Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Лекция VII. Немецкая классическая философия

1. Немецкая классическая философия как завершение европейского Просвещения и переход к новому диалектическому мировоззрению.

2. Кант о «коперникианском перевороте в философии» и основных философских вопросах.

3. Фихте: философия как наукоучение.

4. Философия Шеллинга: система трансцендентального идеализма.

5. Философская система Гегеля. Диалектика как философская наука.

6. Антропологический материализм Л. Фейербаха: философия как материалистическая антропология.

Выделение немецкой классической философии в качестве особого этапа в истории философии является общепринятым в нашей научной и учебной литературе, и на первый взгляд не нуждается в своем обосновании. Но это только в том случае, когда мы рассматриваем немецкую классическую философию какисторико-философское явление. Если же мы представляем немецкую классическую философию как специфическую форму философского мировоззрения, следуя логике нашей работы, тогда такое обоснование оказывается необходимым.

Дело в том, что может сложиться впечатление о нашем отступлении от провозглашенного принципа: история философии есть история смены ее исторических форм бытия, каковыми выступают типы философского мировоззрения. В качестве таковых мы представили античную, средневековую, ренессансную философию, философию Нового времени. И теперь на смену этому универсальному методологическому принципу приходит «страноведческий» принцип: история философии оказывается историей национальных философий, историей философии отдельных стран.

Первый методологический принцип обязывал нас делать акцент на изучение общих закономерностей развития мировой философской мысли. Второй принцип подчеркивает приоритетность изучения специфических особенностей национальных философских систем. В действительности – в случае с немецкой классической философией – отступления от нашего методологического принципа нет. Но это нуждается в разъяснении.

Немецкая классическая философия является органической частью классической европейской философии Нового времени, начало которой положили Бэкон и Декарт. Несмотря на различие исследовательских принципов и на разное понимание предмета философии, немецкую классическую философию и философию Нового времени объединяет многое: принадлежность к единой европейской культуре, идейно-нравственные идеалы, вера в разумное устройство мира и его прогрессивное развитие, культура мышления и т.д. Немецкая классическая философия, с одной стороны, в чисто философском плане выступает как критика просветительской философии, с другой стороны, она является теоретическим обоснованием и защитой идеалов Просвещения. Умонастроение, мироощущение Нового времени отразились не только в философии, но и в науке, литературе, искусстве, морали, которые оказались духовным достоянием представителей немецкой классической философии, вообще образованных слоев европейского общества, и не только европейского.

Немецкая классическая философия, как и философия Просвещения, является выражением мировоззрения людей не только одной культуры, но и одной социальной системы, только на разных этапах ее развития. Это система вещественных отношений. В основе этого мировоззрения лежит взгляд на индивида как свободного активно-деятельного, суверенного индивида.

Немецкая классическая философия подвела итоги развития европейской философии за ее многовековую историю, обнаружив многие противоречия, нерешенные или односторонне решенные проблемы, подвергнув их философской критике. Но одновременно она осталась верна – подчеркнем это еще раз – идеалам европейской культуры эпохи Просвещения. Немецкая классическая философия искала новые способы теоретического обоснования этих идеалов и новые средства их практической реализации.

Мы рассматриваем немецкую классическую философию как «узловую точку» развития мировой философской мысли и как наиболее адекватную мировоззренческую форму, характерную для конца XVIIIи первой половины XIXв. Немецкая классическая философия выразила коллизию своего времени – эпохи классического капитализма. Она не только отразила, но и осмыслила важнейшие исторические события эпохи, прежде всего Великую французскую революцию, наполеоновские войны в Европе, промышленные революции, достижения в области культуры. А. Гулыга в «Послесловии» к книге немецких философов М. Бура и Г. Ирлица «Притязание разума» заметил: «Раннее Просвещение – эпоха рассудочного мышления. Разочарование наступает довольно быстро, тогда ищут спасения в «непосредственном знании», в чувствах, наконец, – в диалектике. И до сих пор, пока любое приращение знания рассматривается как благо, идеалы Просвещения остаются незыблемы. В этом плане немецкая классическая философия продолжила дело Просвещения. Культ разума достигает своего апогея в философии Гегеля»[1].

В заключение этого небольшого введения к теме мы хотели бы обратить внимание еще на один момент. Существует какое-то своеобразное распределение талантливости, одаренности среди народов, каждый из которых тяготеет к той или иной форме духовной культуры, воплощая в ней наиболее полно свое национальное своеобразие. Ф.М. Достоевский писал: «Судьба распределила между ними (народами – Ф.Ц.) задачи: развивать ту или другую сторону общего человека… Разные народы, разрабатывающие общечеловеческие задачи, можно сравнить со специалистами науки; каждый из них специально занимается своим предметом, к которому, предпочтительно перед другими, чувствует особенную охоту. Но все они имеют в виду одну общую науку»[2].

Многие подчеркивают, например, особую художественно-литературную одаренность русского народа. Применительно к немецкому народу говорят о его склонности к философствованию. Так, Энгельс писал: «Немцы – нация философская»[3]. В другой работе он отмечает, что немцы – «наиболее теоретический народ Европы»[4]. По его словам, немцы пытались выразить и развить «всеобщие интересы человечества в религии – позднее в философии»[5]. На рубеже XIX–XXвв. философия переживает свой Ренессанс в России в лице русской философии.

Гегель этот очевидный факт выразил умозрительно, спекулятивно, но в целом верно, сказав, что «всемирная история есть вообще проявление духа, который на каждом этапе истории воплощается в действиях, в жизни различных народов»[6].

После этого перейдем к более детальному обсуждению немецкой классической философии как теоретического мировоззрения эпохи, пришедшей на смену Просвещению.



[1] Бур М., Ирлиц Г. Притязания разума. М., 1977. C. 268–269.

[2] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 20. С. 19–20.

[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 540.

[4] Там же. Т. 18. С. 498.

[5] Там же.  Т. 1. С. 603.

[6] Гегель. Т. 8. С. 61.