Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Медина: меч ислама

Медина: мечь ислама

Наблюдение, что нет пророка в своем отечестве, особенно верно в случае Мухаммада. Только в Медине, где его пророчества начали пускать корни, в судьбе ислама произошел исторический поворот. Медина — это город, или, если говорить точнее, скопление домов в оазисе, расположенных в 180 милях  севернее Мекки. На протяжении многих лет Медина была охвачена кровавой междоусобицей между соперничающими родами. Мухаммад приезжал в эти места в детстве. Там жили его родственники и был похоронен его отец. Жители Медины хотели мира и спокойствия, особенно с тех пор, как их жизнь стала зависеть от сельского хозяйства и урожаев. Некоторые из них совершали паломничество в Мекку для поклонения Каабе. Часть из них Мухаммаду удалось обратить в ислам. Он даже посылал в Медину своего ученика для чтения Корана и привлечения новообращенных. Семьдесят пять жителей Медины поехали навстречу Мухаммаду. Он пообещал им, что Аллах через него покончит со всеми внутренними родовыми раздорами и рассудит все будущие разногласия. Жители обещали взять его под свою защиту, если он поедет в их город.

Вскоре состоялся переезд Мухаммада и его последователей из Мекки в Медину. Это событие, известное как Хиджра, стало поворотным в истории ислама. С этого времени начинается мусульманское летосчисление. Таким образом 622 год христианского календаря стал 1-ым годом мусульманского летоисчисления. После своего признания в Медине, ислам стал быстро распространяться. Мухаммад стал героем этих мест. Он создал боеспособную армию. Стало очевидным, что не только его слово само по себе, но и сила оружия способствует расширению влияния ислама. Мухаммад был уже не слабым пророком, призывающим своих последователей к добродетели и указывающим путь к спасению личным примером. Теперь он мог навязывать свою волю силой. Новая религия основывается уже не на одном только откровении. Основой ее усиления и распространения явился союз религиозного фанатизма и военно-политической власти.

Разделение церкви и государства, что в конечном итоге стало нормой в демократических государствах, было изначально чуждо исламу. Напротив, союз мечети и государства послужил основой новой священной империи. Если религиозный лидер не в состоянии убедить людей принять веру, он может силой запретить им отвергать ее и господствовать на их землях. В этом отношении ислам не уникален. Установление императором Константином христианства в качестве официальной религии Римской Империи превратило Библию в идеологическое оружие. Но верно и то, что без мессианской идеи меч новой веры не мог бы так мощно разить своих врагов. Без веры в пророка, исполняющего волю Аллаха, легионы пророка не могли наступать так стремительно. Победы, которые совершил Мухаммад в последующее десятилетие своей жизни, поразительны. Они обнаруживают в нем незаурядную личность, движимую религиозными побуждениями, способную на великодушие и моральную добродетель. Кроме того, он был непревзойденным стратегом и не брезговал безжалостными методами, когда считал их необходимыми для достижения своих целей.

Медина тепло приняла Мухаммада. Первым делом он и его последователи построили мечеть и свои жилища. Первой серьезной проблемой, с которой они столкнулись, была экономическая. У новых мусульман Медины не было денег покупать землю и овец. Мухаммад прибегнул к традиционному для арабов способу решения этой трудности. Он стал устраивать набеги на богатые караваны из Мекки, проходившие всего в шестидесяти милях от Медины, на пути на север, в Дамаск. После того, как Мухаммаду удалось провести несколько успешных рейдов, против него стали собирать армию. Первая крупная битва произошла у Бадра. Мухаммад выставил около 300 человек, жители Мекки — 900. Меккинцы были разбиты мусульманами, воодушевленными обещанием Мухаммадом рая. После битвы они поделили военную добычу поровну, а сам Мухаммад взял себе только пятую часть трофеев (вместо традиционной одной четвертой). Победа мусульман была воспринята как знак благосклонности Аллаха. Их вера привлекла новых последователей.

В это время меккинцы, которых поражение привело в уныние, намеревались положить конец мусульманской угрозе. Они собрали армию из 3000 пехотинцев и конников. Мухаммад же смог набрать только 1000 солдат, число которых быстро уменьшилось до 700. В битве под Ухудом мусульмане были разбиты, потеряв многих убитыми и ранеными, а сам Мухаммад был ранен. Армия меккинцев совершила ошибку, не став преследовать мусульман, дабы полностью их уничтожить. Пророк смог собрать силы и начал теснить меккинцев. По ночам он жег множество костров, чтобы противник подумал, что его войско значительно увеличилось. Если победа у Бадры была знаком  благосклонности Аллаха, то разве поражение под Ухудом не значило утрату божьей милости? Мухаммад пытался рассеять сомнения, провозгласив новое откровение. Аллах не оставил верных, он лишь проверял истинно верующих, отделяя их от тех, кто только изображает веру, но внутренне, в своем сердце остается неверующим (сура 3:1-19). Жители Мекки решили уничтожить мусульман раз и навсегда. Они готовили три армии числом 10000 пеших воинов и 600 конников. Мухаммад смог собрать только 3000 воинов. Его воины вырыли глубокий ров с высокими валами по периметру оазиса в Медине и хорошо его укрепили. Меккинцы не смогли прорвать укрепления. В конце концов они были вынуждены отступить. Отступление меккинцев было воспринято как победа, поскольку показало, что мусульман нельзя победить силой.

В это время отношения Мухаммада с еврейскими общинами в Медине, отказавшимися принимать его пророчество, стали ухудшаться. Он начал сомневаться в их верности и решил покончить с их противостоянием. Долгая история взаимоотношений ислама и иудаизма чрезвычайно сложна, и нет никакой возможности изложить ее здесь. Я остановлю внимание на двух моментах. Во-первых, Мухаммад использовал священные иудейские манускрипты, чтобы добиться расположения евреев. Во-вторых, когда ему это не удалось, он предпринял попытку разгромить местную еврейскую общину. Очевидно, что значительную часть своих теологических воззрений Мухаммад почерпнул из Ветхого Завета. В Аравии тогда было много еврейских поселений и Мухаммад был знаком с иудейскими обычаями и верованиями. Ранняя часть его пророчеств имеет иудейские корни; это прежде всего идея монотеизма. В начале он учил своих последователей во время молитв обращать лицо к Иерусалиму. Он соблюдал пост Йом Киппур (день искупления). Он заставлял верующих молиться по пятницам. Он также, как и иудеи, отменил правило молиться в середине дня. Мухаммад повелел своим последователям носить одежду, прическу и соблюдать ту же диету, что и евреи. Мухаммад чтил Авраама как основателя и иудаизма, и ислама и даже считал, что Кааба была построена для богослужения Авраамом. Он надеялся, что евреи признают его пророком, так же как и он признал иудейские писания. Мухаммад учил, что его новые откровения  должны заменить все другие. Но когда евреи отвергли его призывы и остались «неверными», сохраняя приверженность своим обычаям и обрядам, веря в свою «богоизбранность», Мухаммад обратился против них.

Откровения, полученные Мухаммадом в 623 г., содержат важные изменения в его религиозной политике. Спустя шестнадцать или семнадцать месяцев после приезда в Медину, когда уже не оставалось никакой надежды на примирение иудаизма и ислама, Мухаммад изменил порядок молитвы. Согласно хадитам, однажды, когда он молился, обратив свое лицо к Иерусалиму, внезапно на него снизошло божественное откровение:

«И откуда бы ни вышел ты, обращай свое лицо в сторону запретной мечети; ибо это — истина от твоего Господа, — поистине, Аллах не небрежет тем, что вы делаете!» (Сура 2:144).

Перед этим дважды Мухаммад падал ниц, обращаясь в сторону Иерусалима. Получив это откровение, он вдруг обратился в противоположную сторону, на юг, к Каабе в Мекке, и закончил службу в том же направлении. Все молящиеся в мечети последовали его примеру и так же повернулись на юг. Эта практика сохранилась у мусульман до сих пор.

Тем временем ссора Мухаммада с иудеями перешла в открытую войну. Некоторые языческие племена Медины, радостно приветствовавшие Мухаммада, первоначально находились в союзе с евреями. Они надеялись, что Мухаммад учтет этот давний союз. Однако сейчас он пренебрег им. Его непреклонность усилилась после того, когда он узнал, что некоторые еврейские общины объединились с меккинцами против пего. Мухаммад счел это угрозой для своей власти. Первый конфликт возник с еврейской общиной Квануки. Поводом для него послужил незначительный инцидент между арабской девушкой и еврейскими юношами. Когда войско Мухаммада напало на евреев, они заперлись в своих укреплениях. Мусульмане блокировали их пятнадцать дней, пока евреи не сдались. Мухаммад готов был предать побежденных смерти, но смягчился, когда союзники евреев из Медины потребовали их освобождения. Чтобы не портить отношения со своими мединскими друзьями, он отменил смертную казнь, но потребовал, чтобы евреи уехали из Медины в течении трех дней, оставив все свое добро победителям.  После битвы у Великого рва в мае 627 г. произошла кровавая бойня еврейской общины. Это была община Квараза. Войско Мухаммада осадило еврейскую деревню и потребовала от ее жителей сдаться, что они и сделали безоговорочно. Мухаммад обещал пощадить их, если они примут ислам. Жители деревни отказались предать свою веру. Последовало жестокое наказание. Все взрослые мужчины были казнены, женщины и дети проданы в рабство, их имущество поделено. Мужчины были заключены в сарай отдельно от своих жен и детей. Свои последние часы они провели в темноте в молитвах, читая отрывки из своих священных писаний. Тем временем Мухаммад повелел вырыть за ночь канаву вдоль рыночной площади. Утром он приказал вывести заключенных мужчин наверх по пять-шесть человек. Их заставили сесть в ряд вдоль канавы, затем обезглавили, а тела сбросили вниз. Начавшиеся утром убийства продолжались весь день и всю ночь. Кровь 600 или 800 жертв залила рыночную площадь. Все это время Мухаммад наблюдал за побоищем. Он приказал завалить ров, а затем поделил награбленное. Земля, имущество, скот и рабы — все было разделено между мусульманами. Мухаммад оставил себе пятую часть. Девушек-рабынь и женщин-слуг он подарил своим друзьям. Остальные женщины и дети были проданы в рабство. Тем не менее себе он оставил Рейхану, красивую еврейку, чей муж и родственники погибли. Она отказалась выходить за него замуж, но была вынуждена жить с ним как невольница или рабыня.

Что произошло с пророчествами Аллаха? Почему за столь небольшое время Мухаммад превратился из пророка-одиночки, ищущего божественную истину, в человека, готового покарать каждого, кто откажется признать его власть? С той же жестокостью, с какой Мухаммад уничтожил еврейские общины, он разгромил своих противников арабов-язычников. Мухаммад не был исключителен в своей жестокости. Завоевывая племена и земли, Моисей также карал тех, кто противостоял его стремлению к власти. Все это заставляет усомниться в безгрешности и благородстве людей, верящих, что они общаются с Богом и стремятся передать человечеству его законы.

Впоследствии Мухаммад покорил еврейские поселения одно за другим, но не с такой жестокостью. Евреям было позволено оставлять себе имущество, он сохранял им жизнь с условием, что они будут платить ему дань. Это стало примером для будущих воинств ислама, которые после покорения народов ограничивались сбором с них дани.

Мухаммад пересмотрел свое отношение к верованиям и обрядам иудаизма. Ветхий Завет потерял свое значение для новой религии, основанной на откровениях одного пророка — Мухаммада. Все противники ислама — евреи и арабы-язычники — были сокрушены и перестали быть помехой его распространения.

Следующим важным шагом стало завоевание Мекки. Предводители Мекки, включая Абу Суфана, очевидно, решили, что лучше заключить договор с мусульманами. Они разрешили им совершать паломничество в Каабу. В это время Мухаммад был уже способен собрать войско в 10 000 человек. Он снова отправился на юг. Жители Мекки были в панике. Абу Суфан вновь встретился с Мухаммадом и принял ислам. Мухаммад поставил условие: жизнь и имущество меккинцев будут сохранены, если они позволят войску мирно войти в город.

11 января 630 г., после того, как он с небольшой группой приверженцев бежал из Мекки, Мухаммад победоносно вернулся в нее с огромной армией. Он немедленно посетил Каабу, коснулся Черного камня и воскликнул «Аллах-о-Акбар!» Он уничтожил всех языческих идолов и святыни и заставил местные племена поклясться в верности себе как истинному пророку Аллаха. В течение двух последующих лет до своей смерти в 632 г. Мухаммад принимал участие в битвах с другими племенами и смог объединить под своим правлением Аравийский полуостров. Ему воздавали за его благородство и доброту. В поздних сурах он больше говорил о добродетелях послушания Богу, искренности, милосердия к другим.

После смерти Мухаммада Абу Бакр, его старый друг и соратник, был объявлен его преемником и стал первым калифом. Абу Бакр умер двумя годами позже и его сменил Омар, другой сподвижник пророка. В 644 г. его сменил Отман, а затем Али, двоюродный брат Мухаммада, женатый на Фатиме, его дочери. Али правил до 661 г. Все эти правители были близкими соратниками, либо друзьями Мухаммада. Большая часть  хадитов возникла из их воспоминаний. Трудно сказать, насколько их воспоминания были вызваны необходимостью укрепления своей власти, хотя этого нельзя исключать. После смерти пророка возникли острые споры о его преемниках в мусульманском мире. Эти споры не разрешены до сих пор. Тем не менее халифы правили более тридцати лет, неустанно расширяя исламское влияние за пределы Аравийского полуострова. Они завоевали Сирию, Палестину, Египет, находившиеся раньше под влиянием христианства, и Иран. Через восемьсот лет после смерти Мухаммада откровения пророка и меч ислама правили от Испании на западе до Индии на востоке. В последующие столетия четыре великие империи мусульман сменяли друг друга — во имя Аллаха и его пророка Мухаммада: Селик и Оттоман в Истамбуле, Сафавид в Иране, Моголы в Индии.