Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Предисловие

Специфическая особенность философии как теоретического мировоззрения заключается в том, что философия одновременно является формой духовно-культурной деятельности итеорией ее онтологических и ценностно-практических оснований. Поэтому философия оказывается синтезом научно-теоретического знания и знания духовно-практи­чес­кого, обобщающего опыт повседневного бытия человека.

Следовательно, философское знание содержит в себе и научные, и ценностно-идеологические элементы. Это обстоятельство обусловило появление в истории философии разных подходов к интерпретации философии. В зависимости от того, какие элементы философского знания берутся в качестве определяющих его природу, философия предстает или как наука, или как идеология. В последнем случае она нередко отождествляется с религией, искусством, моральной (практической) философией.

Гегель был прав, когда писал, что изображение истории философии зависит от понимания самой философии. Настоящая книга была задумана как введение в теорию философского мировоззрения. Ей предшествовала другая наша работа – «Философия как теоретическое мировоззрение», в которой мы предприняли попытку дать новый образ «школьной философии».

Кому-то может показаться, что автор пренебрег в данном случае принципом историзма. В действительности же мы считали более предпочтительным логический подход. После того, как раскрыта общая теория философско-мировоззренческих оснований, ее можно использовать в качестве методологического принципа изображения истории.

Такой принцип освобождает от строгого следования хронологии историко – философского процесса, максимального учета полноты философских учений и персоналий, детального изложения содержания трудов классиков философии. Все это позволило нам рассмотреть историю философии как историю сменяющих друг друга исторических форм бытия философии. При этом внимание было сосредоточено преимущественно на двух вопросах: предмете философии и ее связи с культурой своей эпохи.

Вследствие этого исторические формы бытия философии оказываются теоретическим мировоззрением своего времени, его самосознанием. Как писал Гегель, философия как мысль своей эпохи совершенно тождественна своей эпохе. Такова была логика работы над данной книгой.

В основу книги положены лекции, которые автор читал в последние годы аспирантам и студентам Владимирского государственного педагогического университета. Ее содержание соответствует программе философского образования в гуманитарном вузе и охватывает все основные разделы курса «История философии».

Автор выражает свою признательность аспирантам Владимирского педагогического университета, которые были первыми слушателями этого лекционного курса и заинтересованными помощниками в работе над ним. Именно они убедили автора в необходимости издания книги.

Душевную благодарность автор приносит своей жене, Цанн-кай-си Галине Петровне, взявшей на себя весь литературно-редакторский труд по изданию книги. Своим появлением книга обязана ее настойчивости и терпению.

2003 год.