Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Лжепророки

Лжепророки

Прочитав эту и предыдущую главу, приверженец ортодоксальных религий может сказать, что все они были «лжепророками», выдававшими себя за помазанников божьих. Может ли этот вывод быть использован для укрепления веры в пророков Ветхого и Нового Заветов? Но можно спросить иначе: если подлинность современных пророков оказывается сомнительной, то почему бы не применить те же самые аргументы скептицизма к феноменам древних пророков? Конечно, исторические сведения о них весьма фрагментарны, но это еще одна причина, по которой мы должны сомневаться в прежних пророках. Как мы могли убедиться, процессы возникновения и развития религий носят одинаковый характер: самопровозглашенные пророки и пророчицы объявляют, что они говорятот имени Бога и доверчивая толпа признает их. Позже, если учение выживает, на его основе строится авторитарная церковь. Если так были основаны мормонская и адвентистская церкви, то почему бы не допустить, что подобным же образом развивались иудаизм, христианство и ислам?

Я не думаю, что про всех пророков, ясновидцев и медиумов можно сказать, что они были сознательными мошенниками. Многие из них могли действительно верить в обладание особыми способностями и благодаря этой вере, убеждать в своей сверхъестественной силе. В отношении ко всем ним могут быть применимы различные психологические характеристики: (1) в одних случаях мы имеем дело с откровенными мошенниками; (2) в других, во времена кризиса или угасания прежних верований появлялись личности, которые могут считаться мошенниками лишь отчасти; (3) к третьим относятся личности, которые частично или полностью верили в свои божественные способности, но это могло быть вызвано серьезными эмоциональными или психическими отклонениями. Немалое число пророков оказывались шизофрениками или неуравновешенными личностями, верящими, что они получили откровение от Бога.

Хотя многим из них никто не верил, поскольку они были лишены способности и таланта убеждать других в своей подлинности, другим все же удавалось создать религиозные движения, пережившие их самих. В конце XIX в. некая Мэри Бэйкер  Эдди создала христианскую научную церковь, которая основывалась на ее собственном прочтении Библии. Ее преданные последователи верят, что каждое ее слово — откровение, полученное от Бога. Христианская наука отрицает существование болезней и считает их просто заблуждением человеческого разума. Она предлагает молитву вместо лечения. Сама же церковь основывается на библейских текстах и откровениях Мэри Бэйкер Эдди.

Чарльз Тейз Рассел, галантерейщик из Пенсильвании, основал секту свидетелей Иеговы. Он утверждал, что новое тысячелетие наступило в 1873 г., апостолы воскресли в 1878, а конец света наступит в 1914 г. Рассел проповедовал, что он ангел, посланный на землю и что он является седьмым посланником церкви. После его смерти лидеры иеговистов продолжали предсказывать конец света и привлекали новых последователей. Армагеддон наступит, говорят они, когда завершится миссия свидетелей Иеговы, за ним продолжится тысячелетний период, во время которого грешники получат второй шанс на спасение. Их лозунг — «миллионы ныне живущих никогда не умрут».

В XX в. новые пророки заявили о своих божественных откровениях. Почва, сдобренная Библией, оказалась плодородной для любых пророчеств. Большинство из них со временем забываются, но некоторым удается пустить глубокие корни в последующих поколениях, их влияние растет и развивается. Верующие пренебрегают своими способностями критического разума в надежде обрести покой в потустороннем. В некоторых крайних случаях верующие следовали за своими пророками на смерть. Начинающаяся секта, отвергаемая большинством людей своего времени, со временем может быть преобразована в самостоятельную церковь, приверженность которой может поддерживаться семейной или национальной традицией. Пророк почитается последующими поколениями как «посланник Бога». Поскольку множество людей верят в различные божественное пророчество, не стоит удивляться постоянному возникновению новых религий. Это будет продолжаться до тех пор, пока сами основания веры в пророчества и откровения не будут поставлены под сомнение скептицизмом, рациональностью и научными исследованиями. Пока же открытые критики религиозности  и  поисков трансцендентного  испытывают  враждебность и давление со стороны верующих, которые в случае обретения политической власти, объявляют еретиками всех, кто смеет усомниться в основаниях их собственной веры.