Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

IX. Мухаммад - пророк ислама

IX. МУХАММАД — ПРОРОК ИСЛАМА

Религия ислама была основана Мухаммадом в седьмом веке н. э. Она основывается на откровениях, объявленных им в зрелом возрасте. Откровения Мухаммада, провозглашенные и записанные в Коране, привлекли множество сторонников, самоотверженно и преданно последовавших за своим пророком. Менее чем через столетие после смерти Мухаммада воины ислама покорили и обратили в свою веру обширный регион от Испании и Марокко на Западе до реки Инд и Пенджаба на Востоке. В настоящее время ислам объединяет около миллиарда мусульман в Африке, Азии и на других континентах, соперничая с христианством за власть над сердцами и душами людей.

Слово ислам означат «покорность воле Бога». Мусульманин — последователь веры, установленной Мухаммадом, тот, кто «предан Богу». Магометанин — неверное словоупотребление, у мусульман нет культа Мухаммада в том смысле, что они не считают его божеством. Он не совершал чудеса, в отличие от Иисуса, он просто пророк Аллаха (араб. «Бог»), человек, получивший от него откровения, подобно пророкам Ветхого Завета.

Мухаммад признавал ветхозаветных пророков и возводил родословную арабов к Исраилу — старшему сыну Авраама. Он признавал Иисуса, но не как Бога-сына, а лишь как одного из самых значительных пророков. Мусульмане говорят, что тот, кто верит в явленность Бога библейским пророкам, должен также признавать божественную ниспосланность откровений Мухаммада.

Предыстория

История жизни Мухаммада и стремительного распространения основанной им религии чрезвычайны увлекательна. Хотя нам неизвестны подробности раннего периода его жизни, принято считать, что он родился в 570 году в аравийском городе Мекка. Его отец Абдулла умер незадолго до его рождения. В шестилетнем возрасте он лишился матери. Его воспитывал сначала его дед, а затем дядя Абу Талиб.

Мекка расположена в горной теснине примерно в 55 милях от побережья Красного моря. Стратегически она находилась на пересечении торговых путей Аравийского полуострова и являлась важным торговым центром. Мекка — древний религиозный центр, где в главном мусульманском святилище Каабе находится черный камень. Ему придается магическое и сверхъестественное значение. Каждый год ко дню Мухаммада в Мекку собираются паломники из всего мусульманского мира. До возникновения ислама среди народов, населявших Аравийский полуостров, был распространен анимизм. Они верили в духов (джинов), обитавших на земле и вселявшихся в души животных и неодушевленные предметы. В те времена господствовал политеизм, различные племена поклонялись своим местным божкам. Широко было распространено рабство. За исключением нескольких оазисов и торговых центров, Аравия представляла собой бесплодную пустыню. Жизнь была суровой и аскетичной. Население занималось земледелием и скотоводством. Объединяющее централизованное политическое управление отсутствовало. Племена состояли из семейных кланов, возглавляемых родовым вождем, или шейхом. Распространенным источником доходов были набеги. Защитой становились только родственные узы. Каждое племя обеспечивало своим членам безопасность. Месть и закон возмездия правили в этом, состоявшем из разрозненных племен, обществе.

Мухаммада, бедного сироту, взял к себе на воспитание дядя, глава клана Хасима, пользовавшийся в тех местах большим уважением. Мухаммад начал взрослую жизнь погонщиком верблюдов. В возрасте двадцати пяти лет он женился на Хадидже, богатой женщине, которая была старше его на пятнадцать лет. Мухаммад преуспел в коммерции. Его жена Хадиджа родила ему несколько детей. Все его сыновья умерли в детстве, но он сумел удачно выдать замуж своих дочерей. Когда Мухаммаду было сорок лет, Аллах «открылся» ему в своих откровениях. Это стало началом глубокого религиозного обращения и мессианского благовестия Мухаммада.

Исторические документы

Мы уже указывали на трудность установления достоверности текстов Ветхого и Нового Заветов, особенно деяний пророков. В еще большей степени это относится к Мухаммаду и исламу. Этому вопросу посвящена обширная мусульманская филологическая и историческая литература. Так же как иудейские и христианские первоисточники, исламские письменные свидетельства содержат легенды и мифы. По-видимому, не сохранилось, если, конечно, она существовала, никакой критической или еретической литературы, написанной мусульманами или приверженцами вытесненных исламом различных религиозных групп. В настоящее время существует настоятельная необходимость с помощью современных научных методов исследовать происхождение ислама.

Рассмотрим два основных на сегодняшний день источника. Первый из них — сам Коран. Согласно мусульманским фундаменталистам, каждое слово Корана — вечно и божественно но своему происхождению. В действительности же способ, каким собран Коран, хорошо известен. Он разделен на суры или главы, состоящие из аят или строф. Он полностью состоит из предписаний и откровений Мухаммада, полученных им, как он говорил, от ангела Джибрила, или — непосредственно от Аллаха. Получив свои «вдохновения», он в тот же миг, или короткое время спустя, излагал их родственникам, друзьям или приверженцам, записывавшим их на коже, камне, пальмовых листах или других, оказывавшихся под рукой, материалах. Мухаммад продолжал получать откровения на протяжении двадцати трех лет, вплоть до своей смерти. Неизвестно, насколько полно они сохранились. Маловероятно, чтобы после смерти Мухаммада было собрано все, что он передавал. Многие из откровений имели значение, не выходящее за рамки частных жизненных ситуаций.

Мухаммад наговаривал откровения. Его ученики заучивали их наизусть и передавали другим. Спустя годы они стали читаться в мечетях и произноситься нараспев в медресе и общественных местах. Учение Мухаммада вызывало глубокий трепет и благоговение, чтецы старались воспроизводить суры с наибольшей точностью и гордились своей способностью запоминать их дословно. Известно, что устная традиция часто искажает первоначальное знание, выделяя и усиливая то, что прежде имело меньшее значение, и наоборот. У нас нет уверенности, в том, что Коран передает откровения такими же, какими они были изначально. Только после смерти Мухаммада его первые ученики — родственники и друзья — собрали вместе все имевшиеся записи, названные Кораном (от араб, кара'а — читать).

Первым человеком, собравшим суры, был Саид, приемный сын Мухаммада и один из первых обращенных. Саид расположил их не в хронологическом порядке, а по величине сур — сначала длинные, затем короткие. Поскольку Саид часто читал их в присутствии Мухаммада, его вариант расположения текстов считался достоверным. Однако со временем в него были привнесено множество изменений и дополнений. Появились различные варианты Корана. Еще одна попытка составления  Корана была сделана при третьем арабском халифе Османе. Его вариантом Корана, составленным спустя двадцать лет после смерти Мухаммада, мусульмане пользуются и сегодня. Исследователи уверены, что он достаточно точно передает большую часть откровений Мухаммада.

К сожалению, часто невозможно точно датировать время создания той или иной суры или определить контекст ее происхождения. Многие фрагменты более ранних откровений были вытеснены поздними фрагментами или противоречат им. Тем не менее, Коран остается уникальной книгой, способной пробуждать сильное чувство набожности у многих поколений верующих, завороженных ее выразительной поэтикой и мощью.

Вторым источником но ранней истории ислама, помогающим понять Коран и узнать о жизни Мухаммада, является священное предание ислама — сунна, основанная на хадисах («традициях»). Этот источник с еще большим трудом можно признать правдивым. Он состоит из воспоминаний о Мухаммаде, поведаных его друзьями и последователями, передававшихся устно из поколения в поколение, со временем собранных и записанных. Айша, любимая жена Мухаммада, говорит о 1210 преданиях, записанных ею самою. Первые последователи Мухаммада испытывали глубокое воздействие его сильной харизматической личности. Их называют спутниками Мухаммада. Большинстве из них были простыми кочевниками или воинами. Их свидетельства не могут приниматься без оговорок, особенно если принимать во внимание, что, подобно авторам Нового Завета, фактически все спутники Мухаммада были распространителям новой веры. После смерти Мухаммада многие из них пришли к власти в расширяющейся империи ислама и были заинтересованы в приукрашивании легенды о нем. Более вероятно, что второе и третье поколение мусульман еще больше изменили историю жизни основателя ислама, как христиане — предание об Иисусе.

Почитание личности Мухаммада со временем возросло еще больше, и даже прядь его волос стала считаться бесценной реликвией. По мере того, как ислам распространялся в Азии и Африке, множилось число рассказчиков, известных как собиратели, сочинявших новые легенды о пророке. Спустя два столетия после смерти Мухаммада уже существовало множество вымышленных историй о нем, тем не менее вошедших в сунну.

Главным при изучении религии является отделение фактов от вымысла. Непреодолимая трудность, с которой сталкивается объективный научный исследователь, заключается в том, что ислам строго ограничивает свободное исследование. Иногда отступивший от дозволенных истолкований ислама предавался смерти. Нам известно, что у Мухаммада были противники. Когда он впервые возвестил свои истины, некоторые сочли его сумасшедшим. Отголоски этой борьбы можно найти в Коране и сунне. Но нам не известны ни характер их скептицизма, ни аргументы против ислама.

Самые ранние биографии Мухаммада были написаны спустя 120-200 лет после его смерти и содержат описания чудесных событий, в которые трудно поверить и которые еще труднее подтвердить. Тем не менее можно проникнуть в некоторые ключевые подробности жизни Мухаммада и даже в его пророческие переживания.