Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Лекция VIII. Философия классического марксизма

Лекция VIII

Философия  классического марксизма

1. «Упразднение философии»: к вопросу о предмете марксистской философии.

2.  Чувственно-предметная деятельность и проблема человека.

3. Философия реального гуманизма.

4. Судьба марксистской философии в современном мире.

Свое название философия марксизма берет от имени ее основоположника Карла Маркса (1818–1883 гг.). Наряду с Марксом другим ее основателем считают Фридриха Энгельса (1820–1895 гг.), друга и соратника Маркса. Ими совместно написаны такие программные работы, как «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии» и целый ряд других, в которых были изложены их позиции по коренным философским проблемам. Маркс и Энгельс – выдающиеся немецкие теоретики, общественные деятели, оказавшие влияние на ход мировой истории. Их философия – наиболее значительное явление в мировой и европейской культуре XIX в.

Возникновение марксизма приходится на середину XIX в., эпоху классического капитализма, породившего на собственной основе коллизии и конфликты, которые ранее не были известны миру. К ним следует отнести экономические кризисы перепроизводства, буржуазно-демократические революции, организованное профсоюзное, социалистическое и рабочее движение, классовую борьбу… Они коснулись всех слоев общества, всех сторон общественной жизни, самым существенным образом повлияли на духовную атмосферу европейского общества. Все это не могло не найти своего отражения в философии.

Качественные изменения происходили и в науке, в тесном взаимодействии с которой всегда развивается философия. Приведем энгельсовскую характеристику новой революции в науке: «И в самом деле, если до конца прошлого столетия естествознание было преимущественно собирающей наукой, то в нашем веке оно стало в сущности упорядочивающей наукой, наукой о процессах, о происхождении и развитии этих предметов и о связи, соединяющей эти процессы природы в одно великое целое. Физиология, которая исследует процессы в растительном и животном организме; эмбриология, изучающая развитие отдельного организма от зародышевого состояния до зрелости; геология, изучающая постепенное образование земной коры, – все эти науки суть детища нашего века…

Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи, чтобы составить удовлетворительную для нашего времени «систему природы», и когда сознание диалектического характера этой связи проникает даже в метафизически вышколенные головы естествоиспытателей вопреки их воле – теперь натурфилософии пришел конец»[1]. Правда, исторически дело обстояло таким образом, что разработка нового теоретического мировоззрения происходила преимущественно на материале обществознания. Знакомство, детальное изучение и философское обобщение крупнейших научных открытий в области естествознания Марксом и Энгельсом произойдет после того, как ими будет открыто материалистическое понимание истории. Фактически Маркс и Энгельс познакомились с новым теоретическим естествознанием в конце 50-х г. XIX в. Для нас важно отметить, что процесс формирования нового мировоззрения был многосторонним, у разных слоев общества были различные теоретические источники. Одним из них являлась новая наука – теоретическое естествознание.

Сороковые годы XIX в. в истории Германии – родины марксизма – характеризуются вызреванием буржуазной революции, вызвавшей в среде немецкой интеллигенции острые дискуссии о характере революции, ее движущих силах, о роли в ней «массы» (имеется в виду формирующийся революционный пролетариат) и «самосознания», «духа» (под ними подразумевалась интеллигенция). В обстановке идейной борьбы 40-х г. спор между младогегельянцами, наиболее радикальной частью интеллигенции, принял форму вопроса: какую из сторон отношения «дух» – «масса», «самосознание» – «субстанция» принять в качестве субъекта исторического процесса, активного «начала».

Дело в том, что сама европейская действительность, породившая новые крисизные явления, ставила под сомнение тезис Гегеля о «разумности действительности», о «разумности государства» как выразителя «всеобщего интереса» – «идеи государства». Вместе с тем очевидной становилась и утопичность фейербаховской установки на создание новой религии, религии любви, которая должна заменить «ложное сознание» – христианскую религию. Начинает нарастать убеждение, что предметом критики в первую очередь должна стать сама действительность, а не ее отражение – «идеология». Актуальным становится призыв к «обмирщению философии». То есть речь шла о принципиально новом понимании места и роли философии в духовной жизни общества. Философия марксизма и явилась одной – наряду с другими – из идейных реакций на происходящие события в Европе, прежде всего в Германии, одним из поисков путей, способов разрешения возникших конфликтов. Марксистская философия формируется тогда, когда немецкая классическая философия в лице Гегеля и Фейербаха начинает переживать свой упадок.

Кризис, который переживает немецкая философия после смерти Гегеля, пытались преодолеть не только Маркс и Энгельс. Возникло много разных идейно-политических и духовно-культорологических движений, каждое из которых по-своему отразило общественное настроение. Некоторые из этих движений не спешили отказаться от наследия классической немецкой философии, прежде всего от ее апелляции к разуму. Предлагая новые ценностные ориентиры, новые смысложизненные установки, они не давали разумных, теоретически обоснованных путей их достижения, и даже нередко шли назад по сравнению с немецкой классической философией. Маркс и Энгельс, в отличие от своих товарищей по младогегельянскому движению и от представителей других идейных течений, считали, что надо идти дальше немецкой классической философии, надо начать с того, перед чем она остановилась, освоив при этом ее позитивные достижения.

В связи с этим встает вопрос о воплощении философии, объявившей человека высшей ценностью, в действительность. На практике это означало «упразднение» философии («всей философии в старом смысле слова приходит конец… Гегелем вообще завершается философия…» Ф. Энгельс). Эту задачу Маркс следующим образом сформулировал в знаменитом 11-м тезисе о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»[2].

Речь шла о создании новой философии, в которой главными вопросами должны стать не гносеологические проблемы, а социально-философские. Маркс и Энгельс ставят перед собой задачу дать теорию, научно обосновывающую возможность изменения существующих общественных отношений, устранения источника социально опасных конфликтов и создания таких социальных условий, которые были бы адекватны человеку. Таким образом, Маркс и Энгельс, с одной стороны, продолжали традиции европейской философской культуры, а с другой, придали ей новое направление. Этим они сразу выделились среди различных философских школ и течений.

Стоит обратить внимание на то, что в своей критике Гегеля, роль и значение которого в формировании своего мировоззрения они никогда не отрицали, Маркс и Энгельс не были одиноки. В 1843–1844 гг. вышли следующие работы: С. Кьеркегор «Страх и трепет», А. Шопенгауэр «Мир как воля и представление» (новое издание, дополненное II томом), являвшимся предтечей «философии жизни». Тогда же был опубликован «Единственный и его собственность» М. Штирнера. В эти же годы вышли работы Маркса с критикой философии права Гегеля, написаны «Рукописи» 1843 и 1844 годов, опубликованы «Основные положения философии будущего» Л. Фейербаха. Всех названных авторов – а список можно было бы продолжить, включив в него Энгельса, Бауэров, Штрауса и других – объединяет неприятие гегелевской концепции человека. В данном конкретном случае критике подвергался субстанциальный принцип объективно-идеалистической диалектики Гегеля, в которой активным началом рассматривается «мистическая субстанция, а реальный субъект представляется как нечто другое, как момент мистической субстанции»[3]. Единодушное выступление против абсолютизации Всеобщего, поглощающего единичного человека и превращающего его в орудие, инструмент своей воли, означало поворот к реальному земному человеку, хотя его реальность каждым из оппонентов Гегеля понималась по-своему.

Конец немецкой классической философии ознаменовался появлением философских школ и течений, отказавшихся от претензий старой философии строить систему законченного абсолютного знания и провозгласивших своей целью создание философии человека, целостного учения о человеке. По мнению Маркса, немецкая классическая философия завершается Фейербахом, провозгласившим, «что человек – высшее существо для человека», а новая философия должна начать с критики – ниспровержения – существующих отношений – с позиций новой теории человека. Маркс пишет: «Эмансипация немца есть эмансипация человека. Голова этой эмансипации – философия, ее сердце – пролетариат»[4]. Маркс и Энгельс видят теперь свою задачу в том, чтобы разрабатывать такую философию человека, которая стала бы завершенным гуманизмом.

Следовательно, с точки зрения провозглашенной цели, марксистская философия является закономерным явлением европейской культуры, она продолжает ее гуманистические традиции, но при этом ищет новые пути их реализации. Философию марксизма необходимо рассматривать в контексте европейского самосознания сер. – XIX в., занятого осмыслением кризисного состояния культуры в условиях всеобщего товарного производства, индустриальной цивилизации и поисками новых путей утверждения, реализации гуманистических идеалов: индивидуальной свободы, всестороннего развития личности, преодоления отчуждения. Э. Фромм, гуманист и мыслитель XX в., писал: «Философия Маркса означала новый радикальный шаг вперед по пути пророческого мессианства, нацеленного на полное осуществление индивидуализма, то есть той цели, которой руководствовалось все западное общественное мышление со времен Возрождения и Реформации и до середины XIX века»[5].

Говоря о философии марксизма, мы хотели бы уточнить, что под этим понимаем. Для нас философия марксизма – это система философских воззрений Маркса и Энгельса, представленная в их работах, которые дают системное представление о мировоззрении авторов этой философии. Тем самым мы ограничиваем классический марксизм от различных форм вульгарного марксизма, которые в изобилии появились после их смерти, особенно в XX в.



[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 303–305.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 4.

[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 1. С. 244–245

[4] Там же. С. 429.

[5] Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 377.