Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Сестры Фокс

Сестры Фокс

Современный спиритуализм берет свое начало с 1848 года, когда члены бедной семьи Фоксов, уединенно живущей в Хай-десвилле — небольшом городке в предместье Нью-Йорка, недалеко от того места, где начал свою деятельность Джозеф Смит, посчитали, что в их доме обитает дух человека, якобы убитого и похороненного в подвале. Эта невероятная история была распространена семьей Фоксов, точнее их двумя маленькими дочерьми, Маргарет (11 лет) и ее младшей сестрой Катериной (Кейт, 9 лет), а также их старшей сестрой Ли. (Относительно возраста девочек имеются разногласия. См .: Encyclopedia Britannica (11th ed.) История сестер Фокс звучит как выдумка; реальными кажутся только смышленость сестер, необходимая для совершения такого обмана, и непостижимое легковерие публики. Все началось, когда Фоксы услышали странные постукивания и другие звуки в своем доме. Мать была склонна верить в нечистую силу. Тринадцатого марта 1848 г., после того, как Кейт и Маргарет поднялись в спальню, их родители услышали странное постукивание внизу. Они бросились наверх, но и там по всей комнате раздавался стук. Постукивание возобновлялось каждый раз после того, как Кейт щелкала пальцами. Бестелесное и стучащее существо умело считать до десяти и даже знало возраст девочек. Когда же миссис Фокс спросила: «Не овладел ли моими девочками бестелесный дух?», ответом был резкий стук, который был расценен как утвердительный ответ. Миссис Фокс побежала сообщить обо всем соседям, и те толпой ринулись в дом. Один из них, Вильям Дыослер, рассказывал, что тем вечером около четырнадцати человек, находившихся в доме, были до того напуганы, что не решались войти в спальню. Дыослер же вошел и услышал, как миссис Фокс задавала вопросы, и в ответ на них раздавался стук. Многие из соседей тоже задавали вопросы, и на них были слышны ответы: возраст присутствовавших (на каждый год по удару), количество детей в семьях — на все были получены ответы.

Новость об этом необычайном событии разнеслась по окрестностям Хайдсвилла, и все новые посетители появлялись день за днем. Способность сестер Фокс понимать язык мира духов увеличилась, когда их старший брат Дэвид предложил им произносить слова по буквам: они должны были повторять буквы алфавита, а дух стучал, когда доходили до нужной буквы. Несмотря на то, что этот процесс был долгим и утомительным, таким образом можно было получать сообщения из потустороннего мира. Успех сестер Фокс принял драматический оборот, когда их старшая сестра Ли Фокс Фиш, жившая в Рочестере, узнав о случившемся, появилась на месте происшествий. Она немедленно заставила Маргарет и Кейт раздеться и продемонстрировать ей, как им удавалось производить эти загадочные звуки.

Многое из этого стало известно миру из публичного признания Маргарет Фокс, сделанного в Нью-Йорке и опубликованного в «Нью-Йорк Уолд» около сорока лет спустя, 21 октября 1888 года. По признанию Маргарет, обман начался с того, что, когда девочки отправились спать, они привязали на веревочку яблоко и стали ударять им об иол. Мать услышала снизу эти звуки и очень испугалась. Она не могла представить себе, что ее прелестные маленькие девочки могут обманывать. После того, как мать позвала соседей, девочки нашли способ сделать стук более эффективным. Они почувствовали, что единственным выходом из того, что они уже успели наделать, было продолжение представления. Тот метод, который они изобрели, заключался в пощелкивании большими пальцами ног так, чтобы звук отдавался в спинке кровати, в деревянном полу или в другом деревянном предмете. Эффект получался жуткий, особенно если кто-то верил, что звук действительно исходит из мира духов. В последующие месяцы сотни любопытных посетили Фоксов в Рочестере и Хайдесвилле, и многие из них уехали убежденными в истинности случившегося.

В Рочестере, но требованию Элиа Вилкинсона Капрона, издателя газеты, и Георга Виллетса был снят большой зал. Очевидно, они почувствовали, что этот феномен может принести немало денег, и не ошиблись, так как уже в первый вечер пришло четыреста человек, желавших увидеть сестер Фокс, каждый из которых заплатил по 25 центов. Зрители стали свидетелями загадочного стука, а после этого прослушали лекцию Капрона. Из их числа был создан комитет из пяти человек для рассле-  довапия этого странного феномена. Любопытно, что стук больше не повторялся в доме в Хайдесвилле, а повсюду следовал за сестрами Фокс, причем они могли вызвать любое количество умерших духов, а не только бедную душу того, кто, предположительно, был похоронен в подвале их дома.

Интерес публики к представлению был огромен. Три сеанса были запланированы в Рочестере. С каждым вечером приходило все больше и больше людей. Ни один из трех избранных комитетов не смог выявить никакого подвоха. Тем не менее, среди зрителей были и протестующие. На третий вечер произошел бунт, возглавлявшийся Джозефом Бисселем и другими, утверждавшими, что все происходившее было «надувательством», подготовленным для простаков в целях наживы. Местные газеты также были весьма критически настроены по отношению к сестрам Фокс и высмеивали возможность общения с духами. Все это очень скоро привлекло внимание широкой аудитории, когда Хорас Грили, получив письмо от Капрона и Виллетса, поместил свое сообщение о трех вечерах в «Нью-Йорк Уикли Трибыон». В то время Грили был одним из самых влиятельных и уважаемых журналистов.

Реакция на сообщение в «Нью-Йорк Уикли Трибыон» последовала незамедлительно. Сестры были приглашены в Нью-Йорк, где они провели сеансы в Барнумском Отеле. У них побывали толпы людей, большинство из которых надеялись установить контакт со своими умершими родственниками и любимыми. Они не были разочарованы. Общение с духами проходило при всеобщем обозрении, и многие из тех, кто задавал вопросы сестрам Фокс, были ошеломлены точностью полученных ответов.

Хорас Грили начал ревностно верить в доиодлишюсть всего происходившего. Он говорил, что уверен в «абсолютной честности и порядочности» сестер Фокс. Конечно же, их пригласили остановиться в его особняке. Другие Нью-йоркские газеты, тем не менее, были настроены скептически и обвиняли девушек в «плутовстве» и «откровенном обмане». Несмотря ни на что, вера в сестер Фокс быстро росла. Множество разных людей были захвачены произошедшим, включая судью Эдмондса из Нью-йоркского Верховного Суда. Многие совершали паломничество на сеансы сестер Фокс, и те не обманули их ожидания; среди паломников были известный писатель Джеймс Фенимор Купер, историк Георг Банкрофт, поэт Уильям Каллен Брайанд, губернатор Талмадж из Висконсина, генерал Баллар и другие. Более того, повсюду появились сотни других медиумов с аналогичными способностями; спиритуализм охватил всю страну, как ножар в прерии. Сеансы проводились но всем Соединенным Штатам. Сестры Фокс отправились в прибыльное турне по Западу; и всякий раз, когда они покидали какой-либо город, там образовывался новый кружок спиритуалистов. Теперь приверженность спиритуализму глубоко внедрилась в общественное сознание. Десятки газет и журналов проповедовали новую веру.

Георг Темплтон Стронг, выдающийся нью-йоркский адвокат, не одобрял всеобщего увлечения спиритуализмом и находил этот факт зловещим. Он посетил несколько сеансов, но не смог выяснить, как возможны события, свидетелем которых он стал. Тем не менее, он считал доводы спиритуалистов неприемлемыми и критиковал благосклонность к ним образованных людей. «Что бы я сказал шесть лет назад любому, — в отчаяньи писал он в 1855 г., — кто предположил бы, что сотни людей в этой стране поверят в свою способность каждый день общаться с привидениями их дедушек?» Он имел в виду и «бывших судей Верховного Суда, сенаторов, клерков и профессоров-физиков» — тех, кто читал лекции и писал книги, прославлявшие спиритуализм  (Allan Nevis and Milton H. Thomas, eds., The Diary of George Templeton Strong (New York: Macmillan, 1952), vol.2, pp. 244-45).

К тому времени миллионы американцев, по-видимому, приняли спиритуализм; и к этому времени, по некоторым данным, около 30 тысяч медиумов проводили свои сеансы.

Критика сестер Фокс с самого начала была общедоступна. Но она не оказывала влияния на тех, кто хотел им верить. Так, доктор Э.П.Лангворфи сообщил в «Нью-Йорк Эксцельсор» от второго февраля 1850 г., что его исследование подтвердило тот факт, что звуки идут из-нод ног девочек или от тех объектов, столов и дверей, с которыми они соприкасаются. Он сделал вывод, что Маргарет и Кейт сами производят эти звуки. К тому же заключению пришли и другие.

Преп. Джон М.Остин написал в «Нью-Йорк Трибыон», что эти загадочные звуки могли производиться сгибанием пальцев ног в суставах. В декабре 1850 г. преп, доктор Поттс продемонстрировал аудитории в Коринфском зале в Рочестере свое умение производить подобные стуки. В 1850 г. преп. Чарльз Чаунси Барр со своим братом опубликовал книгу «Удары для постукивания» (« Knoks for the Knoking»), в которой они заявили, что исследовали сестер Фокс и других медиумов в пяти штатах; они приписали эти явления мошенничеству и самообману. Преп. Барр утверждал, что он сам может производить звуки семнадцатью различными способами, а самым удобным из этих способов является щелканье суставами пальцев ног.

В феврале 1851 г. комитет из трех докторов университета Буффало — Остин Флинт, Чарльз А.Ли и С.К.Ковентри — изучали Маргарет и Ли, которая к тому времени тоже уже могла производить стук. Они пришли к заключению, что сестры сами сознательно производят стук. Они проследили за движениями лиц сестер и заключили, что звуки происходит от щелканья суставами, вероятно, коленными. Эти пощелкивания отражались от деревянных объектов: дверей, стульев и других объектов, с которыми соприкасались девочки. На контрольном испытании доктора заставили Маргарет и Ли сесть на диван так, чтобы их пятки находились на подушке. Сестры сидели так в течение пятидесяти минут, вызывая духов к общению. Но стука не появлялось до тех пор, пока они не смогли опустить ноги на пол. Ли заявила, что дух не проявляет себя, пока их йоги находятся на подушках. Но она привела неубедительный аргумент в пользу того, что дружественные ей духи удаляются, когда видят «грубые условия, навязанные их гонителями», и она ничего не может сделать, чтобы удержать их. Этот аргумент часто использовался медиумами: скептики, мол, сами мешают тому, чтобы ожидаемый эффект действительно имел место.

Другое убедительное подтверждение обмана появилось, когда миссис Норман Кальвер, невестка Дэвида Фокса, призналась в 1851 г., что девушки открыли ей, как они производят стук. Миссис Кальвер сообщила это иод присягой. «Девочки играли важную роль в моем доме, — сказала она, — в течение почти двух лет я верила в эти стуки». Далее она рассказала, почему она  начала подозревать, что они обманывают людей. Она предложила свою помощь Кейт, которая и «открыла ей свой секрет. Стук производился пальцами ног, причем использовались все пальцы ног. После недельной практики под руководством Кейт она сама научилась делать тоже самое» (E.W.Capron, Modern Spiritualism, Its Facts and Fanticisms, Its Consistencies and Contradictions (Boston, 1855), p.421.) Маргарет также рассказала, что когда люди настаивали на проверке ее ступней и пальцев ног, она могла производить звуки щиколотками или коленками.

Разоблачив сестер Фокс, преп. Барр предсказал, что «господство этого обмана подходит к концу» (Ernest Isaacs, “The Fox Sisters and American Spiritualism” in The Occult in America: New Historical Perspectives (Urbana: University of Illinois Press, 1983), p.95.).  Как он ошибался! Многие критически настроенные научно-исследовательские организации также подтверждали факт обмана, но все было напрасно. Вызов энтузиазму верующих часто порождает противоположный эффект, он только укрепляет их веру. В 1853 г. профессора Генри и Пейдж из института Смита, а также комитет из трех профессоров Гарварда в июне 1857 г. пришли к выводу, что звуки происходят не из мира духов, а производятся самими сестрами Фокс. В 1884 г. Сейбертская комиссия из Университета Пенсильвании также признала, что эти звуки происходят от движения ног. Но все эти разоблачения не имели успеха.

Были, конечно, и защитники сестер Фокс. В особенности следует отметить известного британского ученого сэра Уильяма Крукеса, который проводил сеансы с Кейт в Лондоне в 1871 г. Наблюдая за Кейт Фокс, он пришел к следующему выводу:

«На базе тех теорий, которые были разработаны, главным образом, в Америке, чтобы объяснить эти звуки, я проверил их всеми способами, которые только мог изобрести, пока не пришел к заключению, что это реальное явление, никоим образом не представляющее собой результат каких-либо трюков или механических действий» (William Crookcs, Researchers in the Phenomena of Spiritualism (London: Burns and Oatcs, 1874), p. 88.).

Был ли Крукес прав? Действительно ли сестры Фокс обладали необычными способностями? Ошибались ли их критики?  

Со временем сестры Фокс стали известными во всем мире; они проводили свои сеансы даже в Белом Доме и для Королевы Виктории. Большая часть публики оставалась покоренной. Несмотря ни на что, медиумов продолжали критиковать. Ассоциация адвокатов Нью-Йорка решила сделать все возможное для того, что бы очистить город от медиумов, которых они считали просто искусными актерами. С этой целью разоблачителем на вечер 21 октября 1888 г. было снято помещение Академии музыки. Главным вызвалась быть сама Маргарет Фокс. Какой поднялся бы скандал, если бы спиритуализм был опровергнут одним из ведущих его представителей. До этого она уже высказывала обвинения в адрес своей сестры Ли (с которой она поссорилась) в том, что та вовлекла ее и Кейт в грандиозный обман с целью наживы. Сначала они производили звуки с помощью хруста пальцев. Ли внесла в свой репертуар и другие спиритуалистические номера, включая левитацию, игру на музыкальных инструментах и «привидения», сделанные из светящейся бумаги. Со своей стороны, Кейт Фокс в интервью «Нью-Йорк Герольд» согласилась с Маргарет в необходимости разоблачения спиритуалистов. Она настаивала на том, что «спиритуализм это надувательство от начала до конца... самое большое надувательство столетия» (Joseph F.Rinn, Searchlight on Psychial Research (London: Ridder and Co.,1954), p.57.).

В Академии музыки, с одобрения Кейт, сидевшей в зале, Маргарет начала свою речь следующими словами:

«Нет никакого явления духов. То, что я была только инструментом в спиритуалистическом обмане слишком доверчивых людей, многие из Вас уже знают. Это самое большое горе в моей жизни... Когда я начала этот обман, я была слишком маленькой, чтобы отличить хорошее от плохого» (Ibid, p.60.).

Эксперты из числа зрителей были приглашены на сцену для наблюдения за выступлением. Маргарет вышла в чулках и взобралась на небольшой деревянный стол. Аудитория замерла в напряженом ожидании. В наступившей тишине можно было бы услышать, как иголка упала на пол. Маргарет стукнула большим пальцем ноги по крышке стола, раздался громкий и отчет ливый звук, отразившись по всей аудитории.

Перед людьми стояла женщина, которая сначала сама дала толчок к развитию спиритуализма, а теперь разоблачала его. Маргарет была очень возбуждена и взволнована, она танцевала на сцене, хлопала в ладоши и восклицала: «Спиритуализм — обман от начала до конца! Это — трюк. В нем нет ни кайли правды!» (Ibid, p.61.).

Мог ли спиритуализм пережить такой удар? Позже другие спиритуалисты отрицали признание Маргарет Фокс, они ссылались на то, что сестры Фокс были алкоголичками (это действительно было так), что их подкупили и что их показания недостоверны.

После встречи в 1888 г. сестры пустились в путь, демонстрируя свое разоблачение повсюду, куда бы ни приехали. Их старшая сестра, к этому времени миссис Ли Андерхилл, яростно отрицала их версию. Спиритуалисты предприняли попытку забрать у Маргарет ее детей. Годом позже Маргарет отреклась от своего признания, заявив, что она была введена в заблуждение недобросовестными людьми. Будучи в отчаянном финансовом положении, она обнаружила, что на разоблачении можно заработать гораздо меньше денег, нежели она рассчитывала. Артур Конан Дойл, последовательный защитник спиритуализма, был тем типичным примером человека, кто принял это отречение. Он говорил, что ее ввели в заблуждение. Кроме того, Конан Дойл утверждал, что из ее ступней каким-то образом торчат «эктонлазменные стержни», и при их помощи получается звук, по он утверждал только, что это — «физическая сила» (Arthur Conan Doyle, The History of Spiritualism (London: George H.Doran, 1926), p.113.).

Истории спиритуализма, написанные сочувствующими им иа-ранормалистами до сих» нор трактуют случай сестер Фокс как сверхъестественный. Они либо не упоминают признания Маргарет и Кэйт, либо пренебрегают им (Смотри, например, невероятную рационализацию БрайснаИнглиса: Brian Inglis, Natural and Supernatural (London: Hodder and Stoughton,  1977.).

Тем не менее, сестры Фокс выдали еще один секрет своей профессии. Они заявили, что на сеансе они фактически могут видеть движения губ спрашивающего, когда тот произносит алфавит, чтобы угадать нужную букву.

Эта техника известна как «чтение по мускулам лица» и широко используется спиритуалистами. Они также рассказали, как создается ощущение того, что звуки доносятся из разных частей комнаты. Прижав ступни к основанию стола или двери, они могли создавать впечатление, что звук доносится сверху. Если они хотели, чтобы звук шел от другой стены, они просто начинали громче стучать и пристально смотрели на точку на стене, пока люди не поддавались самообману. Они могли сделать так, чтобы звук отражался по всей комнате, прислонив пальцы к спинке кровати (Ruth Brandon, The Spiritualists (Buffalo: Prometheus Books, 1984), p.7.).

Они не гнушались использовать ассистентов, когда это их устраивало, просто просив кого-нибудь стучать в подвале или под сценой в установленное время.

Многое из этого было описано подробнее в книге под названием «Смертельный удар по спиритуализму» (Reuben B. Davenport, The Death Blow to Spiritualism: Being the True Story of the Fox Sisters (New York, 1888). Сестры написали предисловие к книге, подтверждающее ее правдивость. Но хотя эта книга смогла на какое-то время ослабить спиритуалистическое движение, она не привела к его кончине. После смерти сестер Фокс другие медиумы и спиритуалисты перехватили эстафету и повели доверчивых и недалеких людей на дальнейшие поиски бестелесных духов.

Другие известные медиумы, многие из которых не ладили друг с другом, появились в конце девятнадцатого века и с успехом продолжили свою деятельность в двадцатом. Многих проверяли комиссии из различных ученых, некоторые из которых признали их бесстыдными обманщиками, однако, другие полагали, что имеют дело с людьми, обладающими спиритуалистической силой. Можно было зайти в туник. Были те, кто настаивал, что если медиума хоть раз уличили в обмане, то все остальные его выступления можно не принимать в расчет. Защитники спиритуализма и паранормальных миров заявляли (и заявляют по сей день), что хотя некоторые медиумы и могут быть склонны к очевидному обману, существуют и другие убедительные и подтвержденные свидетельства существования аномальных феноменов и, следовательно, есть и подлинные медиумы.

Несмотря на это, число случаев откровенного обмана и мошенничества потрясающе велико. Существовало огромное количество медиумов. Например, Джонатан Куне, фермер из До-вер Вилладж в Огайо, построил бревенчатый дом и плотно его запер. Из закрытого дома стала доноситься масса сообщений от духов. Он поместил внутрь различные музыкальные инструменты, светящиеся растворы, чтобы духи окунали в них руки. Быстро распространились слухи, что души умерших играют на музыкальных инструментах. Другой медиум, Генри Гордон, развил способность к левитации. Подобно Христу, умевшему ходить по воде, он якобы мог подниматься в воздух с помощью духов и переноситься к потолку соседней комнаты. Так как сеансы всегда проходили в полной темноте, публика могла только воображать себе левитацию по его крикам, что он «поднимается» или парит в воздухе. Подтверждений его левитации так и не было.

Квазирелигиозная горячка поразила большие регионы Соединенных Штатов. Прен. К.Хаммонд заявил, что он получал послания от духа Томаса Пейпа. В Колумбусе, штат Огайо, некая мисс Винсон, медиум, и пожилой священник Методистской церкви устраивали публичные сеансы. Музыкальные инструменты свешивались с потолка на веревках; и когда гас свет, на них играли духи. Однажды вечером двое мужчин включили свет посреди концерта и обнаружили, что на инструментах играли сами священнослужитель и медиум. В большинстве своем публика была способна развенчать наглый обман. Почему же этого не могли сделать ученые? В 1857г. в ответ на упреки науки в том, что она не в состоянии изучить спиритуализм, три профессора Гарвардского Университета — Льюис Эгассиз, Бенджамин Пирс и Ибен Хорсфорд — согласились проверить подлинность медиумов, и «Бостон Курьер» предложил пятьсот долларов за доказательство любой способности спиритуализма. Ли Фокс, Кейт Фокс и четыре других медиума были доставлены в Бостон для проверки, но они оказались неспособными продемонстрировать какую-либо сверхъестественную силу иод строгим контролем профессоров.

Другие медиумы сами вызывались для научной проверки, в надежде перехитрить ученых. Конечно, им часто удавалось это  сделать потому, что многие профессора верили в сам феномен спиритуализма и их было легко одурачить. Другие профессора были настроены более скептично, и медиумы становились жертвами их разоблачений. Генри Слейд, известный медиум, попался на лжи у Джона В.Трюсдела в 1872 г. в Нью-Йорке. С него снова снял маску в 1876 г. профессор Ланкестер и доктор Донкин; медиум был осужден и приговорен к трем месяцам тюрьмы, хотя он успел бежать в Европу прежде, чем приговор был приведен в исполнение. Он был пойман на подмене доски, на которой якобы были начертаны сообщения духов. Затем он был снова схвачен в Онтарио, в Канаде, в 1882 г., однако, позже он снова нашел себе легковерную аудиторию.

В дальнейшем популярной практикой стало внезапное появление мистических духов, которые могли ходить по комнате во время сеанса. Роберт Оуэн, известный английский утопист и социалист, верил в спиритуализм; в 1860 г. он сообщил, что видел светящуюся женскую фигуру, которая прошла по комнате во время сеанса, проводимого Ли Фокс Андерхилл. Вскоре такие материализации стали обычными. Религиозный подтекст был налицо. Участие в подобных сеансах начиналось с исполнения гимна. В тускло освещенной комнате, в эмоционально-накаленной атмосфере обычно демонстрировалось множество спиритуалистических феноменов.

Многие из тех, кто посещал медиумов, надеялись на то, что смогут встретиться с умершими родственниками или любимыми. Они приходили на сеанс полные надежд, и их восприятие зачастую оказывалось искажено под воздействием испытанного. Недобросовестные шарлатаны наживались на их доверчивости. Они садились вокруг стола для сеансов в комнате с занавешенным углом, из которого появлялись всяческие «оккультные» феномены. Медиумы составляли списки для возможных посетителей — тех, кто был склонен вновь и вновь приходить к ним, и о которых они и так многое знали из предыдущих сеансов. Приехав в незнакомый город, медиум или его ассистент посещали местное кладбище, записывая имена и даты смерти умерших. Конечно, для взволнованного посетителя такого рода информация, «которая ни от куда не могла быть получена» была шокирующей. Из-за явной неосторожности  медиумов, многие из них были разоблачены. Большая часть публики была настроена подозрительно, опасаясь потенциальных обманщиков. Но наивно верующие люди, которые горячо желали верить в жизнь после смерти, продолжали доверять им, несмотря на имевшие место разоблачения. Пристрастие к вере в сверхъестественное, особенно в том,что касается жизни и смерти, настолько сильно в людях, что критика и обвинения в безрассудстве часто игнорировались, в особенности если мерцала хотя бы искра надежды на то, что бессмертие реально.