Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Лекция IX. Философия русского мировоззрения

Лекция IX

Философия  русского мировоззрения

1. Русская философия: понятие, истоки, главные направления.

2. Центральные темы и ценностно-культурные ориентиры русского философского мировоззрения.

3. Особенности русской философии.

4. Русская философская культура и современность.

Говорить сегодня об актуальности изучения, исследования русской философии кажется излишним: интерес к ней принял массовый характер. И тем не менее несколько предварительных замечаний необходимо сделать, чтобы объяснить структуру и логику лекции.

Огромное количество литературы по русской философии, возникшее в последнее десятилетие, – свидетельство скорее нашего интереса к ней, желания познакомиться с русской философией, чем успехов в ее исследовании. Исследование предполагает элемент научной критики, а мы сегодня находимся на стадии добросовестного ученичества. Сложившаяся ситуация с изучением русской философии объясняется ее недоступностью, запретностью в советское время. Исключение составляли труды – и то не в полном объеме – мыслителей революционно-демократического направления (Белинский, Герцен, Чернышевский и др.).

Изданные в последние 10–15 лет произведения русской классической философии произвели ошеломляющее впечатление. Русская философская классика была воспринята не столько как часть своей отечественной культуры, понятной и близкой, а как неизвестный доселе культурный материк. Поэтому требуется время, чтобы философское сознание, воспитанное на западно-европейских философских традициях в «марксистско-ленинском варианте», оказалось способным к ее научно-критическому освоению.

Объективному изучению и целостному восприятию русской философии не способствует и сегодняшняя политическая ситуация в постсоветской России, характеризующаяся расколом общества, поляризацией политических сил, неопределенным переходным состоянием общественных отношений. Интерес к русской философии, отношение к ней оказались опосредованными данной ситуацией, а сама философия стала превращаться в один из элементов идейно-политической борьбы. Идеи русской философии, теоретическое наследие конкретных мыслителей используются различными общественными движениями для достижения собственных политических целей. Иллюстрацией к сказанному могут служить материалы Международной конференции по русской философии, организованной Транснациональным институтом (США) и Институтом философии РАН в Москве в марте 1993 г.[1]

В докладе американского ученого Дж. Скэнлана «Нужна ли России русская философия?» приводится идея, что подчеркивание оригинальности и самобытности русской философии приводит якобы к противопоставлению России остальному интеллектуальному миру. Другой докладчик – А. Валицкий (США) – утверждал, что русская философия, настаивая на уникальности русской культуры, препятствует сближению России с Европой.

Имеет место и иная – крайняя – точка зрения в оценке русской философии. Например, Н. Гаврюшин (Россия) в докладе «Русская философия и религиозное сознание» настаивал на том, что неотъемлемой чертой русской философии является ее стремление рассматривать все проблемы в свете христианского идеала. Н. Гаврюшин связывает русскую национальность с православно-христианским сознанием, вне и помимо которого ее трудно представить. Из этого следует вывод, что у нас с Европой нет объединяющей идеи.

Некоторые отечественные авторы полагают, что русская философия с ее этической ориентацией на моральный максимализм – «одно из лучших лекарств против новейших форм цинизма и нигилизма. Вместе с тем … русская философия – сомнительный и ненадежный союзник в нашей сегодняшней борьбе за право и правовую культуру»[2].

В литературе по русской философии можно встретиться с утверждением, что русская философия заражена «неврозом уникальности», в то время как в современных условиях, наоборот, требуется философия, соединяющая и объединяющая нас с Западом[3].

Таким образом, одни настаивают на необходимости интерпретировать русскую философию в категориях европейской философии с целью преодоления кризиса российского общества, другие считают это невозможным и ненужным.

Нам представляется, что анализ русской философии следует начать с выяснения, что такое русская философия. От понятия русской философии зависит отношение к ней и отводимое ей место в духовной жизни России.

Несколько слов о названии лекции. К такому названию нас подтолкнула работа С.Л. Франка «Русское мировоззрение», в которой он показал теснейшую связь русской философии и русского национального мировоззрения. С. Франк обращает внимание на то, что «русская философия в гораздо большей степени, нежели западноевропейская, является именно мировоззренческой теорией…»[4]. С. Франк исходит из того, что единственный путь «к истинному пониманию и объективной оценке русской философии» лежит через проникновение в суть русского мировоззрения.

Наше рассмотрение русской философии как мировоззрения ограничится рубежом XIX–XX вв. В данном случае мы следуем примеру многих русских философов (Зеньковского В.В., Лосского Н.О., Франка С.Л.), которые считали, что русская философия стала оформляться в качестве самостоятельной формы духовной культуры во второй половине XIX в.[5]. Речь идет не о том, что в России до этого не существовала философская мысль. Она, разумеется, существовала, но растворялась в общественной мысли вообще. «Было бы странно, – писал Н.О. Лосский, – если бы такая высокая культура не породила ничего оригинального в области философии».

Но оригинальную русскую философию мы встречаем, как считает С. Франк, «лишь в последние десятилетия XIX–XX веков». На рубеже веков, по мнению С. Франка «возникла действительно значительная философская литература …, которая вооружена всеми результатами и методами западноевропейской мысли и в то же время глубоко связана с особенностями национального типа мышления и может действительно претендовать на всеобщий интерес как вследствие своей оригинальности, так и по значимости своих результатов».

Такой же точки зрения придерживался и В. Зеньковский, автор «Истории русской философии» в 2-х томах. (издана в Париже в 1948–1950 гг.), которая до сих пор считается наиболее известным и влиятельным, непревзойденным исследованием по истории русской философии[6]. Зеньковский В. считает, что если до XIX века еще можно говорить об отставании философского развития России, то начиная с XIX века русская философия сравнялась с развитием европейской философии. С этого момента появляется возможность сравнения и сопоставления этих двух философий, несмотря на все своеобразие русской философии.

И, наконец, последнее замечание. Взгляд на русскую философию как мировоззрение освобождает исследователя от необходимости придерживаться хронологической последовательности и максимального учета философских персоналий, что было бы обязательным при историко-философском подходе. Для нас главное – помочь составить концептуальное и цельное представление об общем мировоззренческом характере русской философии.



[1] Материалы конференции частично опубликованы в журнале «Вопросы философии». 1994. №1.

[2] Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991. С. 234.

[3] См.: Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991. № 8.

[4] Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 476.

[5] См.: Лосский Н.О. История русской философии. М., 2000; Франк С.Л. Указ. соч. С. 473.

[6] См.: Зеньковский В.В. История русской философии: В. 4 т. Л., переизд. 1991.