Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

1. Две эпохи в истории западной философии

1. Две эпохи в истории западной философии: классическая и неклассическая философия

В истории классической философии выделяют две эпохи: эпоху классической и эпоху неклассической философии[1].

Начало классической философии положили философские системы Бэкона и Декарта. Ее окончанием является немецкая классическая философия. Таким образом, во времени это ХVII– первая половина ХIХ в. Точную разграничительную линию между двумя периодами в истории мысли провести трудно: невозможно указать конкретную дату начала или конца философской эпохи. Но вместе с тем интересное суждение на этот счет высказал А. Богомолов. В качестве точной даты окончания классической философии он берет 1865 г., когда в ряде стран Европы (Германия, Англия) одновременно появилось несколько книг, положивших начало новым философским течениям, явно отличавшимся от систем классической философии[2].

Время с середины ХIХ в. до 20-х гг. ХХ в. принято рассматривать как переходный период от классической к неклассической философии ХХ в. – современной западной философии. В этот период идет формирование новых философских принципов, на основе которых сложится облик современной философии.

В качестве собственно философского критерия выделения эпох в западной философии берутся специфические способы мышления, характерные для каждой из них. Существенные черты способов мышления обнаруживаются при сравнительном анализе философских систем разных эпох. М. Мамардашвили точно подметил, что при сравнении мы как бы испытываем наличную западную философскую мысль на «верность и преемственность» по отношению к классической философии, которая «есть «тайна» современной западной философии[3]. Но одновременно происходит и прояснение самой классической философии, что делает ее специфику более очевидной.

Итак, западная классическая философия – это европейская философская мысль от Бэкона и Декарта до Гегеля и Фейербаха. Разумеется, что ни один из великих мыслителей этого периода не может рассматриваться как единолично олицетворяющий философскую классику: в философии каждого из них можно обнаружить отклонение от классической линии. И все-таки в своей совокупности их философские учения образуют цельное, единое духовное образование, которое можно охарактеризовать общими типологическими чертами. Одной духовной формацией их делает принадлежность к общей философской культуре мышления: способы, схемы, механизмы мыслительной деятельности, структура мышления. Объединяет их всех в широком плане принадлежность к европейской культуре в целом.

Обо всем этом свидетельствует наличие общих родовых черт. Отметим некоторые из них.

1. В качестве такой первой черты западной классической философии отметим ее гносеологизм. Главное свое внимание она уделяла анализу гносеологического отношения субъекта к миру. При этом познающий субъект рассматривался преимущественно со стороны всеобщих форм мышления или со стороны всеобщих познавательных способностей. То есть познающий субъект сводился к разуму в его всеобщей или индивидуальной форме.

Классическая философия отождествляла автономного и суверенного познающего субъекта с «чистым сознанием», с «чистым рассудком». Субъект представал в виде гносеологического Робинзона. Создавалась такая модель сознания, которая была свободна от глубинных, дорефлексивных пластов. Таким образом, центральным понятием всего классического философского мировоззрения ялялось понятие Разума.

В тех случаях, когда «чистый разум», «мыслящий рассудок» оказывались отягощенными предрассудками, «идеалами» (Бэкон), аффектами (Спиноза), стеснены границами познания (Кант), или разум не умел пользоваться правильно своими способностями – все это ничего не меняло в его природе, в самой сути разума.

У классической философии существовали способы «исправления», «научения» разума: существовали правила для руководства ума (Декарт), методы познания (Бэкон, Локк) и т.д. В конечном итоге путь к истинному знанию всегда существует, надо только внимательно прислушиваться к голосу разума. Разуму надо доверять. Назначение философии в том и заключается, чтобы разработать теорию правильного, нормативного сознания.

2. Другой важнейшей чертой классической философии было ее твердое убеждение в разумности мира. В мире господствует разум! Это было не только мнение Гегеля, но точка зрения классической философии в целом. Разумность мира понимается как его организованность, упорядоченность, наличие в нем причинности и закономерности. Разумность мира – его естественность. Поэтому и общественная жизнь может быть устроена не разумно: на основе естественного права можно разработать и заключить общественный договор. Как пишут немецкие философы М. Бур и Г. Иррлиц, представители классической философии «воспринимают объективную реальность по образцу математической схемы и геометрической конструкции, сотворенной, созданной разумом, как его продукт, благодаря чему ею и может овладевать человек[4].

Следовательно, в мире существует гармония: рационально организованный мир соразмерен с человеческим разумом. Мир человека и мир природы одинаково разумно устроены и соразмерны. Поэтому в мире действуют некие универсальные принципы, доступные разуму и постижимые им.

3. Из этих двух особенностей философской классики вытекала ее третья родовая черта: классическая философия стремилась к созданию абсолютной, универсальной системы знания о мире. Поскольку познание есть отношение разумного, правильно мыслящего субъекта к рационально организованному объекту, то это отношение отличается исключительной прозрачностью и поддается самоконтролю. Следовательно, познающий субъект обладает ясным представлением о своем «Я». «Чистое сознание», «чистое мышление» – это есть, по существу, философская рефлексия по поводу сознания, познающего мир и отдающего полный отчет о процессе познания[5]. Рациональная гармония мира – парадигма всей европейской культуры, но обоснована она прежде всего в философии.

4. Теперь становится понятным тот пафос, дух просветительского миссионерства, который пронизывает всю европейскую классическую философию. На этом основываются ее попытки создания такой теории воспитания, которая реализовала бы найденные философией принципы. Вся философия воспитания и образования строилась на принципе, что человека можно научить рационально понять свой интерес и реализовать его не в ущерб другим. Даже индивидуализм («эгоизм») может быть разумным.

Западная классическая философия представляет собой мыслительную культуру эпохи классического капитализма. Но в середине ХIХ в. проявились первые существенные признаки кризиса классического капитализма, который затронул и сферу культуры. Начался этап «разрушения разума». Обозначился кризис классической философии.

Мы уже не раз говорили, что эпохи в философии не совпадают с эпохами социально-экономическими. О начале философской эпохи можно судить по появлению книг, трудов, в которых манифестируются идеи, выводящие за рамки предшествующих философских парадигм. Эти работы оказываются источниками новых философских течений и школ. Правда, иногда такие труды оказываются незамеченными на первых порах и только позднее обнаруживается, что с них начался поворот в истории философской мысли.



[1] Впервые убедительное обоснование необходимости такого деления истории европейской философии дали М.К. Мамардашвили, Э.Ю. Соловьёв, В.С. Швырев в статье «Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии». [См.: Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972]. Историю появления статьи можно прочитать в журнале «Вопросы философии». 2002. № 9. С. 43.

[2] См.: Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М., 1969. С. 4–5.

[3] Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996. С. 414–415.

[4] См.: Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума. М., 1978. С. 41.

[5] См.: Философия в современном мире. Философия и наука. С. 41.