Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

4. Сценарии происхождения человека

 

4. Сценарии происхождения человека

Натуралистическая версия

В современной мировой культуре идея естественного происхождения человека является господствующей, хотя каких-нибудь полтора — два столетия назад она разделялась очень немногими учеными и философами. Решающим сдвигом в сознании людей было распространение идеи эволюции живой природы, особенно дарвиновской идеи естественного отбора. Согласно натуралистическому сценарию, человек — это высшая ступень живых организмов на Земле. Современный человек (Homo sapiens) появился около 40 млн. лет назад или несколько раньше. Его непосредственным предком были высшие обезьяны, вероятнее всего обезьяны третичного периода — дриопитеки, скелетные останки которых были найдены в Южной Азии и Европе. Вместе с тем в Юго-Восточной и Передней Азии и в Северной Америке были найдены кости древнейших людей (питекантроп, синантроп, атлантроп), а в Южной и Восточной Африке кости скелетов обезьян — непосредственных предков человека — австралопитеков. С них ученые начинают отсчет исторического (натуралистического) антропогенеза. Связанный с австралопитеками первый период формирования человека характеризуется тем, что эти первые человекообезьяны были двуногими существами с крупным головным мозгом, у них отсутствовали выступающие клыки, они систематически использовали различные естественные предметы (палки, камни) в качестве орудий защиты и нападения.

Вторая стадия антропогенеза определяется как период становления человека и ассоциируется с существованием питекантропов. Их останки были обнаружены на острове Ява, в Китае и Северной Африке. Археологически этому соответствует период раннего палеолита, [331] а представителей древнекаменного века называют питекантропами, синантропами и неандертальцами.

Ученые склонны считать, что в рамках этого периода происходит завершение собственно биологического цикла антропогенных процессов, и все большее значение начинают приобретать социогенные. Обезьянье стадо постепенно превращается в человеческое общество. Однако морфологически человек еще не обрел себя. Это происходит на третьем, завершающем, этапе антропогенеза. Ему соответствует человек современного физического вида, его первый представитель — кроманьонец. При переходе от неандертальца к кроманьонцу исчезает надглазничный валик, низкий свод черепа, появляется подбородок и т.д. Как полагают антропологи, в этот период совершается отрыв человека от животного мира, завершается переходный период в становлении человека.

Однако этот разрыв не носит абсолютного характера. Напротив, он постоянно напоминает о себе в форме некоторого повторения филогенеза, т.е. естественноисторического, биологического происхождения человека в онтогенезе, то есть в процессе трансформаций, которые претерпевает организм в своем индивидуальном развитии от зарождения до смерти. Особенно очевидно онтогенетическое воспроизведение филогенетического на этапе эмбрионального формирования человека, когда на определенных ступенях развития зародыш обладает рядом рудиментарных черт, свойственных различным видам животных. Все это служит подтверждением научной достоверности натуралистического эволюционистского сценария происхождения человека, конкретным биологическим (генетическим) и энвайременталистским (или экологическим) механизмом реализации которого был естественный отбор. Так был объяснен феномен человека как естественного биологического существа, сложившегося, и в рамках онтогенеза вновь и вновь складывающегося, репродуктивно воссоздающегося в результате половых отношений, взаимодействия наследственных свойств организма и условий среды обитания.

Однако даже среди сторонников эволюционно-натуралистической теории происхождения человека нет единства взглядов по весьма важным вопросам. Неясно, существовал ли один (моноцентризм) или много (полицентризм) центров формирования человека. Некоторые ученые считают, что разрывы между протолюдьми и современным человеком настолько существенны в некоторых отношениях, что концепция в целом имеет в себе много гипотетических и умозрительных включений, либо рискованных обобщений. Имеются и разногласия относительно обоснованности выделения специального [332] переходного периода возникновения человека. Согласно некоторым новейшим данным, генная структура неандертальца не позволяет говорить о нем как о возможном предшественнике современного человека.

Более существенные трудности возникают в связи с поисками ответов на вопрос не биологических, а культурных изменений, о самих предпосылках, основах и генезисе того в человеке, что радикально отличает его от животных. Одни ученые считают, что эволюция как универсальный принцип заключает в себе механизмы медленных и постепенных изменений, заключающих в себе элементы новизны, разнообразия, более высокой организации. Но практически эволюционисты исключают то, что можно назвать творчеством, как таким изменением, которое или в котором возникает, творится новое и в чем-то несопоставимое с прежним и что характеризуется не непрерывностью, плавностью и постепенностью, а прорывом, быстротой и дискретностью, а также многими, если и не всеми, признаками того, о чем говорилось выше при характеристике творчества и творческого акта.

Некоторые из трудностей в обосновании эволюционного натуралистического сценария связаны с объяснением кумулятивных эффектов в жизни человека, его способностей к самообучению и самосовершенствованию, способности не генетической и не биологической передачи опыта и его результатов от одного поколения к другому или обретение человеком не натуралистических методов изменения себя и окружающей среды. Попытка разрешения этих трудностей предпринимается в рамках различных вариантов антропосоциогенеза.