Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Лекция 6. Вредные привычки

По сравнению с теми проявлениями антигуманности, о кото­рых говорилось выше, дурные привычки кажутся мелочью, о которой, может быть, не следовало и упоминать. Но обзор сферы антиценностей должен быть относительно полным, хотя исчерпывающе всесторонним сделать его практически невозможно. К вредным привычкам можно отнести массу погрешностей нашего поведения, стиля мышления, эти­кета. В основе своей они релятивны и отражают общий уровень куль­туры общества или его субкультур. Однако все они символизируют ту нижнюю границу, предел нормального и разумного, нравственно, эмо­ционально-психически, эстетически и социально приемлемого поведе­ния, негласно принятого в данном социуме, за которым начинает­ся неприемлемое и нетерпимое, аморальное или незаконное. Например, ковырять в носу или есть руками макароны – очевидное нарушение правил приличного поведения или этикета. В данном случае этикет не составляет простую, хоть и уважаемую формальность – ведь то и другое возбуждает в окружающих чувство брезгливости, травмирует их, и есть, таким образом, маленькое хулиганство. Немалое число людей про­являют явное пренебрежение к своему туалету, игнорируя не только стандарты эстетического вкуса, даже собственные, но и требования гигие­ны, скажем, не заботясь должным образом о своих волосах или зубах. Дурных привычек видимо-невидимо, поэтому нет смыс­ла составлять их реестр. Важно понять их дурные последствия. С точки зрения социальной, вредные привязанности или привычки, порождая неприязнь или даже чувства отвращения одного человека или группы людей к субъекту этих при­вычек, портят атмосферу общения, понижают ее нравственный, интеллектуальный и эстетический уровень, делают менее эффективной со­вместную деятельность людей. Возможно, худший вред они наносят самому их носителю. Дурная привычка может говорить о многом: о плохом воспитании или само­воспитании, о низкой культуре и недостатке уважения к себе, о внутренней расхля­банности и плохой самодисциплине, о неразвитости нравственного или эстетического чувства либо о простом нежелании задумываться о своем образе жизни. Люди склонны оправдывать такого рода недостатки тем, что они «мелкие» и не наносят никому существенного ущерба, что они в этом смысле «невинные». Возможно, среди сонма вредных привычек существуют и вполне безобидные. Но подавляю­щая их часть едва ли является таковой. Как правило, они –признаки более серьезных человеческих недостатков.

Говорят, «привычка – вторая натура». Это и так, и не так. «Натурой», чем-то естественным наши обыкновения кажутся потому, что человек сжи­вается с ними и затем как бы уступает им, следует им непроизвольно, именно привычно, будто бы и не мог иначе. Но и дурные, и хо­рошие привычки не являются «второй натурой», поскольку возникают в процессе правильного или, наоборот, плохого воспи­тания и опыта жизни, благоприятной или неблагоприятной социальной экологии и т.д. Привычка не заложена в нас от рождения, а нечто ­приобретенное и потому практически всегда поддающееся коррекции или полному устранению.

В целом дурная привычка – это некая распущенность, боль­ший или меньший изъян в образе жизни, психологии и мышлении человека. Мы глубоко убеждены, что в подавляющем большинстве случаев внешний беспорядок определяет или отражает беспорядок в душе человека, снижает адаптивные и продуктивные возможности личности. Жизнь не должна быть механистичной, автоматичной и скучной. Но она должна быть рациональной и максимально осмыслен­ной, особенно в ее внешнем выражении. Быт многих людей запущен не потому, что у них недостает средств, чтобы, скажем, максимально автоматизиро­вать стирку или готовку, а потому, что им неохота всерьез продумать эту сторону нашей повседневности и должным образом орга­низовать ее. Но именно быт, может быть, следует рационализировать в первую очередь, хотя совершенно ошибочно делать из него культ, превращать, как говорят, квартиру в музей и т.д. Как и во всем, здесь нужна мера и здравый смысл. Во всяком случае, нужно избегать того, что называется перфекционизмом.

Правилам истинно хорошего тона и разумного этикета необходимо учить с детства. Они просты, понятны и легко усваиваются детьми, но суще­ственно при этом то, что этикет и хорошие манеры поведения являются исключительно легкой, естественной и эффективной формой, средством нравственного и эстетического воспитания. Этикет – это своего рода преддверие нравственного и эстетического вкуса, интродукция к добру и красоте, к разумному и достойному образу жизни.
Вместе с тем, вредная привычка всегда представляет собой не­который, пусть мелкий, но явный и открытый вызов человеку, его разу­му, воле, организованности, достоинству и многому другому. Поэтому естественным и правильным следует считать принятие этого вызова и борьбу со своими недостатками. Это расценивается как банальность или нечто смешное чаще всего теми, кто скрывает свое бессилие, точ­нее, безволие и готов на заведомое поражение перед собственными вполне иско­реняемыми недостатками. Но именно избавление от той или иной вредной привычки может послужить прекрасным началом более глубокого процесса, – процесса психической и волевой самодетерминации, движения от самокоррекции к совершен­ствованию. Даже путь в тысячу километров начинается с пер­вого шага. Вообще, идти от простого к сложному, от легкого к трудному – правило, годное и в деле нравственного, возвышающего самосозидания.

Вопросы к лекции

1. Назовите дурные привычки и приведите примеры их проявления?
2. Каковы основные предрассудки относительно вредных привычек?
Каковы особенности преодоления вредных привычек?

Задания

В чем причины возникновения той или иной дурной привычки?
Можно ли и нужно ли стремиться избавиться от всех своих дурных привычек или требовать этого от других людей? Если да, то почему? Если нет, то почему?

© В.А. Кувакин, 2006