Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Лекция Х. Западная философия ХХ в.

Лекция Х

Западная философия ХХ в.:  основные философско-мировоззренческие направления

1. Две эпохи в истории западной философии: классическая и неклассическая философия.

2. «Конец классической философии» и становление новых философских парадигм во второй половине ХIХ в.

3. Западная философия XXвека:

А. Философско-антропологическое направление  в западной философии XXв.

Б. Сциентистское направление в западной философии ХХ в.  

Термин «западная философия» получил широкое распространение в отечественной философии. Однако его смысловая определенность до конца не прояснена. Еще сравнительно недавно под ним подразумевалась «современная буржуазная философия»[1]. В условиях идеологической конфронтации двух мировых социально-политических систем – социализма и капитализма – подход к философии носил партийно-идеологический характер. Философия и отношения между разными философскими направлениями, течениями, системами рассматривались исключительно в контексте идеологической борьбы. Считалось, что западная философия в ней участвует как форма выражения и способ защиты буржуазной идеологии. Следовательно, «западная философия» и «буржуазная философия» – это синонимы.

Позднее, например, в учебнике для вузов «Введение в философию» (М., 1989) у терминов «западная философия», «буржуазная философия» появился еще один синоним – «немарксистская философия ХХ века». Подход, в сущности, остался прежним. Но при всей условности термина «западная философия» он значительно точнее отражает реалии духовной жизни ХХ в., чем термин «современная буржуазная философия» или «немарксистская философия».

Прежде всего, термином «западная философия» мы обозначаем ее принадлежность к реально существующему типу культуры, имеющему свою специфику. Во-вторых, мы не делаем акцента на принадлежность философии к партийно-политической идеологии, что позволяет ее анализировать в общетипологических категориях, обнаруживать существование философской традиции и преемственности.

Западная философия – это философия европейской культуры, ее самосознание. Философия находится в сращенности со всей культурой, со всеми ее формами, и характеристика европейской культуры ХХ в. в целом является одновременно указанием на характерные черты философии.

Правильно замечает Р. Гальцева, что культура ХХ в. «выражает определенный перелом в основных традициях западноевропейского мышления»[2]. И вместе с тем переход к новой модели, «схеме» рассмотрения западной философии сопряжен с многими трудностями, т.к. отказ от сложившихся установок анализа, стереотипов, оценок западной философии потребует определенного времени для выработки новых подходов.

В первую очередь необходимо отказаться от анализа философии исключительно в контексте борьбы материализма и идеализма, а тем более в контексте идеологической борьбы.

Философия, будучи органической частью европейской культуры ХХ в., несмотря на всю свою сложность, противоречивость, на многообразие составляющих ее философских школ представляет собой цельное, внутреннее единое духовное образование. И это единство обеспечивается ее принадлежностью к европейской культуре в целом.

Говоря о цельности западной философии ХХ в., мы имеем в виду ее общую культурную ориентацию, стилистику мышления, круг обсуждаемых проблем, способ их постановки, язык философствования. Все это позволяет обнаружить родство многочисленных философских школ, концепций, систем и типологизировать их.

Типологизация и систематизация многочисленных философских учений западной философии ХХ в. чрезвычайно важны в работах, которые, наряду с научными целями, ставят и задачи учебно-дидактического характера. Западная философия ХХ в. в своей реальности отличается крайней плюралистичностью, хотя это и не исключает наличия в ней определенных парадигм, позволяющих выделить несколько основных философских направлений, к которым можно в той или иной форме «привязать» эти многочисленные философские школы и течения.

Разговор о современной западной философии нужно начать с того момента, когда станет очевидным процесс формирования новых парадигм философствования и обнаружится кризисность, недостаточность старых. Для нас таким временем является вторая половина ХIХ в.

Философию ХХ в. не следует понимать как застывшее духовное образование, не претерпевающее никакой эволюции на протяжении целого столетия. ХХ в. вместил в себя такие эпохальные события, как вторую мировую войну, научно-техническую революцию, образование и гибель мировой социалистической системы, трансформацию политических систем, что дало повод говорить о «конце истории», «закате Европы», «столкновении цивилизаций», «смерти человека», «сумерках богов» и даже «может ли дальше существовать христианство»[3].

Все эти события отражались на облике философии ХХ в. Не случайно, что некоторые исследователи стали говорить о наступившем постмодернистском этапе в европейской культуре и философии.



[1] В книге «Буржуазная философия ХХ века» прямо заявлялось, что термин «буржуазная философия», «западная философия», «философия Запада» употребляются как синонимы» [Буржуазная философия ХХ века. М., 1974. С. 3].

[2] См.: Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991. С. 8.

[3] Кантор В.К. Антихрист, или Ожидавшийся конец европейской истории // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 14.