Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Лекция II

Лекция II

Философия и мифология:  к проблеме генезиса  философского мировоззрения

1. Мифологическая форма мировоззрения: диалектика мифа и его социально-антропологические корни.

2. От мифа к логосу: становление философии.

3. Философия как особая мировоззренческая форма.

 

Проблема происхождения философии чрезвычайно сложна не только для приступающего к ее изучению, но и для исследователя-историка философии. И это несмотря на то, что существует поистине огромная и весьма разнообразная литература, посвященная генезису философии. Реконструировать процесс возникновения и становления философии трудно по многим причинам. Прежде всего сама проблема становления философии включает в себя целый комплекс вопросов: когда возникла философия? каковы ее предпосылки? из какой потребности рождается философия? при каких условиях становится возможной реализация этих предпосылок?... Иначе говоря, как осуществляется синтез предысторических форм философии и превращение их в такую форму общественного сознания, которая получила название философии. Разумеется, речь идет не о точной дате – процесс возникновения философии занял столетия, – но тем не менее мы должны установить, когда примерно сознание или знание становятся философскими. Правда, А.С. Бого­молов сомневается вообще в возможности определить «момент» возникновения философии[1]. И эти сомнения обоснованы, если учесть, что возникновение философии – это процесс, занявший столетия. Однако, что такое столетия по сравнению с тысячелетиями господства мифологического сознания? Не случайно возникновение античной философии получило название «греческого чуда»[2], имеется в виду не только содержательная сторона этого явления, но и сроки его появления.

Большинство отечественных и западных исследователей довольно однозначно определяют время становления философии: это VII–III века до н.э., когда довольно ясно обозначилось отличие философского знания от нефилософского. Диоген Лаэртский, на которого обычно ссылаются при определении генезиса философии, говорит: «Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор»[3]. Конечно, можно считать, что философия появляется с момента возникновения слова «философия», введенного Пифагором. Но появление слова «философия» есть фиксация того, что философия уже существует, а не самого момента ее возникновения, не начало процесса генезиса философии. Французский исследователь Ж.-П. Вернан в своей широко известной и многократно переиздаваемой работе «Происхождение древнегреческой мысли» (русский перевод М., 1988) пишет, что «мы можем установить более или менее точную дату и место рождения греческого разума, так же как и его гражданский статус»[4]. По его мнению, начало греческой философии положили такие мыслители, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен в VI в. до н. э. в Милете Ионическом. Мы будем придерживаться именно этой даты.

Другая трудность реконструирования процесса становления философии заключается в том, что трудно обнаружить ее начало в чистом виде, так как она довольно долго развивается в старой, предысторической форме. Поэтому достаточно сложно отличить первые философские учения от предфилософских образований. Не понять эти предысторические формы означает не до конца понять и истоки философии, и вместе с ними не до конца осознать, почему эти формы в течение долгого времени были формами самой философии. Однако понимание предысторических форм философии затруднено их определенной синкретичностью: они тесно связаны с философией и одновременно в той или иной степени – со старыми, дофилософскими типами мышления. Поэтому их очень трудно отделить и от того, и от другого. Что можно сделать в таком случае? Необходимо исследовать процесс становления философии в тесной связи с общим развитием культуры.

Исследуя процесс возникновения философии в контексте культуры своего времени, необходимо обратить внимание на два момента:

1. Культура, внутри которой формируется философское сознание, в социально-экономическом плане привязана сразу к двум укладам – первобытно-общинному и классовому, основанному на рабстве, рабовладельческому обществу. Несомненно, это затрудняет анализ.

2. Объединяющим оба уклада элементом является мифологическое сознание людей этой переходной эпохи. Маркс писал, что античная мифология составляла своеобразную почву различных познавательных форм этого времени. Характеризуя мифологию, Маркс отмечает: «Всякая мифология преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы»[5]. Оставим пока в стороне утверждение Маркса об исчезновении мифологии в будущем – мы к нему еще вернемся, – а обратим внимание на то, что Маркс констатирует субъектно-объектную природу мифологического сознания. По существу, он указывает на мировоззренческий характер мифологии. Мифология не просто отражает жизнь переходного периода, отличающегося своей недифференцированностью, но и осваивает, преобразовывает – словесно, языковым образом – в сознании, преобразовывает чувственно-образно. То есть здесь одновременно, слитно представлены и миропонимание, и мироощущение, и мирочувствование, и мироотношение. Таким образом, мифология по праву может быть названа первой мировоззренческой формой, формой общественного сознания.

Безусловно, эта форма мировоззрения не была застывшей, статичной. В процессе общественного развития она изменялась, иной становилась ее структура, соотношение отдельных частей, элементов, характер связей между ними, но при этом природа мифа, его специфика сохранялись. Поэтому изучение этой мировоззренческой формы как предысторической для философии является необходимым условием перехода к истории философии в собственном смысле слова.

Становление философского мировоззрения мы рассмотрим на материале греческой культуры, с которой связано появление философии в ее классической форме. Кроме того, как писал Энгельс, «в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений»[6]. Следовательно, история становления античной философии для нас выступает как образец формирования философии вообще. В известном смысле возникновение философии в Индии, Китае, даже с учетом, разумеется, специфических особенностей духовной культуры этих стран, происходит аналогично Греции. «Случайно или нет, – пишет А.С. Богомолов, – но возникновение философии в Греции, Индии, Китае, где она приобрела статус специфической формы общественного сознания, происходит почти одновременно»[7].



[1] См.: Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983. С. 83.

[2] Считается, что это сделал Э. Ренан, французский историк религии, филолог, философ, где-то в 80-х годах XIX века.

[3] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 66.

[4] Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. С. 126.

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 47.

[6] Там же. Т. 20. С. 369.

[7] Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Указ. соч. С. 85.