Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Философия и новые средства коммуникации

Философия и новые средства коммуникации

Увы, когда философия стала университетской специальностью, влияние университета на современное общество снизилось. Не являясь больше центром интеллектуальной жизни или даже главным институтом образования, он сделался отчасти приятной остановкой в жизни половины молодого поколения Америки. Реальными центрами интеллектуального влияния и власти оказались различные средства массовой коммуникации.

Существуют, по меньшей мере, три способа философствования, развития искусств и наук, познания и образования. Во-первых, устное слово как средство общения в беседе и на лекции. Устная традиция как средство коммуникации и сохранения знаний имеет глубокие корни в первобытной культуре. Первые философы, Сократ и софисты, никогда ничего не писали, однако они совершенствовали диалектические навыки речи. Платон преобразовал философию, придав разговорному языку диалогическую форму. При этом Платон ошибочно абсолютизировал язык и постулировал реальность идеальных сущностей для объяснения значений символов. Во-вторых, изобретение Гутенбергом печатного станка чрезвычайно способствовало развитию письменной практики. Результатом стал постоянный рост книжных, журнальных и газетных публикаций. Появилась возможность сохранять прошлые знания для будущих поколений. Очерки и трактаты стали главной формой познания и обучения. В-третьих, — это средства, ставшие результатом технологической революции в двадцатом веке, громадное воздействие которых полностью не осознано. Оно настолько очевидно, что часто не замечается. Электронные средства радикально изменили способ коммуникации: телеграф, телефон, кино, радио, телевидение, микропроцессор, компьютер — все это сделало возможной мгновенную коммуникацию. Некоторым образом они возвращают нас назад в доязыковую эпоху и в то же время ведут вперед к созданию нового мира образов. Они используют знаки, метафоры, образы, жесты, звуки, цвета, но не понятия как таковые. Радио, проигрыватель, телефон и магнитофон расширяют возможность передачи и воспроизводства тона и звука, музыки и устной речи. Фотография, фильмы и телевидение увеличивают мир образов и оттенков, цвета, движения и жестов. Компьютер и микропроцессор считывают информацию с электронных лент и экранов.

Как эти средства могут изменить синтаксис письменного языка, критерии логического обоснования, стандарты объективности, основанные на определенных концептуальных схемах? Что происходит с ясной аргументацией, абстрактными идеями и понятиями, когда передаваемая информация перестает быть четко выраженной и становится визуальной и слуховой? Исторически философия занималась анализом структуры восприятия и логической формы письменных языков. Однако новый мир знания уменьшается до искусственных звуковых волн, целлулоидной пленки и точек изображения, передаваемых но телевидению или экраном компьютера.

В каждую эпоху имеются свои священные институты, которые являются источниками влияния и власти. Они служат для передачи знаний и формирования ценностей, их почитают или ненавидят, ими восхищаются или они наводят ужас на обычных людей. В прежнее время такими священными институтами были семья и церковь, местная власть и государство, классная комната и школа. Сегодня ими являются электронные аудио- и видеосредства коммуникации. Становится ясно, что эти главные способы передачи знания и ценностей ведут к драматическим последствиям. Беспокойство и потрясение, комедия, насилие и трагедия превращаются в имитацию и подмену жизни и реальности. Пассивный зритель подвергается массированному и всеохватному воздействию. Все направлено на то, чтобы завладеть его вниманием, сформировать его убеждения и установки. Он рассматривается лишь как пассивный потребитель представлений и товаров. Информация не анализируются или критически оцениваются, а красиво упаковывается и выносится на рынок. К критическим суждениям прибегают редко.

Эта примитивизация оборачивается глубоким вызовом. В частное жилище каждого человека проникают средства массовой коммуникации; искусство влияния и пропаганда вторгаются в наши дома. Статья или книга, которая может быть усвоена при спокойном размышлении, заменяются кассетой, магнитной лентой или телеэкраном как главными источниками информации и образования.

Неудивительно, что приходит в упадок искусство чтения, литература, способность интеллектуального понимания, происходит разложение культурного вкуса. Гитлер использовал радио — новейшее электронное средство своего времени — чтобы привить немецкому народу преданность третьему рейху. Рузвельт также искусно использовал радио в своих беседах, чтобы расположить людей в поддержку нового курса. С появлением телевидения и видеофильмов сила пропаганды неизмеримо возросла. В тоталитарных обществах электронные средства массовой информации используются партией и государством для навязывания массам идеологических догм. В западных капиталистических демократиях они используются для развлечений, рекламы товаров и поддержки кандидатов. Новая электронная технология имеет свои как положительные, так и отрицательные результаты. Она расширяет наши чувства и наше восприятие до всемирного масштаба. В наше время компьютеры способны синхронно переводить с одного языка на другой, а телевидение и радио стимулируют появление общего мирового сознания. В то же самое время банальная пустота современных массовых ценностей и их узкий выбор угрожают заполнить рынок однообразными идеями низкого качества.

Возрождение религиозного фундаментализма с помощью электронных средств и рост культов паранормального демонстрируют вредное влияние, которое новые средства коммуникации могут оказывать на публичное мнение и убеждения. Научное мировоззрение, возможно, является наиболее важным достижением современной цивилизации. Оно выросло из интереса к фундаментальным исследованиям и со временем привело к индустриальной революции. Однако его удивительные технологические результаты часто используются силами, противоположными научному мировоззрению. Власть мифа объясняется его непосредственной опорой на эмоции, на внешний блеск и силу интонаций, а не на аргументацию и анализ. Греко-римская цивилизация была разрушена варварами и христианством, так же как высшая культура Германии — нацизмом. Будут ли западные демократии побеждены телевизионными проповедниками?

Мы живем в век господства быстротечного, преходящего, вторичного; понимание лишено глубины, остаются лишь сменяющие друг друга образы. Может ли философская мысль играть какую-либо роль в этой ситуации или она обречена на поражение? Будет ли философия изгнана из центра человеческой мысли и практики?