Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Свободные гуманисты Нижней Саксонии

I. Цели и задачи общества
Цели объединения в Общество свободных гуманистов таковы: · достойное формирование жизни на основе гуманистической этики; · стимулирование и углубление свободного и недогматического мировоззрения, религии и культуры мышления и поведения. При этом Свободные гуманисты опираются на научные знания и считают себя ответственными только перед человечеством. Свободные гуманисты требуют, чтобы в повседневной жизни была признана моральная свобода жить в соответствии с собственными ценностями и вырабатывать соб­ственный стиль жизни, поскольку это не нарушает свободу других людей.
Свободные гуманисты прояв­ляют свою активность во всех тех случаях, когда – в нашем обществе и во всем мире – не соблюдаются права человека. В особенности они борются против дискриминации и угнетения людей на основе веры, мыслей и со­вести, мировоззрения или взглядов на жизнь...
Свободные гуманисты под­держивают также деятельность меньшинств и группировок, высту­пающих за равноправие и общест­венное признание людей, унижен­ных по признаку расы, пола, язы­ка, национального или социального происхождения.
Свободные гуманисты тре­буют, чтобы учреждения, предна­значенные для всех граждан, были свободны от всякого конфессио­нального влияния. Они требуют строгого разде­ления государства и церкви во всех областях. До осуществления этой цели в общественных и государст­венных учреждениях, особенно в системе образования, в средствах массовой информации и других культурных институтах должны на равных основах соблюдаться инте­ресы граждан, не принадлежащих ни к какой церкви, а привилегии крупных церквей должны быть лик­видированы. Должны быть отмене­ны преимущества, получаемые хри­стианскими церквями при выделе­нии денег на школы, детские сады, больницы и другие социальные расходы; их следует заменить рав­ноправным демократически-плюра-листическим распределением.
Свободные гуманисты стре­мятся к созданию такой системы со­циального обеспечения, в которой будет налажен уход и за нерелигиоз­ными стариками, инвалидами и боль­ными, а также людьми, переживаю­щими мировоззренческий кризис. Должны быть обеспечены возможности оказывать духовную и душевную помощь в больницах, тюрьмах и военных учреждениях.
Свободные гуманисты поддержива­ют также стремления, направленные на то, чтобы умирание было челове­чески достойным.
Свободные гуманисты счи­тают себя выразителями интересов нерелигиозных граждан. Они хотят превратить этический гуманизм в общественно-культурную силу, с ко­торой необходимо будет считаться при решении вопросов, касающих­ся человеческого существования.
Свободные гуманисты выступают за заботливое отношение к окружающему миру, так чтобы и для будущих поколений жизнь на земле оставалась возможной и достойной. Исходя из познания зависи­мости людей от природы, а также из чувств уважения и восхищения пе­ред ней. Для Свободных гуманистов сами собой разумеются задачи сохранения природных богатств, ответственного формирования ланд­шафта и защиты окружающей среды. Признается необходимым соответ­ствующее воспитание всех людей.
Свободные гуманисты стре­мятся к такому пониманию мира, которое соответствует научным знаниям. Однако ставшее необозри­мым в настоящее время многообра­зие информации все больше пре­вращается в своеобразную опас­ность для духовной свободы людей. Поэтому Свободные гумани­сты считают своей задачей так пе­реводить достижения наук в воз­можности действия и руководства для действий, чтобы они стали под­спорьем в жизни отдельному чело­веку. Они поддерживают техниче­ское развитие и научный прогресс постольку, поскольку и то и другое полезны человеку в его жизненных перипетиях и в постижении мира.
Свободные гуманисты способству­ют воспитанию такой духовной по­зиции, при которой сегодняшний человек становится способным ра­зумно и адекватно обращаться с на­учными достижениями.

II. История, корни и традиции гуманизма
 
Корни гуманизма находятся в чело­веческой сущности, а не в сверхчув­ственной ориентации. Естественное развитие гума­низма началось на заре истории че­ловеческой культуры в небольшой группе, где каждый знал каждого и каждый имел свое твердое место. Само собой разумелось, что люди друг другу помогали, в том числе исходя из правильно понятого соб­ственного интереса, ибо выжить можно было лишь в группе и вместе с группой. Правда, эта заповедь вза­имной помощи, человеческой соли­дарности относилась вначале лишь к членам своей группы. Ко всем чу­жакам люди испытывали страх, не­доверие, даже враждебность, ведь те могли угрожать их жизненным основам. В ходе истории малые группы объединялись во все более крупные соединения, в племена и, наконец, в нации. При этом чувство солидар­ности распространялось на более крупную группировку, все члены ко­торой уже не знали друг друга. Од­нако имелись надежные опознаватели: язык, внешний вид, обычаи и религия. Они усиливали чувство взаимосвязанности, но в то же вре­мя углубляли пропасть между свои­ми и представителями других пле­мен, других народов. Особенно зло­получную роль сыграли здесь рели­гии. Иноверец стал уже не просто чужаком, а настоящим дьяволом, от­вергающим “подлинную” веру. Счи­талось, что он вел греховную жизнь и уже одним своим обликом и существованием представлял собой постоянный раздражитель для “правоверных”. В истории человечества ре­лигии оказались сильнейшим пре­пятствием для взаимного признания, понимания и уважения, более силь­ным, чем различные языки, нравы и цвет кожи. Это особенно касается так называемых “мировых религий”, каждая из которых претендует на то, что ее вероучение одинаково обяза­тельно для всех людей. В этом от­ношении столь восхваляемые сего­дня религии Азии не лучше, чем христианство, – достаточно вспо­мнить о взаимном истреблении индуистов и мусульман или индуистов и сикхов.
В противоположность этому гуманизм распространяет естест­венную симпатию, испытываемую человеком к человеку, на всех людей вне зависимости от национальности, языка, пола, цвета кожи или религии. Представление о том, что культурно или наследственно обу­словленные различия мало чего стоят по сравнению с массой обще­го, столь же старо, как и само человечество. Правда, оно вновь и вновь перекрывалось страхом, недовери­ем и массовой истерией, но никогда не исчезало полностью. Это отно­сится и к той идее, что хотя чело­век может иметь много недостатков, но каждый человек представляет собой ценность сам по себе и способен к добру, если только ему дают такую возможность. Надо было проделать долгий, трудный путь, проходящий через представление, что на чужого нельзя уже смотреть как на опасного врага – он даже может быть вполне симпатичным, – и вплоть до выра­ботки гуманистической философии. В нашей культурной среде по этому пути пошли впервые в антич­ности. Такие философы, как Протагор, Эпикур и Цицерон, разрабаты­вали картину мира, в центре кото­рой стоял человек, а не потусторон­ние силы, как это было раньше. В средние века подобные представле­ния считались греховными, но они пробудились к новой жизни благо­даря итальянскому и немецкому Возрождению.
Позже Реформация и после­довавшая за ней Контрреформация задушили все гуманистические идеи под гнетом нового религиозного фанатизма. Возродиться они смогли лишь в эпоху Просвещения. Такие мыслители, как Декарт, Локк, Юм, Вольтер, Дидро и Кант создали основы для картины мира и челове­ка, которой отдаем должное и мы. В этом участвовали действительно ве­ликие умы всех наций. Наши классики Лессинг, Гете и Шиллер также были гражданами мира и гуманистами.
Международный Гуманистичес­кий и Этический союз, Амстер­дамская декларация (1952): “Эти­ческий гуманизм объединяет всех людей, которые не могут больше верить какой-либо из конфессио­нальных религий и хотят осно­вать свои убеждения на благоговении перед человекам как духов­ным и моральным существам”.
Мы, Свободные гуманисты, считаем себя наследниками великой и давней традиции. Мы знаем, что в настоящее время – вследствие тех­нического развития – человечество складывается в некое единство. Уничтожение тропических лесов затрагивает нас, жителей европей­ского государства, так же как разру­шение озонового слоя промышлен­но развитыми странами подрывает жизненные основы народов третье­го мира. В этих условиях культиви­рование национальных, расистских и религиозных предрассудков мо­жет означать гибель человечества. Единственный шанс спасения в том, чтобы распространить человече­скую солидарность через все грани­цы. Духовую основу для этого дает гуманизм. Лишь в том случае, если гуманистические ценности будут все больше укрепляться повсюду, у человечества будет будущее. Международный Гуманистичес­кий и Этический Союз,

III. Происхождение Свободных гуманистов и их принципы
 
Все началось с открытого письма католического священника Иоганнеса Ронге трирскому епископу Арнольди в 1844 г. Ронге высказался против демонстрации реликвии “плащаницы Христа”, назвав это идолопоклонством. Его письмо пе­репечатывалось и распространя­лось в сотнях тысяч экземпляров, послужив для многих немцев поводом для отхода от клерикализма и от феодального государства. Под руководством И. Ронге и Р. Блюма стали создаваться свободные общи­ны, сыгравшие свою роль в подго­товке революции 1848 г. Поражение революции нанесло удар и по этим общинам. Роберт Блюм, их органи­затор, был расстрелян в Австрии по приговору военно-полевого суда. Иоганнес Ронге бежал в Англию. Однако движение свободных об­щин вскоре возобновилось. И если вначале они выступали за расшире­ние свободы в рамках христианства, то теперь они стали вообще отхо­дить от официальной религии, за­меняя ее религией человечности.
Требование свободы духа они свя­зывали с требованием отделения церкви от государства и равнопра­вия женщин с мужчинами. Здесь на­до отметить влияние Людвига Фейербаха и бурно развивавшихся есте­ственных наук, изменивших преж­нюю картину мира. В 1859 г. общи­ны объединились в Союз внецерковных общин Германии. В 1881 г. был создан Немецкий союз свобо­домыслящих, а в 1906 г. Эрнст Геккель основал Немецкий монистиче­ский союз, руководствовавшийся материалистическим мировоззре­нием.
В 20-е годы XX в. в Германии быстро росло количество членов подобных внерелигиозных объеди­нений. По их инициативе создава­лись “светские школы”, в которых не преподавался “закон божий”. В 1926 г. около трети депутатов Рейх­стага считали себя нерелигиозными. В 1932 г. по всей Германии таких лю­дей насчитывалось уже 2 миллиона. При Гитлере все это движе­ние как “враждебное государству” было запрещено, а его имущество конфисковано. Однако кое-какая работа велась подпольно. После же окончания второй мировой войны движение нерелигиозных общин возродилось. В 1950 г. они снова объединились в общегерманский союз. Следует отметить, что члены этих общин придерживались раз­ных взглядов, что было связано с их общей критической и антидогмати­ческой позицией и выражалось в различных названиях общин. Но постепенно все больше утвержда­лось название “гуманисты”. Так, в Нижней Саксонии, в Бремене и Гамбурге это название было официаль­но принято в 1987 и 1988 годах.
С 1959 г. Союз внецерковных общин Германии является членом Международного Гуманистического и Этического Союза (МГЭС), объе­диняющего многие национальные гуманистические организации. С деятельностью этого международ­ного союза связаны имена таких крупных ученых и общественных деятелей, как Джулиан Хаксли, Сикко Мансхольт, лауреат нобелевской премии Гуннар Мюрдаль, Жан Ростан, нобелевский лауреат Герман Мюллер, Джон Бойд Орр, философ Бертран Рассел. IV. Организация гуманистиче­ских обществ сегодня Наименьшей организационной еди­ницей является местное общество. Таковых в Нижней Саксонии насчи­тывается около 50 с количеством членов от 25 до 3000. На уровне земли они объединяются в органи­зацию под названием Свободные гуманисты Нижней Саксонии с цен­тром в Ганновере. Эта организация имеет права юридического лица.
Свободные гуманисты орга­низуются в соответствии с демокра­тическими принципами. Высшим органом местных организаций яв­ляется общее собрание членов, на котором раз в год избирается пре­зидиум и председатель. На уровне земли общее собрание состоит из избранных делегатов от местных организаций, которые собираются раз в год. Наряду с председателем и членами президиума, работающими на общественных началах, имеются штатные сотрудники, главный из которых, называемый Sprecher (оратор, представитель), руководит текущей работой и осуществляет связи с другими организациями. В Ганновере Свободные гуманисты имеют дом – Haus Humanitas, в ко­тором располагается студенческое общежитие, рабочие помещения, большая библиотека и зал для тор­жественных случаев на 150 человек.
На общегерманском уровне Свободные гуманисты Нижней Сак­сонии входят в союз нецерковных общин Германии (Bund Freireligioser Gemeinden Deutschlands). На международном уровне объединяющей организацией явля­ется, как уже сказано, Международ­ный Гуманистический и Этический Союз (МГЭС) (International Humanist and Ethical Union – IHEU) с центром в Лондоне. Этот союз обладает совещательным статусом в ООН и в Европейском совете. В 1982 г. Ганновер был ме­стом проведения Всемирного кон­гресса гуманистов. Северогерман­ские гуманисты поддерживают ак­тивные контакты с родственными организациями МГЭС. Финансирование осуществ­ляется через членские взносы. Ме­стные организации передают часть собранных средств вышестоящим органам для обеспечения их рабо­ты. Земельная организация обладает статусом общественно-полезного учреждения. Поэтому членские взносы и пожертвования засчиты­ваются в счет налогов.

IV. Что предлагают Свободные гуманисты своим членам?
 
1. Представительство интересов лю­дей, не принадлежащих ни к какой церкви. Такое представительство осуществляется как на обществен­ном, так и на государственном уровне.
2. Устройство праздничных и торжественных мероприятий, в ча­стности по случаю рождения и на­речения ребенка, вступления в брак (“свадьба в белом” – не только при­вилегия церкви) и др. Представите­ли Свободных гуманистов участву­ют также в похоронах своих членов, выступая вместо священника на по­гребении (в 1989 г. в Нижней Саксонии насчитывалось более 1000 таких случаев).
3. Прояснение принципиаль­ных вопросов жизни. Это вопросы о смысле жизни и ее происхождении, проблемы формирования жизнеутверждающей этики, оценка общест­венных процессов с точки зрения их воздействия на отдельного чело­века, а также научных достижений, таких как искусственное оплодо­творение, генная инженерия и др. Во всех этих вопросах Свободные гуманисты опираются не на “бо­жественные”, а на “человеческие” ценности.
4. Возможность дружеского общения с близкими по духу людь­ми. Такие контакты простираются от местного до международного уро­вня. Речь идет о строительстве мости­ков от одного человека к другому. При этом подчеркивается то, что объединяет, а не разделяет людей. Андре Жид: “Мир станет таким, каким вы его делаете”.
5. Совет и содействие при решении жизненных проблем. Сре­ди Свободных гуманистов есть лю­ди, работающие штатно или на об­щественных началах и способные помочь советом или деловым со­действием людям, оказавшимся в трудном положении. При этом га­рантируется конфиденциальность.
6. Ответ на духовные запро­сы с помощью различных меро­приятий и публикаций. Речь идет прежде всего о том, чтобы противо­стоять манипулированию общест­венным мнением путем предостав­ления дополнительной информа­ции и организации дискуссий. С этой целью устраиваются публич­ные доклады компетентных специа­листов, семинары, конференции, дискуссионные кружки, издается ежемесячный журнал “Гуманист”.
7. Радиопередачи в програм­мах Северонемецкого радио, в част­ности, в серии передач “Свобода и ответственность”.
8. Государственное призна­ние через права юридического лица и государственный договор.

V. Почему стоит стать членом общества Свободных гуманистов?
 
Иногда говорят: “Я и так гуманист, за­чем мне связываться с организацией?” Дело в том, что хотя в нашем плюралистическом обществе сво­бодный гуманизм имеет те же права, что и церкви, но осуществление этих прав во многом зависит от ко­личества членов нашей организа­ции. Мы сможем добиваться от го­сударства защиты наших прав, если мы будем мощным, многочислен­ным сообществом. К тому же чело­век как общественное культурное существо может успешно развиваться лишь во взаимодействии с себе подоб­ными. Мы нуждаемся в людях, близких по духу, чтобы развивать наше пони­мание жизни. О соответствующих ме­роприятиях говорилось выше. Как общество, входящее в международные гуманистические организации, мы участвуем в по­строении более человечного мира.

Принципы Свободных гуманистов
 
1. В гуманизме выражается личное от­ношение отдельного человека к действительности. Предпосылкой его развертывания является свобода веры и совести.
2. Гуманисты стоят на почве научной картины мира, которая по­стоянно расширяется путем даль­нейших исследований. Для ее по­нимания не нужно никакое сверх­чувственного объяснение. · Гуманисты постигают жизнь, землю и вселенную в их длительных изменениях и постоянном развитии, хотя и не имеют определенного представления об их происхождении и направ­лении развития.
3. Гуманисты убеждены в том, что жизнь отдельного человека ог­раничена во времени, однократна и неповторима. Объективный, отнесенный к человеку смысл жизни не познава­ем. Дело каждого отдельного челове­ка осмысленно формировать свою жизнь и доступный для него жиз­ненный круг своими собственными силами и вместе с другими людьми.
4. Совместная жизнь людей требует социального партнерства и ответственности, которые не могут быть перенесены на “высшее суще­ство”. Из признания достоинства каж­дого человека вырастает требование равенства шансов. Из ответственно­сти за себя и другого человека разви­вается солидарность в сообществе.
5. Гуманисты пытаются так строить мир, чтобы жизнь для всех людей была стоящей и оставалась таковой в будущем. Это связано с формированием личности и жизни без принуждения, а также с беспре­пятственным развитием критиче­ского разума.
6. Разум и чувства как исходные пункты действия обладают для гу­манистов одинаковой ценностью. Что хорошо и что плохо, не задано заранее, а решается людьми. При этом они руководствуются своей совестью. · Никто не должен навязывать другим свою точку зрения. Гумани­сты выступают за терпимость и го­товы защищать ее от любых ограничений.
7. Гуманисты хотят, чтобы мно­гочисленные разделяющие челове­чество конфликты – расовые, рели­гиозные, экономические, социаль­ные – решались мирными средст­вами. Они поддерживают те силы, которые борются за это.
8. Качество и шансы жизни на земле решающим образом опреде­ляются людьми.
9.Люди и ответственны за то, что­бы сохранились естественные ос­новы жизни и многообразие видов. Поэтому их обязанность приложить свои силы и способности для реше­ния этой задачи.

© Перевод с немецкого М. Н. Грецкого.