Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Отдых

 

Отдых 

Отдых можно рассматривать как форму уединенности или отъединенное прежде всего от труда или какой-либо иной деятельности как трудности, процесса, приводящего к усталости, истощению и т.п. Но отдых может быть коллективным и деятельным. Некоторые из людей рассматривают отдых как смену формы труда. Однако такой вид отдыха далеко не универсален. Отдыхом в изначальном смысле слова является сон — естественный способ восстановления физических и психических сил человека и его здоровья. В этом качестве сон — это естественная ценность, а не только качество нашей телесной организации. Вместе с тем отдых может быть и является важной гуманистической ценностью, когда он основан на человечности и личностном позитиве. Это кажется тривиальным, но об этом необходимо напомнить, поскольку существуют антигуманные формы досуга и негуманное, ложное понимание отдыха. Некоторые люди и социальные группы рассматривают отдых как простую трату эмоций, сил, денег, как [209] отключение («отпад») от разума и ответственности, нравственности, долга и т.д., как «кайф», достигаемый с помощью алкоголя, наркотиков и других средств, наносящих часто непоправимый урон физическому и психическому здоровью человека. Негуманным является и такой отдых когда в результате может быть нанесен урон другим людям, обществу или природе. Существуют много форм псевдоотдыха, искусственных и негуманных форм и средств проведения досуга. Общим критерием различия между гуманным отдыхом, т.е. отдыхом-ценностью и отдыхом негуманным является его ближайший и отдаленный результат. Если он позитивен и/или созидателен, то это отдых-ценность, если негативен и разрушителен, то это отдых-антиценность. На практике провести эту демаркацию довольно сложно. Иногда человеку необходимо отключиться от забот и проблем, снять стресс и т.д. В том числе и с помощью «сильных» средств. Каждый из нас должен взвешивать при этом ожидаемую пользу и вред и на свою ответственность решать, каким образом ему отдыхать, не покидая границ уважения к себе и окружающим. В условиях рыночных отношений возникает индустрия отдыха и на этом рынке услуг следует вести себя также как и на любом другом рынке, обращая внимание на качество товара, честность продавца и (не только денежную) цену предлагаемого товара.

Здесь нет никакого преувеличения или цинизма, поскольку именно в этой области рыночных отношений (шоу-бизнес, игорный бизнес и т.п.) создается особенно благоприятная почва для создания у потребителя искусственных и антигуманных потребностей с целью их последующей эксплуатации, для столкновения с наркобизнесом, для погружения человека в стихию не всегда безопасного коллективного экстаза и экзальтации, для оболванивания человека, внушения ему фетишистских, антирациональных идей и предрассудков. Иными словами, без того, чтобы укрепить свои тылы чувством здравого смысла и юмора, осмотрительностью и осторожностью идти на этот рынок услуг весьма рискованно, потому что затраты могут быть слишком большими, а то и невосполнимыми.