Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

В.Л. Гинзбург. Об атеизме, религии и светском гуманизме

Преподавать или проповедовать?

I.4. ПРЕПОДАВАТЬ ИЛИ ПРОПОВЕДОВАТЬ?

Вести уроки в школе должны учителя, а не священники 

В «Известиях» от 21 февраля 2004 г. министр образования России В. Филиппов, отвечая обозревателю С. Лескову, коснулся и вопроса о «религиозном образовании» в школах. При этом С. Лесков ссылался на мое выступление на заседании Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям 9 февраля. Поскольку обсуждавшийся вопрос очень важен, а позицию Министерства образования я считаю совершенно неверной и вредной, хочу высказать свое мнение.

Любой культурный человек, будь он верующим в существование Бога, атеистом или агностиком, не может, по моему убеждению, не признавать огромной исторической и художественной ценности Библии. Должен образованный человек знать и основы религиоведения, то есть историю возникновения и развития религии (или, точнее, религий), и таким образом получить связанные с религиями сведения, необходимые для понимания художественной и иной литературы, особенно прошлых веков. Как достичь этих целей? Совершенно очевидно, что это можно и нужно сделать уже в школе, в рамках изучения истории, обществоведения или, по-видимому, лучше на специальных уроках культурологии. Все это, конечно, должно преподаваться всем учащимся, а не только желающим, факультативно, с согласия родителей и т.п. Вместо этого православные круги и под их давлением Министерство образования упорно пытались и пытаются ввести в школах фактически Закон Божий с православным акцентом.

Меня просто поражает и возмущает такая постановка вопроса. А что же те учащиеся, которые не хотят посещать эти факультативные занятия, вообще не должны знакомиться с Библией и историей религий? Это – во-первых. А во-вторых, православие (как и другие христианские конфессии), ислам и иудаизм – это теизм, то есть «религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создающей его и действующей в нем» (цитирую здесь и ниже «Новый энциклопедический словарь». М. 2001). Теизм органически связан с верой в чудеса, то есть в мнимые «факты», вроде воскрешения из мертвых, непорочного зачатия и т.п. Теисты отрицают эволюцию живых организмов, считая их созданными Богом. Все это совершенно противоречит научному мировоззрению, современной науке.

Между тем познакомить учеников с наукой – одна из основных задач школы. Поэтому преподавание теизма в школе совершенно недопустимо. Во избежание недоразумений нужно заметить, что теизм вовсе не тождественен вере в существование Бога. Так, например, деизм признает Бога «как мировой разум, сконструировавший целесообразную “машину” природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (то есть “промысел божий”, чудеса и т.п.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума».

Атеисты же вообще отвергают существование Бога, чего-то кроме природы, изучение которой является задачей науки. Как вера в Бога типа деизма, так и атеизм – это «интуитивные суждения», которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Свобода совести, право быть атеистом или верить в Бога закреплено в нашей Конституции, и в отличие от советской эпохи в современной России реализуются на практике. Разумеется, будучи убежденным атеистом, я полностью признаю свободу совести, в том числе и право теистов верить в чудеса, игнорировать научные данные и научный подход к изучению природы, в том числе и человека. Но нельзя же школьников одновременно учить науке и научному подходу к познанию природы и вере в чудеса. А чему же, кроме веры в чудеса, их научат священники, которых предлагается привлечь к преподаванию в школе. Совершенно несостоятелен и часто встречающийся аргумент в пользу религии в школе, который состоит в том, что религия необходима для воспитания высокой нравственности. Этот тезис вместе с известным суждением, что «если Бога нет, то все дозволено», полностью опровергается уроками истории. Достаточно вспомнить костры инквизиции, зверские гонения на староверов и, скажем, многочисленные факты педофилии среди священников даже в современных США. Известные всем заповеди аккумулируют выработанные людьми еще в древности правила поведения, способствующие процветанию общества. Христиане и иудеи сделали эти заповеди частью своих вероучений. И очень хорошо! Но атеисты принимают их не менее охотно.

Абсурдно также довольно распространенное отождествление атеистов с воинствующими безбожниками. Это то же самое, что отождествлять всех католиков со сторонниками инквизиции или всех православных с истязателями староверов. Проблемы взаимоотношений науки, атеизма и религии и, в частности, вопрос об их освещении в школе, конечно, достаточно сложны и многогранны. Я и не предлагаю их решать административными методами. Напротив, в согласии с самим духом демократического общества, эти вопросы должны широко и открыто обсуждаться. На совещании у президента я предложил и сейчас вновь предлагаю обсудить все эти вопросы публично в Российской академии наук, разумеется, с привлечением представителей Министерства образования и религиозных деятелей .