Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Летающий Д.Д. Хоум

Летающий Д.Д. Хоум

Люди, верующие в паранормальные явления, считают Даниела Дунгласа Хоума самым замечательным медиумом девятнадцатого столетия. Хоум совершал загадочные трюки, которые немногие могли объяснить; и но сей день спиритуалисты и поклонники паранормального оглядываются на его успехи с уважением, граничащим с благоговением. В отличие от других знаменитых спиритов, таких, например, как мадам Блаватская, он был одинок; он не стремился, хотя и мог бы, основать новую религию. Все, что он делал, казалось, было направлено лишь на то, чтобы приумножить свое личное благосостояние. На именах некоторых чудотворцев основаны религии, которые возвеличивают и обожествляют их. Другие использовали свои таланты для личной выгоды, обогащения и наслаждения благами жизни. К их числу по-видимому, принадлежал и Хоум. Иногда его проверяли ученые (в частности, сэр Вальтер Крукес, который ручался за его «замечательную силу»), но Хоум никогда не был уличен во лжи, хотя и были некоторые свидетельства того, что он прибегает к искусному обману.

Деятельность Хоума иллюстрирует основной принцип спиритуализма: если человек достаточно ловок и хитер, если он готов использовать свои таланты для введения в заблуждение наивных людей, часто бывает очень сложно выявить обман и убедить их в том, что способности медиума не являются сверхъестественными. Профессиональный притворщик никогда не потеряет бдительности, даже перед теми, кто составляет его ближайшее окружение, сознавая, что если даже близкие люди могут заподозрить его в шарлатанстве, то другие тем более будут настроены к нему скептически. Пример Хоума очень важен, хотя на его счету не так много разоблачений по сравнению с сестрами Фокс или Евсафией Палладино, о которой пойдет речь ниже. (В некотором смысле случай Хоума похож на феномены Иисуса и Моисея, которые жили или нет так давно, что очень сложно выявить истинные факты из их биографии). От Хоума нас отделяет не так много времени, и у нас нет причин сомневаться в том, что он делал реально, мы можем даже предположить и, возможно, восстановить некоторые детали его работы.

В попытке уличить Хоума в обмане всегда есть доля риска — а что если он действительно обладал некой особой силой? Феномены, происходившие в его присутствии, действительно могли иметь место и, может быть, этому есть только сверхъестественные объяснения? Будучи научными скептиками, мы не должны совершать ошибки, свойственные религиозно верующим, и отказываться от проверки свидетельств этой особой силы. Мы не можем не признавать возможности ее права на существование. Как слепая вера может лишать людей истинно верующих, склонных охотно принимать паранормальные явления, спосообности понимания и здравого суждения, так и скептицизм может оказывать влияние на суждение и интерпретацию неверующих, которые могут отказаться признать существование аномалий вне зависимости от свидетельств в их пользу, и верить, что во всех подобных случаях присутствует обман. Очевидно, что в изучении паранормального существенным моментом является объективность.

Дэниел Хоум родился в Эдинбурге в 1833 г. Он утверждал, что был потомком десятого графа известной шотландской фамилии Хоумов. Он взял в качестве второго имени имя Дунглас. Его аристократическое происхождение не подтверждено, и некоторые комментаторы, такие как Тревор Х.Холл, предприняли попытки доказать, что Хоум сфабриковал свою родословную с целью попасть в высшие слои общества(Trevor H.Hall, The Enigma of Daniel Home: Medium or Fraud? ( Buffalo: Prometheus Books, 1984).

Еще в юности Хоум был усыновлен своей тетей и увезен в Соединенные Штаты. В своей автобиографии «Случаи из моей жизни» Хоум сообщает, что уже в детстве у него открылось «второе зрение» и проявились спиритуалистические способности.

Он говорил, что уже в возрасте тринадцати лет смог предвидеть смерть своего школьного товарища и что с тех пор он общался с его духом. Он также говорил, что в 1850 г. он предсказал смерть своей матери, которая жила вдали от него. Громкий стук и передвижение мебели нарушали тишину дома его тети до такой степени, что она, очень религиозная особа, выгнала его из дому (D.D. Homе, Incidents in My Life (New York: Carlton, 1864).

С этого времени Хоум освоил роль профессионального медиума, как это делали многие другие, следуя примеру сестер Фокс. Однако его modus operandi отличался от действий других медиумов: он не брал плату за свои сеансы. По-видимому, он мог существовать на дары других людей, которые попали под его влияние, очарованные его обаянием, искренностью и любовью. Он тяготел к людям с большим состоянием и с высоким социальным статусом, которые были настолько поражены его спиритуалистическими талантами, что он имел возможность пользоваться их гостеприимством и щедростью. В 1855 г. его друзья в Соединенных Штатах, где под его чары попало много влиятельных людей, собрали деньги для того, чтобы он смог отправиться в Англию, и вскоре он приобрел репутацию квалифицированного медиума.

Хоум говорил, что миссия его жизни является «великой и святой», и что это предполагает не получение денег, а поиски доказательств существования бессмертия, что «приблизило бы нас к Богу». Тем не менее, его благодарные поклонники так влюбились в него, что просто осыпали его подарками, как это делала, например, вдова, миссис Джейн Лайонс, которая пожаловала ему 33000 фунтов и другие ценности. В дальнейшем она изменила свое мнение, заявив, что Хоум нечестным образом уверил ее в том, будто ее умерший муж велит ей следовать его приказам. Послание духа заставило ее принять Хоума как сына и составить завещание в его пользу, оставив ему семейное имя, герб и имущество. Миссис Лайонс вызвала Хоума в суд, где от него потребовали возвратить имущество прежней его владелице. Позднее он был женат по очереди на двух женщинах с приличным состоянием — одна была русской дворянкой — и в дальнейшем эти женитьбы дали ему возможность жить в достатке.

Хоум давал спиритуалистические консультации и проводил сеансы перед многими видными людьми, и именно на их свидетельствах, в наибольшей степени, основывается его репутация. Среди них были сэр Давид Брюстер, лорд Брохам, сэр Эдвард Балвер-Литтон, Т.А.Троллоп, виконт Адаре (который стал четвертым графом Данравена) и лорд Линдсей (позже — граф Крофорд). Хоум также давал сеансы на европейском континенте перед французскими, германскими, датскими и русскими коронованными особами.

Сеансы Хоума были похожи на те, которые проводили и другие медиумы того времени. Сначала это были стуки, скрипы и движения столов. Затем левитировали столы для сеансов и ощущались прикосновения, надо полагать, духов к рукам и одежде зрителей. Затем происходили более сложные феномены: стали появляться светящиеся ладони и руки, во время сеансов сама собой передвигалась мебель. Хоум добавил некоторые новые детали к этому действу. Он показывал аккордеон, парящий в воздухе, или держал его одной рукой и невидимыми пальцами нажимал на клавиши, наигрывая мелодии «Хоум, милый Хоум» или «Последняя летняя роза». Наибольшее удивление у изумленных гостей вызывало «удлинение» его тела и его способность опускать руки в огонь и доставать раскаленный уголь. Еще более примечательной была его способность парить над гостями, иногда дотрагиваясь до них, когда он пролетал над их головами(См .: Frank Podmore, The Newer Spiritualism (London: T.Fisher Unwin, 1910). См. также двухтомник: Modern Spiritualism ( London, 1902). Наиболее известным его номером был тот, когда он вылетал в одно окно и, пролетая над какой-либо из лондонских улиц, влетал в другое окно напротив.

Как мы можем предположить, репутация Хоума основывалась на свидетельствах тех, кто посещал его сеансы. Ученые редко проверяли его способности в жестких условиях. Ни его руки, ни его ноги никто не держал, и они не были связаны, как у тех медиумов, которых проверяли позже. Хоум сам решал, кто должен сидеть рядом с ним на его сеансах. В начале сеанса, когда раздавались стуки и скрипы, свет был достаточно ярким.

Но перед наиболее сложными представлениями, такими, как появление рук духов или движение мебели, свет обычно выключали и комната освещалась только камином, часто занавешенным, или светом, попадающим через открытые ставни. В таких условиях возможность предотвратить обман была ничтожно мала, если вообще существовала; и возможно, что Хоум использовал проволоку, крючки, шкивы и другие хитроумные изобретения для достижения иллюзии, а может даже чревовещание или другие приемы. Хоум эффективно использовал силу убеждения, как например, при левитации, когда он заявлял: «сейчас я поднимаюсь». Никто не видел его поднимающимся, но все ему верили. Или же он говорил: «Я увеличиваюсь», — когда он мог просто вытягиваться, искривляться или просто становиться на цыпочки; убеждающими замечаниями всегда можно повлиять на восприятие, особенно при тусклом свете. Некоторые критики утверждали, что Хоум вызывает галлюцинации у некоторых своих посетителей, другие считали его отъявленным самозванцем. Известные поэты, Роберт и Элизабет Броуиинги, побывали на сеансах Хоума. Позже Роберт Броунинг обвинил его в обмане. Броунинг даже написал поэму, порочащую Хоума, назвав ее «Мистер Грязь, медиум».

Было сказано, что Хоум, в отличие практически от всех медиумов того времени, ни разу не был уличен в обмане. Фрэнк Подмор замечает, тем не менее, что были некоторые свидетельства того, что Хоума разоблачили; он цитирует письмо мистера Мэрифилда, написанное в 1855 г., в котором содержится свидетельский рассказ о сеансе Хоума. Мэрифилд сообщает, что в комнате во время сеанса единственным источником света являлся тусклый свет звезд, так как луна уже зашла. Было одиннадцать часов вечера. Хоум сидел с одной стороны стола, участники — с другой. Руки Хоума находились под столом. После нескольких стуков кто-то сказал, что он видит «руку духа» — объект, похожий на руку ребенка, в длинном широком рукаве. Объект появлялся в одном или двух местах возле медиума, либо около его ног, либо у его вытянутых рук. Мэрифилд говорил: «Я заметил, что тело и плечи медиума опускались или поднимались синхронно с этими появлениями». Затем он говорит: «Я видел нить между плечами и руками медиума и «рукой духа», привязанной к концу его собственной» (Podmorе, The New Spiritualism, pp.45-46.)

Мэрифилд сообщает, что секрет трюка был очевиден, но несмотря на это, вся компания присутствовавших была настроена настолько благоговейно и смотрела на медиума с таким обожанием, что он еле удержался от смеха.

Журналист Делия Логан рассказала о похожем сеансе, проводившемся в Лондоне в доме одного дворянина. Этот дворянин наблюдал, как Хоум шел на ощупь по затемненной комнате, пока вокруг него возникали светящиеся руки. По свидетельству Логан, хозяин дома видел, как Хоум поставил на камин небольшую бутылочку и затем незаметно взял эту бутылочку. При дальнейшей проверке оказалось, что в ней содержится светящееся масло. Однако все присутствовавшие в комнате были под сильным впечатлением от хоумовских «спиритуалистических чудес». К сожалению, дворянин не уличил Хоума в обмане, в связи со своим открытием (John E.Coover, “Metaphysics and the Incredulity of Psychologists,” in: The Case For and Against Psychical Belief, ed. Carl Murchison (Worcester, Mass.: Clark University, 1927), pp.243-44.) 

Хоум всегда был очень осторожен в проведении сеансов и поэтому никогда не подвергался прямому разоблачению. Он всегда готовил свои представления с большим умением и с огромной тщательностью. Большую роль сыграло то, что Хоума исследовал сам сэр Уильям Крукес (“Тест” был опубликован в 1889 г., спустя 15 лет после проведенного сеанса в Proceedings of the Society for Psychical Research, vol. 6, pp. 98-127. См. также: Podmore, The Newer Spiritualism , pp. 46).

Первый сеанс, который проходил в 1871 г., посетили Крукес и его близкие друзья. Были показаны различные феномены: частичная левитация Хоума, погружение его рук в огонь, левитация столов, появление светящихся рук и игра на аккордеоне без видимых пальцев, нажимающих на клавиши. Как Хоум показал этот каскад трюков? Использовал ли он черную веревку? Играл ли он на гармони (как предполагалось) или использовал музыкальную шкатулку? Был ли Крукес загипнотизирован заклинанием? Сегодня сложно воссоздать порядок событий или объяснить, как они происходили.

Научные исследования спиритизма выделяют три момента. Во-первых, подобные феномены чаще происходят, когда условия для их проверки не очень жестки и неформальны. 

Во-вторых, если условия для проверки ужесточаются, то эффект имеет тенденцию исчезать. В-третьих, ученые, если они предрасположены верить в паранормальные или спиритуалистические феномены, обманываются так же легко, как и простые люди. Действительно, многие маги знают, что те ученые, которые искренне принимают этические стандарты науки и верят в честность испытуемых, гораздо легче обманываются, чем другие. Маги, изощрившиеся в искусстве обмана, часто считают более легким делом сбить с толку логически мыслящего ученого, чем ребенка. К тому же нет никакой гарантии того, что ученый, сведущий в одной области науки, сможет перенести те же принципы наблюдения и интерпретации в другую область. В частности, в ту, где мистификатор заинтересован в обмане экспериментатора.

Было ли это верно в отношении Уильяма Крукеса? Он решил проверить медиума, поместив аккордеон в клетку. Таким образом, Крукес исключил возможность того, что Хоум сам нажимает на клавиши. После проведения эксперимента, ученый утверждал, что аккордеон не просто играл, но даже парил в клетке. Комната, где происходил сеанс, была, конечно, несколько затемнена. Мы имеем полное право поинтересоваться, было ли там достаточно света, чтобы определить, каким образом издавались звуки: с помощью руки духа или же через физические усилия человека. Различные средства применялись другими медиумами для достижения аналогичного эффекта. Скрытая петля, к которой был прикреплен крючок, использовалась для растягивания аккордеона за нижний конец и произведения звуков. Если комната для сеансов очень темна, медиум может использовать резиновую трубку и вдувать воздух в аккордеон. Его легкие заменяли меха, и воздух производил какие-то звуки. К тому же мы можем спросить, не подействовала ли сила убеждения Хоума на перцептивные способности Крукеса. Сообщил ли Крукес точно,чтопроизошло? Тот факт, что Крукес поручился за сестер Фокс, в то время как другие сочли их обманщицами, и подтвердил, что Флоренц Кук способна материализовывать духов, дает нам достаточное основание для того, чтобы усомниться в истинности его суждений.