Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Галлюциногены и мистицизм

Галлюциногены и мистицизм

Особый интерес при рассмотрении мистических опытов вызывает тот факт, что подобные состояния могут также вызываться наркотиками.

Существует много проверенных свидетельств использования примитивными племенами определенных растительных галлюциногенов. Мексиканские индейские племена использовали галлюциногенное вещество нейот, американские аборигены курили дурман, а шаманы сибирских самоедов ели ядовитые поганки, чтобы вызвать экстатические видения. Дельфийская пифия в древней Греции постилась три дня, жевала лавровые листья и затем вдыхала ядовитые испарения. В дионисийских обрядах было обнаружено поклонение божественному вину. Хотя мусульманам запрещены спиртные напитки, некоторые из них пытались достичь опьянения экстравагантными танцами. Дервиши были суфийскими мистиками, способными кружением достигать исступленного состояния. По-видимому, людям свойственно глубокое стремление изменять свое сознание путем применения разных стимулирующих и отравляющих веществ; марихуана, кокаин, героин, алкоголь, кофе, чай и транквилизаторы — только немногие из них, применяемые сегодня.

В последние годы психоделические и галлюциногенные наркотики проверялись при контролируемых условиях. Уильям Джеймс сообщил, что использование нитрооксида может вызывать «неописуемые чувства». Сэр Хэмфри Дэви писал, что нитрооксид вызывает «восторженные и возвышенные» эмоции. В 50-е годы Олдос Хаксли описал своего рода «трансцендентальный религиозный опыт», вызываемый мескалином (Aldous Huxley, The Doors of Perception (New York: Harper, 1954). Позднее, в научных условиях было изучено широкое использование таких психоделических наркотиков, как ЛСД. Некоторые исследователи сообщили, что ЛСД может приводить к состояниям экстаза и мистерии, подобным мистическому опыту. Психоделический и мистический опыт имеют общие элементы. Во-первых, замедленное восприятие времени, потеря чувства прошлого или будущего, погруженность в настоящее. Более того, некоторые пользователи ЛСД испытывают чувство «неразличимого единства». Это потеря самоидентичности. Предметы растворяются и сливаются, цвета усиливаются, формы и размеры могут искажаться. Многие люди, использующие ЛСД, подобно мистикам, говорят, что переживаемый ими опыт невозможно описать, они утверждают, что у них были видения высшей реальности.

Некоторые пользователи утверждают, что психоделические опыты расширяют сознание и восприятие красоты и сложности также, как и себя как личности. К сожалению, у многих пользователей психоделических препаратов, особенно у тех, которые используют их постоянно, были тяжелые галлюцинации, сопровождавшиеся страшными и отвратительными переживаниями. Некоторые временами страдали психозами. Общими являются и непроизвольные воспоминания. Являются ли люди, предрасположенные к душевным болезням, наиболее вероятными пользователями наркотиков, или же наркотики провоцируют возникновение психических болезней? В любом случае, изменения в химическом составе тела, которые мистики прошлого могли стимулировать только длительным и тяжелым путем подавления чувств, постом и молитвой, могут быть достигнуты непосредственно употреблением психоделических наркотиков.

Можно ли достичь Бога, принимая наркотические таблетки или напитки? Являются ли тождественными наркотические и мистические опыты или же они отличаются друг от друга? Является ли один из них подлинным, а другой — искусственным? Был проведен эксперимент, который позволяет предполагать, что ЛСД имеет последствия, сходные с мистическим опытом. Этот эксперимент, известный как эксперимент великой страстной пятницы, был проведен доктором Уолтером Панке в 1963 году. В нем приняли добровольное участие двадцать студентов, верующих в Бога. Половине студентов были даны психоделические наркотики, а другой — безвредные лекарства. Первая половина группы сообщила о «мистических переживаниях», включавших «встречу с высшей реальностью» или «с Богом». Лишь несколько студентов контрольной группы испытали переживания, но глубине и интенсивности сравнимые с теми, которые были у студентов экспериментальной группы. Более того, проведенные шесть месяцев спустя исследования показали, что жизни многих из тех, кто принял наркотики, «измешлась» (Walter Pahnkc, «LSD and Religious Experience,» in: Richard С . De Bold and Russell C. Leaf, eds., LSD, Man and Society (Middletown, Conn.: Weslcyan University Press, 1967); also Edward F. Heenan, Mystery, Magic and Miracle Religion in a Post-Aquarian Age (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1973), p. 32.).

В период расцвета контркультуры Тимоти Лери сообщал, что испытал глубокие религиозные переживания после того, как съел в Мексике «священные грибы». После его «озарения» в августе 1960 г., которое он описал как глубокий «потусторонний опыт», он сообщил, что его жизнь изменилась, и с тех пор он посвятил ее попыткам «понять возможности нервной системы человека и сделать эти откровения доступными для других». Лери утверждает, что опыт, вызванный ЛСД, является религиозным и что он позволяет дать «неоспоримые, субъективные ответы» на основные духовные вопросы (Timothy   Leary, «The Religious Experience: Its Production and Interpretation», in: Hecnan, Mystery, Magic and Miracle Religion, pp. 36-37.).

 Среди них вопросы о том, какая потусторонняя сила двигает вселенную, что есть жизнь, что такое человек, что такое я, каково мое место в мироздании. Лери также сообщает, что различные виды психотического (психоделического) опыта сходны с тем, который описывали мистики.