Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Гуманистический Манифест I

Пришло время осознания радикальных изменений в религи­озных верованиях во всем совре­менном мире. Эпоха простого пере­смотра традиционных подходов завершилась. Наука и экономические изме­нения подорвали старые верования. Религии всего мира не в состоянии приспособиться к новым условиям, созданным огромным ростом зна­ния и опыта. В каждой сфере челове­ческой деятельности жизненно важ­ная направленность развития обу­словлена искренним, внутренне ей присущим гуманизмом. С целью луч­шего понимания религиозного гума­низма мы, нижеподписавшиеся, хо­тим сделать некоторые утверждения, которые, как мы полагаем, отражают факты нашей современной жизни.
Существует огромная опас­ность полной, и, как мы счи­таем, фатальной идентификации слова религия с доктринами и мето­дами, потерявшими свое значение и бессильными решить проблемы че­ловеческой жизни в двадцатом сто­летии. Религии всегда были способом освоения высших жизненных ценностей. Они получали свою за­вершенную форму в осознании общей ситуации, в кото­рую погружен человек (теология, или общий взгляд на мир), смысла ценностей, содержа­щихся в ней (цель, или идеал) и средств (культ), предназначенных для достижения удовлетворитель­ной жизни. Изменения в любом из этих факторов приводят к смене внешних форм религии. Этим объясняется трансформация религий за прошедшие столетия. Однако рели­гия как таковая, какие бы изменения ни претерпевала, остается постоянной в своем вопрошании к вечным ценностям – неотъемле­мому атрибуту человеческой жизни.
Современное, более широкое понимание человеком универсума, его научные достижения, а также его более тесная связь с человеческим братством создали ситуа­цию, требующую нового определе­ния средств и целей религии. Такая жизненная, бесстрашная и искрен­няя религия, способная дать и дос­тойную социальную цель и личное удовлетворение, для многих людей может оказаться фактором, оконча­тельно разрывающим их связь с прошлым. Нынешняя эпоха породила огромные сомнения в традиционных религиях, и не менее очевиден тот факт, что любая религия, претендующая на то, чтобы стать объединяющей и дви­жущей силой современности, долж­на отвечать именно теперешним нуждам. Создание такой рели­гии – главнейшая необходимость современности. Ответственность за это лежит на нашем поколении.

Мы утверждаем нижеследующее:
1. Религиозные гума­нисты рассматривают Вселенную самостоятельно существующей и несотворенной.
2. Гуманизм полагает человека частью природы, и его возникновение есть результат дли­тельного процесса.
3. Придерживаясь ор­ганической точки зрения на жизнь, гуманисты находят, что традицион­ный дуализм души и тела должен быть отвергнут.
4. Гуманизм при­знает, что цивилизация и религиоз­ная культура человека, – как о том с несомненностью свидетельствуют антропология и история, – это продукты постепенного развития, возникающие благодаря их взаимо­действию с природной средой и со­циальным наследием. Индивид, ро­жденный в определенной культуре, в значительной степени сформиро­ван этой культурой.
5. Гуманизм утверждает, что природа универсума, как она представляется современной науке, не дает какого бы то ни было сверхъестественного или космиче­ского обоснования человеческих ценностей. Естественно, гуманизм не отрицает возможности реально­стей, не известных пока науке, одна­ко он настаивает, что возможность обнаружения всякой такой реальности и ее оценка определяется интеллектуальным исследованием и соотнесением ее с человеческими нуждами. Религия должна сформулировать свои наде­жды и планы в свете научного духа и научной методологии.
6. Мы убеждены, что время теизма, деизма, модер­низма, а также различных вариаций “нового мышления” ушло.
7. Религия состоит из действий, целей и познаний, имеющих человеческое значение. Ничто человеческое не чуждо религии. Она включает труд, искусство, науку, философию, любовь, дружбу, от­дых, – все, что в своей мере нахо­дит выражение в разумной удовле­творенности человеческой жизнью. Различение между священным и мир­ским не должно более проводиться.
8. Религиозный гума­низм рассматривает полную реали­зацию индивидуальности конечной целью человеческой жизни и стре­мится к ее становлению и осуществле­нию повсеместно и безотлагатель­но. Именно в этом гуманизм видит свое социальное призвание.
9. Взамен устаревших традиций, включающих богослуже­ние и молитву, религиозное чувство гуманиста выражается в усилен­ном осознании своей индивидуаль­ности и своей сопричастности со­вместным усилиям, направленным на повышение общественного бла­госостояния.
10. Отсюда следует, что не остается места каким бы то ни было специфически религиозным эмоциям и традициям, подобным тем, что до настоящего времени увязыва­ются с верой в сверхъестественное.
11. Человек научился справляться с кризисами в своей жизни, распознавая их при­роду и предсказывая степень их вероятности. Разум­ные и человечные взаимоотноше­ния будут вырабатываться с помо­щью образования и поддерживаться традицией. Мы полагаем, что гума­низм встанет на путь социальной и психологической профилактики и сумеет противостоять оторванным от реальности сентиментальным на­деждам и произволу.
12. Будучи уве­ренными в том, что религия должна привносить радость в восприятие жизни, религиозные гуманисты на­целены на воспитание творческих способностей человека, на стремле­ние к таким достижениям, которые способствовали бы человеческой удовлетворенности жизнью.
13. Религиозные гуманисты утверждают, что все со­общества и институты существуют ради человеческой жизни. Разумная оценка, трансфор­мация, контроль и направленность таких сообществ и учреждений с точки зрения утверждения ценности человеческой жизни являются це­лью и программой гуманизма. Оче­видно, что религиозные институты, их обряды, методы духов­ного влияния и общественная актив­ность должны быть пересмотрены в свете накопленного опыта с целью придания эффективности их деятельности в современном мире.
14. Гумани­сты твердо убеждены в том, что су­ществующее утилитарное, ориенти­рованное на прибыль общество по­казало свою несостоятельность, и что необходимы радикальные из­менения в его установках. В целях справедливого управления и мотивации распределения жизненных средств должен быть создан социально ориентированный кол­лективный экономический порядок. Цель гуманизма – свободное всемирное общество, в котором лю­ди добровольно и в согласии со своим разумом работают на общее благо. Гуманисты требуют всеобщего блага в общем для всех мире.
15. Мы заявляем, что гуманизм: а) ут­верждает жизнь, а не отрицает ее; б) ищет реальных возможностей для жизни, но не бежит от нее; в) стре­мится создать условия удовлетворительной жизни для всех, а не для избранных. Этими несомнен­ными моральными принципами и намерениями будет руководствовать­ся гуманизм в будущем, в соответствии с ними он будет выбирать свои мето­ды и направлять свои усилия.
Таковы исходные положения религиозного гуманизма. И хотя мы полагаем, что религиозные принци­пы и идеи наших отцов не отвечают более современным требованиям, по­требность в лучшей жизни все же ос­тается главной задачей человечества. Наконец-то человек начинает осозна­вать, что лишь он один ответственен за воплощение в мире своей мечты, что силы для ее достижения заключены в нем самом. Этой задаче он должен посвятить свой разум и свою волю.

© Перевод с английского Владимира Полякова.