет ответственность за свою жизнь и жизнь планеты и может полагаться только на самого себя; (2) человек – лишь один из видов, существующих на Земле, и поэтому нет места для борьбы рас, наций, религиозных групп; (3) идея осуществления заветных чаяний человечества приоритетна по отношению к идеям достижения чисто материального благополучия; (4) повышение качества жизни, а не количества товаров и услуг.

Ноосферный гуманизм

Наиболее яркими его представителями являются В.И. Вернадский, А.А. Богданов, Н.А. Умов, А.Л. Чижевский, О. Райзер, Н.Н. Моисеев, И.М. Борзенко и др. Ноосферные гуманисты призывают учитывать все глобальные тенденции современности и осознать, что достойная жизнь для каждого человека, мирное существование, экологическая безопасность, социально-нравственная справедливость, осмысленность существования, общечеловеческая солидарность в процессе гуманизации бытия и преображение в планетарном масштабе внутренней и окружающей человека природы являются единственными императивами выживания человечества. Центральными положениями ноосферного гуманизма является: трактовка человека в качестве биосоциокосмического существа; признание «универсальной науки» «о единстве человека, жизни и Вселенной и всеобщих законах их системно-организационного строения, функционирования и развития»; «философская вера в решающую роль человеческого разума в космоэволюционном процессе» (Борзенко И.М. Планетарные аспекты гуманистического мировоззрения // Здравый смысл. 1999, № 3 (12), с. 60.).

Ноосферное мировоззрение, по замыслу его теоретиков, в состоянии помочь человечеству обрести язык универсального общения, на котором можно договариваться, приходить к согласию на пути к глобальной человеческой солидарности.

Экологический гуманизм

К его представителям относят Н.В. Тимофеева-Ресовского, Е.А. Когай, Г. Парсонса, Ф. Рейгала, Флорис ван ден Берг и др. Он связан с двумя первым выше обозначенными формами, а также с различными вариантами концепции «поддерживаемого развития». В коэволюционном подходе делается упор на взаимосвязанность и сопряженность процессов в живом и неживом, социальном и природном мирах. Исходной идеей здесь выступает коэволюционная модель социоприродного развития, взаимодействия природы, человека и социума, заключающаяся в отказе от технократической парадигмы и крайностей антропоцентрических и биоцентрических представлений.

Через экогуманизм коэволюционный принцип развития становится органичным компонентом гуманистического мировоззрения, стремящегося соответствовать как реалиям современной действительности и ее вызовам, так и современной научной картине мира. Для экогуманизма задачей является не только сохранение окружающей среды, но и сохранение и развитие культуры. Если первая задача «ориентирует на сохранение человека как биологического вида в условиях бифуркации биосферы, то вторая нацеливает на сохранение, сбережение сущностной основы человека как существа социального, культурного…» (Когай Е.А. Глобализация в контексте экологии культуры // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. – М.: «Современные тетради», 2005. Т. 3, с. 272. См. также Ecohumanism. Ed. By Robert B. Tapp. In cooperation with the North American Committee for Humanism. – Prometheus Books, 2002.).

Ведущие формы светского гуманизма наглядно демонстрируют общие между ними черты: (1) признание актуальности гуманистических императивов для нашего времени; (2) расширение нравственного мира каждой личности, повышение самосознания человеческого рода, что предполагает ответственность не только за свое будущее, но и за будущее грядущих поколений людей; (3) укрепление общечеловеческой консолидации в деле преображения мира природы и окружающей среды человека в космических масштабах (принцип планетарности). Общеполитической платформой современных светских форм гуманизма являются идеи демократии.

Гражданский гуманизм

К наиболее активным сторонникам этой формы гуманизма в России являются В.Л. Гинзбург, Г.В. Гивишвили, А.Г. Круглов, В.А. Кувакин, Г.Г. Шевелев, С.С. Перуанский, А.С. Шутов, В.Д. Жукоцкий и др. Вместе с тем среди тех, кто подчеркивает высокую значимость социального потенциала гуманизма, существуют определенные разногласия, связанные с пониманием общественного и правового статуса гуманизма. Большая часть гражданских гуманистов считает его мировоззрением, субъектом которого является социально ответственная личность, ассоциирующая себя с другими гуманистами на различных уровнях неидеологических и неполитических общностей.

Другие полагают, что необходима трактовка гуманизма как идеологии и создание гуманистической партии. Защитники идеи политизации гуманизма считают, что гуманизм может и должен стать той идейной политической платформой, которая в состоянии направить общество по пути социального прогресса и справедливости. Тем не менее, все гражданские гуманисты полагают, что гуманизм должен поддерживать демократические ценности и идеи гражданских свобод и прав человека. К радикальной (политизированной) группе российских гуманистов принадлежат С.С. Перуанский, В.Д. Жукоцкий, А.С. Шутов, Е.А. Кафырин и др. Они убеждены в том, что гуманистические идеи могут и должны быть трансформированы в идеологию и институциализированы в форме политической партии.

Гуманизм как феномен культуры: система знаний

Валерий Кувакин

Одним из решающих сущностных аспектов гуманизма являет его знаниевое (информационное) измерение. Современный гуманизм представляет собой достаточно разветвленную структуру знаний. Он включает в себя философское знание, основывается на выводах общей теории эволюции и данных антропологии; светский гуманизм – это аксиология гуманизма, гуманистическая этика, гуманистическая психология, педагогика гуманизма и гуманизм как методология исследования.

Особое значение для современного светского гуманизма имеет вопрос о методе, поскольку это мировоззрение озабочено соответствием заключенных в нем знаний и установок реальному положению вещей, а также выработкой программ и процедур исследования на истинность заявлений этического, политического, теологического и паранормального характера. Наиболее разработанным методом является в данном случае концепция исследовательского (селективного, умеренного, контекстуального, позитивного) скептицизма Пола Куртца (Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. М.: Наука, 2005. См. Также: Kurtz P. Skepticism and Humanism: The New Paradigm. – New Brunswick, L.: Transaction Publishers, 2001.).

Вместе с тем, вся идущая от античности рационалистическая традиция высоко оценивается гуманизмом как проверенная временем и тесно связанная с наукой и здравым смыслом. Со своей стороны гуманизм как мировоззрение, исходящее из определенного набора ценностей придает как скептицизму, так и рационализму прежде всего эмоционально-этическую окрашенность, что позволяет избегать крайностей формализма и холодной рассудочности.

По мнению гуманистов, человечество сегодня не может не ориентироваться на гуманистическую рациональность. Новейшие формы рациональности и скептицизм как одна из психо-интеллектуальных и методологических (исследовательских) основ гуманизма поддерживаются широким кругом ведущих теоретиков и практиков гуманизма ХХ в. Среди них Бертран Рассел, Айзек Азимов, Мартин Гарднер, Карл Саган, Пол Куртц, Рей Хейман, Филипп Класс, Ричард Докинз и многие другие (The Ten Outstanding Skeptics of the Twentieth Century // Skeptical Inquirer, 2001 № 1. P. 23-28.).

Философские обоснования (метафизика) современного гуманизма. Как было упомянуто выше, из философских направлений с наибольшей очевидностью с гуманизмом связаны скептицизм, рационализм, натурализм, прагматизм, марксизм, экзистенциализм, персонализм. Связь вышеперечисленных философских школ и направлений с гуманизмом порождает «гуманизмы» различной метафизической окраски. Философские обоснования так или иначе входят в гуманистическую парадигму и способствуют ее обогащению, как и преодолению недостатков исторически и морально устаревающих форм гуманизма.

Наиболее традиционным философским союзником гуманизма был и остается рационализм, поскольку он связан с высокой оценкой разума и способности человека к мышлению, ориентированному на поиск истины и рациональное обоснование моральных суждений и оценок. Эта связь представляется отнюдь не случайной, поскольку исторически и культурно гуманизм теснейшим образом связан с высшими достижениями античной мысли (принцип рационального этического выбора, разум как наивысшая добродетель), эпохи Возрождения, принесшей в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух, с эпохой Просвещения с ее апофеозом разума и научного познания.

Современная историография гуманизма свидетельствует о продолжающейся традиции марксистских гуманистических исследований, о включении в гуманистическое мировоззрение многих его положений антропологического и социально-философского характера. Это связано, прежде всего, с продолжающимся анализом ранних произведений Маркса, с влиянием его работ на многих выдающихся гуманистов ХХ в., в частности, на Э. Фромма, Ж.-П. Сартра, С. Стояновича, А. Шаффа, Г. Парсонса и др. Постсоветская марксистская философия в России продолжает работать в направлении выявления гуманистического потенциала философии К. Маркса с целью утверждения новых альтернатив развития общества, направленных на моральный и духовный прогресс личности, и способных устанавливать разумные и достойные общественные отношения (В.С. Семенов, Ф. Цанн-кай-си, Е. Плеханов В.Д. Жукоцкий и др.).

Не менее очевидна область общего между гуманизмом и прагматизмом, особенно в работах американских гуманистов. Многие из них ведут свою родословную от Ч. Пирса, У. Джеймса, Дж. Дьюи и С. Хука. Особенно очевидна связь гуманизма и прагматического натурализма в работах П. Куртца. Прагматизм привносить в современный гуманизм идеи фаллибилизма, практичности истины, объективного релятивизма, ситуативной этики и др., что делает это мировоззрение более гибким и реалистическим.

Несомненна связь современного гуманизма с экзистенциализмом и персонализмом. Более всего это обнаруживается в современных гуманистических представлениях о человеке как творце собственных смыслов и ценностей, как проекте и экзистенциальной динамике. Обе эти интеллектуальные школы сближает анитметафизичность и возвышение ценности свободы, им одинаково чужда идея этического предписания. Третьим участком общей границей между гуманизмом и экзистенциализмом является отрицание того, что ценности имеют какой-либо объективный онтологический статус. Особенно широко осуществляется синтез гуманизма и экзистенциализма в психологии, которая чаще всего обозначается как экзистенциально-гуманистическая (Д.А. Леонтьев, В.А. Кувакин, А.Г. Круглов и др.)

Явным влиянием экзистенциализма можно объяснить тенденцию современных гуманистов признавать драматизм и элементы трагизма человеческого существования, их призыв к «мужеству стать», к выработке искусства жизни, включающего в себя заботу, свободу и ответственность, признание однократности бытия и индивида и необходимости стоического восприятия действительности. Другим созвучием гуманистической и экзистенциалистской антропологии является утверждение о творческой природе человека, ее принципиальной незавершенности, о фундаментальном значении свободы и ответственности, о бесконечных возможностях человеческого существа в закономерном и вместе с тем бесконечном и вероятностном мире.

Совокупность рассмотренных измерений гуманизма подтверждает выводы о существовании открытой и динамичной гуманистической парадигмы в культуре. Он имеет в ней определенные онтологические, гносеологические, праксиологические, аксиологические и другие основания, а также многообразные способы существования. Гуманизм выступает и как особая мировоззренческая установка, обусловливающая способ поведения личности, и как социально-философская категория, отражающая особые свойства общества и положение человека в нем, и как своеобразная теоретическая система, в основе которой лежат определенные общепризнанные гуманистические принципы.

Особое своеобразие гуманистическому мировоззрению придает его психология. По вполне понятным причинам она во многом аналогична тем идеям, которые развивались и развиваются в рамках гуманистической, экзистенциальной и позитивной психологии. Психологии гуманистического мировоззрения присущи яркие черты. Едва ли не приоритетной является оптимизм, позитивность и аффирматизм (жизнеутверждающий характер) гуманистического стиля жизни. Другими чертами его психологии являются эмпатия, открытость и благожелательность, скептицизм, осмотрительность и сдержанность, сострадание, участие и забота, порядочность и ответственность, толерантность, элементы стоического отношения к действительности, мужество («мужество стать» – П. Куртц) и многие другие позитивные морально-психологические качества.

В качестве одной из версий структурирования гуманизма как системы знаний может быть разработанная в РГО тематика учебных курсов, охватывающая практически все основные области знания, составляющие содержание современного гуманизма.

ГУМАНИСТИКА – общая тематика учебных курсов специализированной образовательной программы Центра обучения Российского гуманистического общества (ЦОРГО)

Первый цикл: Гуманизм – общечеловеческая основа культуры

I. Теория гуманизма.

1. Гуманистика как междисциплинарная область научного знания.
2. Гуманизм: система ценностей, мировоззрение, образ жизни.
3. Современные гуманистические концепции.
4. Общие принципы гуманистического мировоззрения и образа жизни.
5. Мировое гуманистическое движение в ХХI в.

II. История гуманизма

1. Гуманизм в древней Греции.
2. Древнекитайский гуманизм.
3. Византийский гуманизм.
4. Гуманизм арабского Возрождения.
5. Гуманизм европейского Возрождения.
6. Традиции гуманизма Нового Времени.
7. Гуманизм в России.
8. Мировой гуманизм в ХIХ – XX вв.
9. Судьбы гуманизма в ХХI в.

III. Гуманизм и свободомыслие в России.

1. Особенности свободомыслия и гуманизма в России.
2. Формы проявления и основные представители российского гуманизма.
3. Гуманизм и свободомыслие в современной России.

IV. Эволюция гуманизма как идеи и социальной реальности.

1. Объективные предпосылки гуманизма в примитивных обществах.
2. Формирование экономико-политических и правовых основ гуманизма в античной культуре.
3. Средневековье и гуманизм.
4. Гуманизм, прогресс свободы и демократии в Новое и новейшее время.
5. Гуманизм и современность.
6. История и перспективы гуманизма в России.

V. Гуманизм и проблемы происхождения человека.

1. Философские и религиозные сценарии происхождения человека.
2. Идея реинкарнации, оккультные и иные паранаучные интерпретации происхождения человека.
3. Научные концепции генезиса человека.
4. Человек. эксобиология и эксоэволюция.
5. Перспективы человека как феномена космоэволюционного процесса.

VI. Гуманизм и космизм.

1. Человек и космос.
2. Современные теории космизма.
3. Антропный и сверхантропный принцип.
4. Идея ноосферы и автотрофного существования человека.

VII. Гуманизм как этика человечности.

1. Человечность в структуре человеческих качеств.
2. Этическое измерение разума.
3. Нравственная коллизия и роль разума в этическом познании.
4. Основные добродетели этики человечности.
5. Этика гуманизма в системе учений о нравственности.

VIII. Гуманистическая психология.

1. «Третья сила» в современной психологии.
2. Основные представители гуманистической психологии.
3. Гуманистическая психология личности.
4. Гуманистическая психотерапия.
5. Идеалы гуманистической психологии.

IХ. Гуманизм, творчество, самосовершенствование.

1. Личность и гуманизм.
2. Статус гуманизма как мировоззрения во внутреннем мире личности.
3. Гуманизм и проблема смысла.
4. Особенности гуманистического творчества.
5. Гуманистические ресурсы самосозидания человека.

Х. Гуманизм и экономика.

1. Человеческое измерение экономики.
2. Проблемы гуманизации экономических отношений.
3. Возможна ли экономика с человеческим лицом?

ХI. Гуманизм и право

1. Право как гуманистическая ценность.
2. Право в системе гуманистических ценностей.
3. Историко-культурные условия гуманизации права.
4. Гуманистические аспекты либерального и социалистического правопонимания.
5. Юридическая ответственность в свете гуманизма. Проблема смертной казни.
6. Права человека, международный правопорядок и гуманизм.
7. Нравственно-правовой смысл войны. (Раздел подготовлен В.Н.Жуковым.)

ХII. Гуманизм и политика

1. Общечеловеческие ценности политики.
2. Метаполитический статус гуманистического мировоззрения.
3. Задачи и роль гуманизма в политической жизни общества.
4. Возможен ли гуманизм как политическая идеология?

ХIII. Гуманизм и глобальные проблемы современности.

1. Экогуманизм: основные принципы и идеалы.
2. Гуманизм как инструмент сохранения международной безопасности.
3. Гуманизм, национализм, патриотизм, космополитизм.
4. Гуманизм и глобальное сознание человечества.
5. Проблема прав человека и социальной справедливости.

ХIV . Основы гуманистической педагогики

1. Гуманизм – глубинная основа педагогического процесса.
2. Проблема самоопределения и мировоззренческого выбора в школе.
3. Светские ценности и научное мировоззрение как содержание образования и воспитания.
4. Свобода совести в школе: моральные и юридические проблемы.

ХV . Философия и антропология гуманизма

1. Существование и гуманистическая сущность человека.
2. Идея физического, психического, нравственного и интеллектуального здоровья.
3. Гуманистические ценности.
4. Межсубстанциальные коммуникации человека.
5. Человек-субстанция: возможен ли творческий прорыв?

Второй цикл: Наука, здравый смысл и паранормальное

I. Гуманистическая интерпретация науки.

1. Наука и гуманизм.
2. Наука как интеллектуальный, нравственный и психологический феномен.
3. Здравый смысл, рациональность, наука.
4. Рациональное, иррациональное и антирациональное.
5. Наука, паранаука, псеводонаука, антинаука, философия, метафизика, религия: проблема демаркации.
6. Наука на рубеже тысячелетий: успехи, кризисы, перспективы.
7. Наука, рациональность и постмодернизм.

II.Критическое мышление в инфо-медиакибернетическую эпоху.

1. Новые средства массовой коммуникации и информации.
2. Современные стили мышления.
3. Новые условия рефлексивности.
4. Научно-методологический скептицизм в условиях глобализации и тотальной плюрализации.
5. Принципы, психология и логика критического мышления.
6. Глобальные инфо-финансовые конгломераты и угроза медиакратии.

III. Современная паранаука

1. Неоязычество как модернизация магических и оккультных практик.
2. Парапсихология.
3. Астрология и нумерология.
4. Физиогномика, гадания по руке и другие магии тела.
5. Новейшие религии паранормального.
6. Психология и технология паранауки.
7. Социокультурные, гносеологические и психологические причины живучести паранауки.

IV. Паранаука, парапрактика и средства массовой информации

1. Превращение паранауки в парапрактику в условиях рыночных отношений.
2. Паранаука и парапрактика как факторы, опасные для физического, психологического, нравственного и интеллектуального здоровья людей.
3. Парапрактика как дезинформация. СМИ и парапрактика.

V. Астрология и астрономия

1. Исторические корни астрологии.
2. Основные постулаты и принципы астрологии.
3. Астрономическая интерпретация астрологии.
4. Психология астрологической веры. СМИ и астрология.

VI. Ненаучные формы мышления

1. Человеческие предрассудки: истоки и функции.
2. Утопическое сознание.
3. Мифы, механизмы их воспроизводства, мировоззренческая и психологическая роль.

VII. Мифы, утопии и паранормальные верования в современной России

1. Эффект мировоззренческого коллапса и «запретного плода».
2. Особенности паранормальных верований в России.
3. Типичные проявления российского утопического и мифологического сознания.

VIII. Наука и паранормальное

1. Парафеномен и заявление о нем.
2. Свободное расследование заявлений о парафеноменах как научный и морально-юридический императив.
3. Принципы и методы независимой научной экспертизы заявлений о парафеноменах.
4. Социокультурные и психологические интерпретации заявлений о парафеноменах.

IX. Наука и мошенничество

1. Социальные условия распространения мошенничества в России.
2. Сущность мошенничества. Единство обманываемого и обманывающего.
3. Виды современного мошенничества.
4. Мошенничество и современные информационные технологии.
5. Методы профилактики и борьбы с мошенничеством.

* * *

Экспозиция проблем, ценностей, методов, форм бытования современного гуманизма естественным образом подводит к определению гуманизма как комплексного феномена. Структура современного гуманизма не только многообразна, но и разнокачественная. Для обозначения многообразия содержаний и форм существования современного гуманизма правомерно ввести понятие «универсальный гуманизм». Термин «универсальный гуманизм» охватывает его содержание как мировоззрения, системы ценностей, способов, методов и психологии мышления, как научно-исследовательскую практику, различные виды социализации гуманизма и гуманизм как образ жизни. Идея многоаспектности гуманизма позволяет, кроме того, идентифицировать гуманизм как открытый знаниевый, методологический и нормативный комплекс, как социальный феномен, как повседневность индивида и как бытование различных гуманистических сообществ. Определение «универсальный гуманизм» имеет ввиду комплексный характер как сущности, так и существования гуманизма, сложную взаимообусловленность и взаимосвязь между ними. Можно сказать, что универсальность гуманизма репрезентирует универсального человека, живущего в многомерном универсуме.

Современный гуманизм осознает себя как эволюционирующую культурную парадигму, мировоззренческую система знаний и методов, вбирающую как новейшие, так и уже проверенные временем и культурой наиболее жизнеспособные и реалистические ценности и воззрения на человека, общество и мир. Гуманизм в настоящее время продолжает плодотворно развиваться как постоянно обновляющийся интеллектуально-нравственный, научно-просветительский и социокультурный феномен, тяготеющий к обретению планетарного масштаба. Современный гуманизм позиционирует себя как составная часть проекта Нового Просвещения, претендующего на роль содержательного мейнстрима культурных трансформаций современности.

Как часть проекта Нового Просвещения современный гуманизм – это компонент парадигмы неомодернизма, противостоящего постмодернистской парадигме; светский гуманизм составляет ценностное и мировоззренческое ядро неомодернизма как постпостмодернизма. Развивающийся комплекс парадигм современного светского гуманизма позиционирует себя, с одной стороны, в качестве неомодернизма – альтернативы постмодернизму, теизму, технократизму, бюрократизму и нигилизму, с другой – в качестве Нового Просвещение, т.е. объявляет себя наследником традиций гуманизма Античности, эпохи Ренессанса, Просвещения и модернизма, включая в свое базовое содержание научное мировоззрение, свободомыслие, различные формы нетеистических убеждений, критическое мышление, общечеловеческие экзистенциальные, этические, гражданские и экологические ценности и общедемократические социальные идеалы.

Гуманизм в России

представлен Российским гуманистическим обществом

Гуманизм основан на таких понятиях, как альтруизм, человечность, добро

Гуманизм - альтруизм, человечность, добро