Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Обетованная земля

Обетованная земля

Моисей, как и большинство евреев, покинувших вместе с ним Египет, не вошли в обетованную землю. Он не выполнил обещание, данное им от имени Яхве, что они станут жить в новой земле, где течет мед и молоко. Моисей возложил вину за это на самих евреев, обвинив их в недостаточной верности заповедям Яхве. Можно лишь догадываться, почему Моисей проявил нерешительность и не пошел в Ханаанскую землю. Был ли это страх перед силой населявших ее народов? Или он боялся, что потеряет власть над своим народом, если тот сменит кочевую жизнь на оседлую? Возможно, с возрастом он стал сомневаться в своей миссии, понимая, что новая земля не была обещана ему Богом и что ее будет трудно завоевать. Был ли Моисей убит своими приближенными, как это полагал Фрейд, скрывшими убийство вождя от потомков? Пересечь реку Иордан и открыть новую страницу в истории еврейского народа выпало на долю Иисуса Навина и Елеазара. Таким образом, не Моисея, а Иисуса можно назвать подлинным основателем новой нации. Иисус был талантливым учеником Моисея, добившимся успеха там, где его учитель потерпел неудачу. Хотя именно Моисей подготовил необходимые предпосылки для образования евреев как отдельной нации и создал идеологию национального сознания. Парадоксально, что Моисей, не выполнивший своего главного обещания, признается спасителем евреев.

Случай Моисея похож на судьбу Иисуса Христа, умершего прежде, чем свершилось предсказываемые им конец мира и наступление нового царствия небесного. Страстно желая оправдания своих трагических героев, уходящих в мир иной до исполнения Богом их обещаний и предсказаний, верующие возводят их в святые. Неужели желание веры в божественные заповеди, сохраняемой и возрастающей в последующих поколениях, столь сильно и слепо, что оно не замечает ни ее противоречивости и ложности, ни бедности доказательств?

Неудача Моисея была восполнена Иисусом, провозгласившим, что моисеево прозрение истинно и не будет забыто последующими поколениями. Далее я кратко рассмотрю канву событий после смерти Моисея. Я снова хочу указать на невозможность их исторической реконструкции из-за почти полного отсутствия источников и материалов, свидетельствующих об описываемых в Библии фактах. За несколько десятков лет численность населения, бежавшего из Египта, возросла, особенно за счет браков с женщинами из других племен. Новые вожди почувствовали себя достаточно сильными, чтобы вторгнуться в Ханаанскую землю. Иисус возглавил уже не группу людей, объединенную туманными целями и авторитетом одной харизматической личности, но сформированное благодаря деятельности Моисея самостоятельное общество со своей религией и святилищем, законодательством, строгой социальной структурой, властной жреческой элитой. Оно было готово к переходу через Иордан и новым битвам. Новые чудеса помогали им в пути: воды Иордана остановили свое течение, остановились даже солнце (и луна). Иисус хорошо овладел искусством теократического правления, заставляя свой народ верить, что Яхве говорит с ним. Его воины в сражениях без всякого милосердия убивают врагов. В конце концов, евреи завоевывают землю, которая, как они верят, принадлежит им по божественному праву, делят награбленное и начинают оседлую жизнь. В конце жизни, уже будучи стариком, Иисус наказывает евреям соблюдать и исполнять все записанные в книгах законы Моисея, повиноваться завету Бога.

Бесчисленные поколения богоизбранного народа повинуются ему, мысленно возвращая себя в прадедовские времена и празднуя свое освобождение Богом. Трагедия еврейской истории в том, что евреи слишком верят в человека но имени Моисей. Хотя было бы более достоверным считать, что он не говорил с Богом, не получал никаких откровений свыше, пользовался хитростью и обманом, заставляя людей поверить в его высшее предназначение. В конечном счете оказывается, что Моисей так и не исполнил своего обещания евреям. Вера евреев в свою «избранность» и божественную миссию в истории не имеет под собой никакого реального основания, оставаясь одним из главных мифов человеческой истории.

На это можно возразить указанием на то, что этнические традиции евреев имеют свою внутреннюю красоту и ценность. Я не отрицаю великого вклада еврейской культуры в историю  человечества — в литературу, науку, этику, искусство, коммерцию и промышленность, фактически во все области человеческой жизни. Оставаясь на протяжении большей части своей истории изгоями и чужаками, подвергаясь гонениям, многие евреи оказывались способны на творческие прозрения и открытия. Иудеи будут доказывать, что сохранение иудейских верований и образа жизни несмотря на разобщенность и гонения в течении трех тысяч лет свидетельствует об их силе. На это я отвечу: если в них и есть какая-то спасительная благодать, то она намного меньше, чем бесчисленные гонения, погромы и массовые убийства — та цепа, которую евреи заплатили за миф о своей богоизбранности. Жестокий парадокс исторической судьбы евреев заключен в их ошибочной вере в свою исключительность, являющейся как основанием их национальной самоидентичности, так и почвой, из которой произрастают их отчужденность и их преследования.