Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Лекция IV

Средневековая философия

1. Теологический характер средневекового мировоззрения. Философия и теология.

2. Философская патристика (II-VIIвв.).

3. Схоластическая философия: ранняя схоластика (VIII-XIвв.).

4. Схоластическая философия: зрелая схоластика (XII-XIVвв.).

Прежде чем перейти к знакомству со средневековой философией, необходимо уточнить ряд общих вопросов, относящихся к самому понятию «средневековая философия». Требуется уточнить ее хронологические рамки, принципы периодизации и т.д. Несмотря на общепринятое и общеупотребительное выражение «средневековая философия», содержательная условность его не уменьшается. Например, Г.Г. Майоров прямо указывает, что в самом названии «средневековая философия» уже заключена проблема, которая требует предварительного уточнения термина «средние века»[1].

Существует огромный разнобой в определении хронологических рамок средневековой философии. Одни авторы к средневековью (mediumaevum) относят эпоху с конца Vв. до конца XVIIIв.[2], а другие, как В.В. Соколов[3], к эпохе позднего средневековья относят Возрождение. Нет единой точки зрения по данному вопросу и в работах западно-европейских философов.

Нам представляется, что причина такого разнобоя заключается, во-первых, в отождествлении – или, наоборот, в отрицании этого – средних веков с эпохой феодализма. Вследствие этого происходит совпадение или несовпадение социально-экономических эпох с периодами в истории философии. Об этом мы уже говорили в самом начале книги. Во-вторых, причина «разночтения» хронологических рамок средневековой философии заключена в нечеткости понимания ее специфики. Прежде чем устанавливать границы средневековой философии, необходимо, требуется определить ее сущность, смысл, специфику. Существует и такая точка зрения, что вообще не правомерно говорить о средневековой философии. Возникал даже вопрос, могла ли существовать философия в условиях теократического общества, в условиях церковно-религиозной монополии на всю духовную жизнь, включая образование. Как писал Энгельс, когда «догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона»[4], кажется, нет уже места философии.

Если подходить к средневековой философии с критериями античной или новой европейской философии, то ответ на вопрос, существует ли средневековая философия, окажется отрицательным. Однако надо исходить из того, что исторические формы бытия философии самые различные. И с этой точкой зрения, средневековая философия такая же реальность, как и философия античная.

Мы уже не раз обращали внимание на то, что философию можно понять только в контексте культуры своего времени. Средневековая культура имеет свою специфику, свои особенности, которые и сфокусировала на себе средневековая философия. Своеобразие средневековой философии заключается в особом способе философствования[5].

Средневековая философия – это конкретная историческая форма бытия философии со своим специфическим кругом проблем, стилем мышления (рефлексирующим мышлением), со своим языком и местом в культуре, с особой ролью в духовной жизни человека. Но даже, если мы подойдем к ней с позиций наших сегодняшних представлений о философии, то и в этом случае найдем не мало точек соприкосновения, позволяющих отнести ее к философии, и тем самым занять свое место в истории философии. Вот с учетом всего этого можно более или менее точно определить ее временные и пространственные рамки.

Периодизация истории философии не всегда совпадает с периодизацией социально-экономической истории. Средневековая философия не тождественна философии феодального общества, хотя в ряде моментов может и совпадать. Средневековый способ философствования зародился раньше, чем сформировался феодальный уклад жизни. Новая философия могла существовать параллельно с поздней античной философией, опережая формирование феодальных отношений; средневековый способ философствования угасает и исчезает тоже раньше, чем исчерпали себя феодальные отношения. Поэтому-то трудно точно определить начало и конец средневековой философии, если привязать ее существование к определенной социально-экономической формации. В истории средневековой философии можно выделить два больших периода, каждый из которых содержит свои этапы: период философской патристики и период схоластической философии.

Начало и конец патристической философии так же, как и схоластической, разные авторы определяют по-разному. Мы не имеем возможности на этом подробно останавливаться, и поэтому отсылаем интересующихся к соответствующей литературе[6]. Можно считать, что патристическая философия зарождается во IIв. и существует вместе с позднеантичной, взаимодействуя с ней, а не сразу сменяет последнюю. Время патристической философии – II–VIIвв. Период схаластической философии можно ограничить VIII–XIVвв., выделив в нем раннюю схоластику (VIII–XIвв.), зрелую и позднюю (XII–XIVвв.). Прав Г.Г. Майоров, точно подметивший, что культура этой эпохи, в частности, философия, является как бы двухмерной: ее можно оценивать по критериям позднеантичной философии и по критериям средневековой духовной культуры. По одним критериям она выступит как разложение и вырождение античной философии, а по другим – как исток, начало новой средневековой философии[7].

Эпоху средневековья нередко рассматривают как время застоя в развитии культуры, науки, когда не было выдвинуто никаких принципиально новых научных идей, не говоря уже о целых научных программах. Что лежит в основе таких нигилистических оценок состояния духовной жизни средних веков?

Нам представляется, что причина подобного отношения к средневековой культуре, в частности к науке, заключена в игнорировании особенностей развития науки в разных культурных системах, в отрицании специфики критериев научности. Как правило, за эталон научности берут тот «канон научности», который был выработан в Новое время.

Другой причиной, на наш взгляд, является то, что до сих пор не преодолены и не переосмыслены «постулаты», «аксиомы» «научного атеизма», согласно которым «знания и вера несовместимы», «религия – враг науки» и т.п. Реальная история средневековой культуры показывает, что действительная картина духовной жизни средневекового общества была более сложной. Обращение к истории средневековой философии в наше время может оказаться весьма поучительным и полезным, учитывая те дискуссии, которые происходят в современном российском обществе. Эти дискуссии вызваны возрождением русской православной церкви и ростом влияния религии на духовную жизнь современной России.



[1]См.: Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. С. 3–4.

[2] См.: История философии: В 2 т. М., 1940. Т. 1. С. 399.

[3] См.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 3; См. также: Трахтенберг О.В. Очерки по истории западно-европейской философии. М., 1957; Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 360.

[5] См.: Неретина С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного // Вопросы философии. 1999. № 11.

[6] См.: Майоров Г.Г. Указ. cоч., С. 100–101; Трахтенберг О.В. Указ. соч. С. 11; Соколов В.В. Указ. соч. С. 37.

[7] См.: Майоров Г.Г. Указ. соч. С. 7.