Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

2. Насилие, убийство, терроризм, война и геноцид

 

2. Насилие, убийство, терроризм, война и геноцид

Не всякое насилие связано с агрессией, однако, агрессия порождает особенно жестокие его формы. Абсолютной [282] формой выражения агрессивного насилия является убийство одним человеком другого или других людей. Это как раз тот случай, когда человек оказывается способным на такие изощренные и масштабные злодеяния по отношению к себе подобному, на какое не способно ни одно другое живое существо. Среди ученых широко обсуждается и феномен агрессии, и проблема убийства. Но независимо от различия в точках зрения, нельзя не признать, что любые случаи убийства или каннибализма в животном мире имеют определенные детерминанты, поддающиеся рациональному объяснению. Убийство как результат агрессивности, как кажется, не имеет никакой рациональной основы, оно представляется воплощением иррационального и античеловеческого в полном и буквальном смысле этих слов.

Справедливости ради следует заметить, что немотивированные, совершенные в результате всплеска агрессивности убийства относительно редки. Гораздо чаще агрессивность индуцируется, пробуждается и подогревается тем или иным мотивом, поводом, который может быть весьма незначительным и «сгорающим» в огне агрессивности. Даже анализ рядовой уличной драки редко позволяет установить ее зачинщиков и мотивы, поскольку взаимная агрессивность делает ее иррациональным выплеском взаимной жестокости. Драка становится самоцелью, а сами понятия мотивов или зачинщика становятся, по сути, бессмысленными. Это, разумеется, не оправдывает никакое проявление агрессивности и враждебности, но ставит вопрос о специфических способах ее контроля и ограничения.

Иной формой проявления насилия является терроризм.

 В современном смысле терроризм, как специфический вид проявления античеловечности, начал распространяться в последние полтора-два столетия, хотя прототипами его были едва ли не все существовавшие до этого формы насилия — от войны до заложничества. Первоначально терроризм возник как форма политической борьбы правого и левого экстремизма. Терроризировать (от латинского terror —страх, ужас) значит преследовать, угрожать расправой, насилием, убийствами, держать в состоянии страха. Массовый характер он принимал во времена Великой французской революции (конец XVIII в.), гражданской войны в России 1917-1921 гг. Элементы терроризма были присущи некоторым течениям русского народничества и эсерства. В годы советской власти возникают различные формы государственного терроризма, связанные в основном с беззакониями, репрессиями сталинизма против народов бывшего СССР. В современном мире терроризм стал одной из наиболее острых политических проблем. Терроризм в Северной Ирландии, арабский, [283] чеченский, курдский терроризм подрывают сегодня международную стабильность и сигнализируют об очагах социальной несправедливости, нерешенности определенных политических, национальных, религиозных, экономических, территориальных и других проблем. Это не значит, что терроризм может быть оправдан какими-либо мотивами. В любом случае — это проявления антигуманности, поскольку его жертвами являются ни в чем не повинные люди. Терроризм подрывает основы общественной стабильности, порождает страхи, неуверенность, понижает качество индивидуального и социального бытия.

Современный терроризм неизбежно связан с беззаконием и преступностью. В нем нет четких границ между политическими лозунгами и мотивами, с одной стороны, и уголовными деяниями — грабежами, убийствами, заложничеством и т.п. — с другой. Деградация современного терроризма, его тенденция к превращению из антигуманного метода политического шантажа в способ грабежа, экономического и финансового преступления позволяют надеяться на возможность его устранения в будущем политическими и юридическими средствами.

Между тем, в основном, террористическая деятельность носит международный характер. Таковой Устав ООН считает акты насилия, убийства, взрывов и т.д., совершаемые с содействия или попустительства государства против лиц или объектов другого государства. Единственным общим фактором снижения террористической активности или ее полного устранения являются мирные средства решения проблем, различные формы переговорного процесса, воля к компромиссу и согласию, политическая и просто человеческая мудрость конфликтующих сторон. Немаловажна и реакция населения на акты террористического насилия. Она может быть мощным толчком к радикальному пересмотру ситуации обеими сторонами и открывать новые возможности ее решения.

Поскольку детерминанты или некие субстратные основы агрессивности далеко не ясны, тогда как сами акты агрессии нередко бывают массовыми и составляют существенную часть территории антиценностей, то вопрос о противостоянии ей, о ее элиминации не является ни простым, ни очевидным. Кажется, что на социальном уровне критерии оценок агрессивности легче поддаются определению. С правовой точки зрения это решает проблему противостояния ей. Так в соответствии с Уставом ООН агрессивным считается любое незаконное с точки зрения Устава применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа (нации). В этом смысле агрессия — международное преступление против мира и безопасности [284] человечества. Основной признак агрессивности — это первенство или инициатива, т.е. применение первым вооруженной силы.

Война — основная и классическая форма проявления агрессии на социальном уровне. Против войны раздавались голоса уже в древности. Идеал всеобщего мира насчитывает столетия. Но войны не прекращаются и кажется, что им не будет конца. Вопрос о войне представляет собой весьма сложную экономическую, политическую и техническую проблему. Очевидно, что признать войну ценностью достаточно трудно, если только вообще возможно. Обычным аргументом против однозначного осуждения войны и ее оценкой как бесчеловечности и антиценности является различение справедливых и несправедливых войн. К первым относят войны вынужденные, оборонительные и революционно-освободительные. Ко вторым — все остальные. Но война — это в любом случае поражение разума, желания и готовности решить вопрос мирными политическими, экономическими, юридическими или иными ненасильственными и невоенными способами. Плохой мир лучше хорошей ссоры, и цена войны слишком часто превышает цену мира.

Однако в войне есть такой компонент, который делает любую войну несправедливой и античеловечной. Он связан не столько с агрессией, сколько с агрессивностью как таковой. Дело в том, что любая война уродует и калечит психологию людей. Она неизбежно пробуждает многие негативные качества человека, умножает антиценности, поскольку неизбежно означает убийство, жестокость, насилие, пытки и издевательства, которые во время войны имеют тенденцию восприниматься как нечто необходимое, нужное и полезное. Во время войны легко потерять человеческий облик, озлобиться, очерстветь, потерять веру в человечность и любые человеческие ценности.

Человеческий разум, гуманность стремятся и здесь защитить достоинство человека, противостоять войне, как одной из форм зла и антиценности. Современное мировое сообщество выработало систему международных соглашений, запрещающих пытки, издевательства, насилия и убийства мирных жителей, приняты конвенции о военнопленных и беженцах и т.п. Сегодня существуют международные организации, призванные следить за соблюдением норм, хотя бы как-то смягчающих жестокость войны и защищающих даже в этих античеловечных ситуациях определенные права и человеческие ценности. Международные суды предусматривают преследование и наказание военных преступников.

Если войну не всегда склонны считать абсолютной и безусловной антиценностью, то таковой является геноцид. Геноцид [285] (от греческого genos — род, племя и латинского caedo —убиваю) — это уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или этническим признакам, умышленное создание условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, так же как и действия по предотвращению деторождения в их среде. Наиболее известными случаями геноцида за последнее столетие историки и специалисты называют резню армян в Турции, преступления фашистов на территории оккупированных ими стран, сталинская политика репрессий и террора, сопровождавшаяся массовыми арестами и расстрелами десятков миллионов людей и переселением целых народностей из мест их традиционного проживания в районы Сибири, Дальнего Востока и другие трудные для выживания регионы страны. Не менее жестокой и бесчеловечной была борьба режима Пол Пота против своего народа в Камбодже. Геноцид не может быть оправдан никакими аргументами, это совершенно откровенная индивидуальная и социальная форма реализации агрессивности и насилия. Он попирает все права личности, все позитивные качества и ценности, он становится формой коллективного террора и безумия. Геноцид — самое страшное преступление против человечества.

Вместе с тем агрессивность проявляется и в иных формах. Она процветает среди некоторых групп подростков, стимулируя детскую преступность в семье, порождая плохое обращение с детьми или акты насилия членов семьи по отношению друг к другу. Она может проявляться и в области сексуальных отношений, приводя к изнасилованиям и особо жестоким убийствам. Агрессивность выплескивается и в виде жестокого обращения с животными (в организации, скажем, собачьих боев) или даже в экологических преступлениях.

Может сложиться впечатление, что агрессивность неистребима, поскольку коренится в каких-то глубинных слоях психологической или биологической структуры личности. Возможно, одним из наиболее перспективных направлений ее контроля и управления является отыскание безопасных и в этом смысле человечных форм ее канализации или утилизации. Некоторыми из таких форм являются спорт, различные состязания и игры, опасные для жизни профессии или виды деятельности, контролируемые формы конкуренции и т.п. Дискуссионными являются специфические психологические формы снижения уровня агрессивности или ее компенсации. Так, некоторые психологи и социологи предлагают выплескивать негативные, в том числе и агрессивные, эмоции посредством различных действий с имитаторами врага. Это может быть, скажем, резиновая копия босса или макет солдата недружественной державы, с которыми можно вести себя сколько угодно [286] агрессивно. Обсуждается также вопрос, компенсируется ли агрессивность просмотром фильмов, в которых демонстрируется насилие и жестокость.

Агрессивность — извечный враг человека. Но неверно думать, что победить ее окончательно — это утопия. Рано или поздно агрессивность без ущерба для безопасности и чувства самосохранения человека будет переплавлена в иные, человечные и безопасные качества. Антиценности можно в той или иной степени нейтрализовать или даже трансформировать в ценности. Общие перспективы прогресса в этой области лежат на путях демократического развития стран, национального, экономического и культурного подъема, развития науки и просвещения, укрепления правовых основ общества и систем коллективной и международной безопасности.