Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Почему беспорядок и хаос?

Почему беспорядок и хаос?

Тем не менее, я предлагаю вновь изучить вопрос о существовании Бога. Для этого я должен поставить онтологический вопрос, столь трудно разрешимый для человеческого сознания. Он  состоит не в том, что обусловливает существование вещей и не в том, почему во вселенной существует порядок, а в том, почему вещи меняются и существует беспорядок! Мы можем непосредственно наблюдать, как вещи подвергаются постоянной трансформации. Физические предметы и биологические существа появляются и исчезают. Что делает возможным скоротечность, непостоянство, эволюцию, рост, вымирание и упадок? Почему ничто не длится вечно? Почему после роста и расцвета организм увядает и умирает? Цветок переживает пору прекрасного цветения, но со временем чахнет и увядает. Жеребенок рождается, быстро учится бегать, вырастает в красивого зрелого жеребца, стареет и умирает. Вулкан может десятилетиями или веками извергать лаву, но затем становится безжизненной вершиной. Десятки тысяч видов растений и живых существ появлялись на планете, но многие из них вымерли и только тысячелетия спустя их следы обнаруживаются палеонтологами и геологами, исследующими древние пласты земли. Астрономы рассказывают нам о рождении и гибели далеких звезд и галактик. Вселенная представляет собой длительный процесс изменения. Нельзя войти в одну и ту же реку дважды, заметил Гераклит. Многие люди испытывают глубокую потребность в постоянстве. Неопределенность и двусмысленность омрачают жизнь человека. Будущее определенно необъяснимо и непредсказуемо. Порой оно входит в нашу жизнь вероломно и устрашающе. Ребенок, сраженный неизлечимой болезнью. Ураган, опустошивший город, погубивший сотни невинных людей, включая священника и его молящуюся паству. Автомобильная авария, приведшая к параличу олимпийского призера. Народ, побежденный в войне и истребленный, подобно древнему Карфагену, исчезнувшему с карты мира. Детально проработанные планы часто мгновенно рушатся. Вселенная, с этой точки зрения, представляется хаотичной, непредсказуемой, неопределенной. На это нам говорят, что таковой вселенная предстает только нашей несовершенной человеческой природе. Должно существовать более глубокое единство для всего существующего. Однако эта мысль — лишь выражение человеческого желания, религиозная надежда. Факты говорят о существовании полярности; порядок и беспорядок сосуществуют. В одних человеческих культурах изменение проявляются в большей степени, чем в других. К счастью, культура поддается сравнительному историческому исследованию. Археологи и антропологи раскапывают руины великих городов прошлого, красноречиво свидетельствующих о воплощенных ими разбитых надеждах и мечтах. Мы не должны испытывать иллюзий в отношении нашего собственного будущего. Люди напрасно пытаются обессмертить своих героев и гениев и даже придать святость некоторым из них. Их поднимают до божественных высот, красота и мудрость их моральных прозрений объявляются бессмертными и божественными. Если не цивилизациям прошлого, то нашей цивилизации должно быть ясно, что все культуры историчны, они расцветают, но со временем заменяются другими и исчезают.

Драма человеческой истории рассказывает о хрупкости человеческого существования, человеческих судеб и создаваемых нами культур. Как стремительно проходит время. Только вчера мы были молоды, мечтали о великом будущем, а сегодня мы немощны и стары. Оглядываясь в прошлое, мы вспоминаем людей, которых мы знали и любили и которых уже больше нет в живых — наших родственников и друзей, людей с которыми мы работали и отдыхали. Течение времени поглотит всех нас. Красота и сила кратковременны. Мгновения удовольствия и печали быстро проходят. Что остается у нас кроме памяти о прошлых годах, радостях и победах, о печали и боли? Вместе с тем, мы не можем жить только в нашем прошлом, мы находимся и во власти настоящего, и в перспективе манящего будущего.

Некоторые общества достаточно стабильны и меняются медленно. Предпринимаются непрерывные усилия, особенно со стороны господствующих классов, чтобы увековечить определенные социальные институты. Но рано или поздно они превращаются в надгробия могил этих классов. Дома, которые мы строим, произведения искусства, которые мы приобретаем, памятники, которые мы воздвигаем, все это будет разрушено, подобно старым надгробиям, со временем они будут погребены на древних кладбищах, заброшенные и забытые. Любые преграды, которые мы стремимся поставить на пути времени 6удут снесены его потоком. Попытки остановить изменения — это невозможность и безумие как для обществ, так и для индивида. Наше каждодневное существование постоянно указывает нам на непрочность человеческой жизни, непостоянство желаний, временность всех человеческих замыслов и институтов.

Некоторые люди пытаются отрицать неизбежность перемен. Поиск религиозной веры нодпитывается этим желанием долговечности и постоянства. Люди хотят продлить сладость существования, прелесть переживаний, навсегда сохранить живость воспоминаний. Людям присуще стремление к вечному, бегство в безвременье, где, как мы воображаем, нас ждет освобождение от тирании времени и мы сможем постичь формы совершенного порядка и величия. В разное время Платон, Моисей, Иисус, Августин и Мухаммад пытались культивировать стремление к абсолютному совершенству. Теологи рассказывают нам, что существует глубинный порядок вещей, и хотя существуют изменения, в основе мира все же лежит гармония. Не является ли все это только предположением, имеющим целью снять тревогу, преодолеть страх перед ничто и облегчить боль смерти?

Вглядываясь в жизненный мир, мы видим в нем проявления не только гармонии, но и беспорядка, нерегулярности, отклонения и разнообразия. Верующие ссылаются на уже открытые регулярности, периодичности и причинности. Существуют серьезные основания верить в порядок и структурные различия в природе. Но в тоже время мы видим проявления нестабильности во вселенной. Находя в мире гармонию, мы также обнаруживаем в нем дисгармонию; в нем встречается не только регулярность, но и нерегулярность; он включает как стабильность, так и неустойчивость. При определенных условиях мы можем со значительной степенью точности предсказать характерные следствия, которых следут ожидать. Однако эти предсказания будут носить гипотетическую, а не абсолютную форму. Допустим, что существуют временные регулярности, периодичные последовательности, пульсирующие ритмы, которые могут быть научно описаны. Но вместе с тем существуют нарушения последовательностей, непереодичные колебания, смены, повороты, разрывы, расхождения иотклонения от ожидаемых норм. Джон Дьюи назвал мир «непрочной вселенной» ( precarious universe).

Нужно остерегаться аптроиоморфизации бытия. Что заставляет пас переносить на природу качества, свойственные человеку? Означают ли непредсказуемость и случайность событий, что природа имеет неустойчивый характер? С точки зрения физики и астрономии трудно объяснить беспорядок во вселенной, поскольку они изучают космос в терминах неизменных и универсальных законов.

В рамках квантовой механики и эволюционной теории трудно доказать строго детерминистскую картину природы. Более того, даже если признать очевидным тот факт, что вселенная изменчива, остается открытым вопрос о стабильных и не подверженных изменениям законах, управляющих ее процессами? Является ли постоянство первичнее изменчивости? Пар-менид и Платон отвечали на этот вопрос утвердительно, приводя в защиту своей позиции следующее умозрительное основание: принцип изменчивости сам неизменен. Ведут ли всеобщие рациональные доводы к истине? Если ведут, то как можно объяснить участие отдельного во всеобщем, спрашивал Платон. Платоники столкнулись с проблемой объяснения изменения. Среди них даже существовала тенденция его отрицания. Платонизм считает, что область изменчивого является вторичным или низшим уровнем бытия, существующим только благодаря первичным неизменным сущностям, управляющими изменениями. Изменчивость есть эмпирическая видимость. Рабочий стол, за которым я пишу, не нов, его поверхность начинает отслаиваться. Когда-нибудь он закончит свое существование в камине или на свалке, как и стул, на котором я сижу. Как мы можем описать процесс изменения? Нельзя отрицать изменчивость. Это не вымысел, а универсальный факт.

На каком основании мы можем судить о хаосе, борьбе, беспорядке, смерти особей и/или видов, постоянном разрушении или гибели различных форм жизни? Отрицать существование всего этого — значит игнорировать наблюдаемые факты, стремиться уйти от них — значит пренебрегать очевидным. Однако именно это характерно для религиозного сознания. Претерпевая страдания, борясь за выживание, религиозный человек стремится обойти беды и несчастья, постулируя скрытый, потусторонний порядок. Он обнаруживает в природе красоту и величие, и она действительно существует, но он не в состоянии открыть глаза на безобразные и отвратительные стороны жизни и избегает их. Я не хотел бы отягощать себя и читателя пессимистическими настроениями. Верно, что одно существо лишает жизни другое ради своего выживания. Но мир не столь безрадостен, каким его изображает, скажем,Шопенгауэр. Жизнь полна благ и удовольствий. Дарвиновская гипотеза объясняет изменение форм жизни вмешательством факторов борьбы за существование, адаптации к окружающей среде, мутаций и отбора. В процессе эволюции все особи умирают, могут даже исчезать целые виды. Это показывает, что в мире живого имеется внутренний беспорядок, борьба, разрывы и столкновения. В природе случаются катастрофы, но в ней имеют место счастливые случайности и неожиданности. Причинные системы взаимодействуют и конфликтуют. Природа полна аномалий, неожиданных или неведомых возможностей. Как для индивида, так и для видов жизнь гарантирована неабсолютно, она неустойчива и опасна.

Некоторые пытаются доказать, что утверждение о беспорядке или хаосе в природе является моральной категорией, за ним скрываются наши человеческие пристрастия. Но тот же самый аргумент может применяться и к попыткам объяснить порядок и гармонию в природе или к выводу о том, что в природе господствует добро и совершенство. Мы должны быть нейтральны и не применять моральные категории в отношении природы. Но даже если мы отбросим моральные суждения, все равно у нас останутся основания утверждать, что в природе существует как беспорядок, так и гармония. Хотя индивиды разделяют общие признаки и свойства вида, между ними сохраняются различия, например, гетеросексуальность является нормой сексуального поведения, но существует бисексуальная или гомосексуальная тенденции.

Вырождение природных систем может быть продемонстрировано с помощью термодинамики. Ее первый закон утверждает, что внутри изолированной системы количество энергии остается постоянным. Согласно второму закону термодинамики, количество энергии постепенно уменьшается.