Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

7. Океан сознания

 

7. Океан сознания

Это подводит нас к вопросу о слоях или уровнях существования человека как существа, несущего в себе неопределенно большой, сложный, многообразный и всякий раз конкретный внутренний мир. К слоям этого мира относятся некоторые первичные, врожденные начала и правила поведения, архетипы, инстинкты. Они постоянно заявляют о себе, но редко кто живет только на таком уровне, руководствуясь лишь самыми первичными, обычно примитивными началами. Но подчас этот слой, вздыбливаясь, как волна, захлестывает нас, заставляя целиком полагаться или подчиняться « зову» этих начал как «зову предков». Также очевидна и богата в нас область эмоционального, особенно ярко проявляющаяся в человеческих отношениях, в игре и воспитании, в созерцании прекрасного, в творчестве и пограничных ситуациях. Но общим фоном, зеркалом, которое отражает и как бы фиксирует всю внутреннюю жизнь человека, является сознание. Ему, может быть, не все ясно и понятно из того, что входит и содержится в нем, но сознание подобно Мировому океану, омывающему все материки нашего внутреннего мира. На дне этого океана простирается малоизвестная область подсознания, бессознательного, неосознаваемого, но, в принципе, доступного, проявляющегося либо непосредственно, либо через или в сознании.

Самый высокий слой сознания — область отрефлектированного самосознания. Сознание обращается здесь на самого себя и предстоит ему как небо, отражающее в себе этот Мировой океан сознания. Самосознание — отражение в самом себе сознания, но не в качестве заключенного в нем содержания (внутреннего мира личности), а как таковое. Оно становится зеркалом, в котором оно видит себя не как содержание, а как содержащее и способность содержать, отражать, вмещать в себя мир. Но оно же, отраженное в себе сознание или самосознание помогает « вплыть» в него и нашему Я. Именно в нем, рефлектирующем сознании наше Я способно осознаться, отразиться и зафиксироваться. Но как непросто нам различить, описать, зафиксировать и овладеть процессом и этим нашим Я! Ведь речь идет не о том самообладании, которое означает сдержанность наших чувств, волю к самоконтролю и сам контроль наших действий. В акте рефлексии или как-то иначе у нас, у нашего Я возникает желание обладать своим же Я так, как мы обладаем, скажем, нашей одеждой или даже телом. Парадокс, с которым сталкивается в этом деле человек, состоит в том, что [66]говорится одновременно и о чем-то простом, естественном и совершающимся постоянно и без каких-либо специальных усилий и о чем-то, как кажется невозможном, невообразимом и невероятном. Любой из душевно здоровых людей обладает своим Я, также как и Я по-своему определяет психическую и физическую (материальную) жизнь человека. Вместе с Тем, наше Я как сущность, глубинное не предстает перед нами целиком и явно даже в сознании, не говоря уже о том, что оно неуловимо ни одним из пяти органов чувств. Трудно представить себе, что конкретно представляет собой, как « выглядит» картина овладения личностью своим Я.

Впрочем, здесь, в этом процессе обращения себя, своего сознания на самого себя есть не только позитивная, но и негативная, темная сторона. Обращение сознания к самому себе, а через него и Я к самому себе не бывает и не должно быть постоянным, бесцельным, безответственным и праздным. Если рефлексия по поводу собственного Я не вызвана жизненной потребностью, серьезной необходимостью разобраться в себе, оценить тот или иной поступок или жизненный путь, то тогда она может превращаться в ненужную роскошь, « копание» в себе ради самого этого копания, замешанного на эгоистической любви или на любовании самим собой. Купаться в этой роскоши рискованно. Она способна сделать человека настолько расслабленным и самовлюбленным, что он, как Нарцисс, может умереть от охватившей его страсти к самому себе.

Рефлексивность — ценнейшее качество сознания, она хороша как самоконтроль и самодисциплина, средство познания и самопознания, способ возвращения к себе или напоминание себе о себе. Эту ценность нельзя растрачивать бездумно, пассивным образом, злоупотребляя ее способностью обращаться на самою себя и внутрь личности. Но чтобы выработать правильные отношения с самим собой нужно специально проанализировать характер, возможный спектр этих отношений.