Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

О чем думают зарубежные гуманисты

Дорогие друзья и коллеги!

Владимир Сергеевич Богоявленский задал мне такие вопросы:

1.Как светские гуманисты оценивают сегодня государственный курс США и России на мир во всём Мире?
2.Каково их мнение по поводу причин экономического кризиса в мире?
3.Какие, на их взгляд, угрозы выживаемости человечества и пути ликвидации этих угроз?
4.Как им видится политика своего государства?
5. Каково их отношение к регулированию рождаемости на планете?
6. Какие планетарные институты срочно нужны сегодня?
7. И Т.Д. и Т.П.

Вопросов много, поэтому сразу скажу, что на часть из них я отвечу ссылками на наш сайт, на какие-то - вовсе не отвечу: это на седьмой вопрос. Кроме того, сразу скажу, что я не оракул и не изрекатель исчерпывающих истин в последней инстанции.

Теперь по порядку.

1. Как светские гуманисты оценивают сегодня государственный курс США и России на мир во всём мире?

Светские гуманисты - люди очень разные в политическом отношении, но большая часть американских гуманистов всегда и при любых обстоятельствах очень критически оценивает практические и политические проблемы, с которыми они сталкиваются. Отступлю в теорию, так как нам, россиянам, здесь не все ясно. Дело в том, что критичность или критическое мышление – это практически национальная черта ментальности американцев. Они воспринимают всякую информацию не как истину или ложь, но как заявление или утверждение, претендующее на истину. Для этого есть даже специальный термин claim. Такое восприятие информации сразу предполагает критическое мышление или критическое исследование, т. е. то чем мы, россияне, плохо владеем.
Так вот об оценке ими государственного курса США. Вопрос необъятный, но знаю, что большинство возлагало большие надежды на Барака Обаму. Но главное, они очень не хотели республиканцев, особенно после Буша, которого они практически все не принимали за его хамство, невежество, агрессивность, консерватизм и т.д. Большинство гуманистов голосуют по принципу: из всех зол выбирай наименьшее. Но им импонировал Обама за его желание сделать государственную политику социально ориентированной, более справедливой по отношению к народу. Подкупало и его миролюбие и желание как можно быстрее вывести войска из Ирака. Но теперь их надежды во многом не сбываются, т.к. Обама не очень преуспевает в выполнении своих обещаний. Хотя очевидно, что ему противостоят не только республиканцы, но и многие корпорации и ВПК.

О России гуманисты США говорят и думают мало. Они считают, что о России должны думать сами россияне, но в целом они выступают за развитие демократии. П. Куртц очень сожалел, что Путин свертывает демократию, отменил выборы губернаторов и практически подавил все оппозиционные партии в России. Он считает – и это азы политической грамоты, основанные на большом историческом опыте – что отсутствие легальной (т.е. парламентской) оппозиции очень неправильная и опасная вещь. Она может загнать оппозицию в подполье, породить политический экстремизм, свести демократию к уличной демократии и т.д. Но в любом случае это ненормально и ведет общество в тупик.

Однако зарубежные гуманисты считают, что у России еще есть шансы на демократическое развитие, хотя авторитаризм и коррупция будут серьезным тормозом на пути обновления нашей страны.

В подавляющем большинстве гуманисты борцы за мир. Они за то, чтобы США вывели свои войска из Ирака и Афганистана, или, во всяком случае, нигде не вели военных действий. Вопрос это сложный и я лично не знаю, как ответить на вопрос о борьбе за мир во всем мире. Задать такой вопрос – легко. А как ответить? Особенно если мы сталкиваемся с фанатиками-террористами, со странами, власть в которых принадлежит людоедам или откровенным насильникам. Можно только обсуждать какие-то конкретные военный случаи, а в общем судить сложно.

2.Каково их мнение по поводу причин экономического кризиса в мире?

Большинство зарубежных гуманистов считают истоком кризиса бесконтрольность транснациональных финансовых, промышленных и инофомедийных корпораций и неподобающее отношение к этому со стороны государства. Кроме того было обращено внимание на аморальные истоки кризиса, на необоснованно высокие денежные выплаты так называемым топ менеджерам и т.д. Большую часть этих вопросов можно решить законодательным путем. Но кризис должен быть преодолен и с помощью давления снизу, т.е. путем выражения народом своего несогласия с нарушением принципов социальной справедливости, призывая власть покончить с коррупцией и ужесточить меры контроля за супербогатой верхушкой общества.

3. Какие, на их взгляд, угрозы выживаемости человечества и пути ликвидации этих угроз?

Таких угроз много: невежество, насилие, устаревшие религиозные традиции, так называемый постмодернизм как нигилистическое поветрие в образованных кругах общества, монополизация информационного пространства медиамагнатами, владеющими СМИ (у нас это государство), которые засоряют сознание народов всяким мусором и, кроме того, сужают сферу свободы слова и свободомыслия. Об этих угрозах и путях выживания человечества достаточно подробно говорится в Манифесте 2000. Поэтому отсылаю к этому документу: http://www.humanism.ru/manifest/

4. Как им видится политика своего государства? С чем они согласны, а с чем нет?

На этот вопрос я практически ответил, отвечая на первый вопрос.

5. Каково их отношение к регулированию рождаемости на планете?

Они считают, что планирование семьи и контроль за рождаемостью являются важными рычагами снижения в отсталых странах уровня нищеты и смертности, особенно детской. На этот вопрос также имеется ответ в Гуманистическом манифесте 2000.

6. Какие планетарные институты срочно нужны сегодня?

Опять-таки решению этого вопрос посвящен специально выделенный раздел Манифеста. См.: http://www.humanism.ru/manifest9.htm

Российское гуманистическое общество тесно связано с мировым гуманистическим движением. Традиционными являются его контакты с Международным гуманистическим и этическим союзом, ассоциированным членом которого является РГО. МГЭС оказывает большую консультативную и информационную помощь российским гуманистам. Особенно тесные связи РГО с Транснациональным центром исследований (Center for Inquiry – Transnational, Amherst, USA), созданным выдающимся ученым и общественным деятелем проф. Полом Куртцем. В рамках обмена за последние 15 лет с научными и учебными целями Транснациональный центр исследований посетили десятки российских ученых и студентов. Десятки зарубежных ученых стали участниками и лекторами проводимых в Москве международных конференций и летних гуманистических школ.

Устойчивы связи РГО с Польской гуманистической ассоциацией. В последнее время налаживаются контакты с немецкими гуманистами.

С наилучшими пожеланиями,
Валерий Кувакин