Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

IV. Критический разум

IV. КРИТИЧЕСКИЙ РАЗУМ

Рационализм

Мы должны задать вопрос: может или обязан ли научный метод применяться к решению жизненных проблем? Часто это бывает затруднительно; более того, мы не хотим, чтобы ученые и специалисты наставляли, во что нам верить и как вести себя в нашей личной жизни. И все же, могут ли быть распространены на процессы принятия решений в повседневной жизни такие принципы научной рациональности, как осознанная оценка убеждений и обоснование истинности суждений. Если мы так считаем, то должны расширить наше определение научного метода.

Термин рационализм используется для описания различных воззрений и подходов к жизни. Словарь Webster'а определяет рационализм как «практику руководствоваться в своих мнениях и действиях исключительно разумом». Термин рационализм содержит в себе некоторую путаницу, поскольку в истории философской мысли он отождествлялся с теориями, которые по преимуществу считали подлинными критериями познания рациональное знание, интуицию, дедуктивный вывод. Эмпирики в противоположность этому утверждают, что критерии аналитической истины, логической строгости и обоснованности недостаточны сами по себе для установления истинных суждений, поскольку они лишены фактуального содержания. Эмпирики считают, что не дедуктивные, а индуктивные методы должны быть критериями нашего знания. Они говорят, что мы должны проверить основания суждения, прежде чем принять его.

Более широкое использование термина «рационализм» стало популярным в прошлом веке. Когда сегодняшние рационалисты призывают нас использовать разум в обычной жизни, они противостоят субъективизму, мистицизму, авторитаризму, вере или религии откровения как мерилу истины, и они оставляют место одновременно как для логики, так и для опыта как критериев знания. Призыв к разуму есть обращение к всеобщим принципам объективного познания и является синонимом научного метода в его широком понимании. Ассоциация рационалистической прессы (The Rationalist Press Association), основанная в Англии в 1899 г., привлекла под свое знамя значительное число интеллектуалов, приверженных этим идеалам. Привожу отрывок из документа, который был выпущен к ее основанию:

«Распространение «духа Рационализма» является одним из главных черт, отличающих современность от средневекового мышления и жизни... Мы верим, что этот дух Рационализма открыто сочетается с прогрессом современной науки и критического познания... Рационализм может быть определен как умственная позиция, открыто принимающая превосходство разума и ставящая своей целью установление системы философии и этики, подтверждаемой опытом и независимой от всех произвольных предположений и авторитета»(Цит. по : An Anthology of Atheism and Rationalism, ed. Gordon Stein (Buffalo: Prometheus Book, 1980), pp. 313-315.).

Использование здесь терминов разум, рациональность и рационализм для обозначение воззрения и метода рассмотрения вопросов веры (belief) наиболее предпочтительно. Однако такое их использование может породить сумятицу и не только в головах его критиков. Причина здесь такова. Предполагается, что рациональное холодно-нейтрально, безличностно и чуждо психологическому содержанию жизненного опыта. На этом основании некоторые критики выступают против использования научного метода как преимущественного способа познания. Для этого выпада есть некоторые исторические причины. Многие натурфилософы, указавшие на успешность использования метода науки для достижения знания и настаивавшие на его распространении на другие области жизни, во многом основывали свое отношение к науке на слепой вере в нее. Уничижительный термин «сциентизм» как раз и появился для осмеяния некритической веры в неограниченные возможности объективных методов науки.