Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Основы гуманизма. Лекция 4

Современный гуманизм. Лекция 4. Человек и человеческие качества

 
Вынесенный в заголовок параграфа вопрос чаще всего называют философским, поскольку человек настолько сложное и многостороннее существо, что охватить всю эту сложность можно только в самом общем виде, т.е. с помощью широких философских понятий. Иногда вопрос о человеке именуют «вечным», поскольку задают его уже много тысячелетий, «проклятым», поскольку его очень трудно решить, метафизическим, поскольку он идет глубже всякой физики и касается предельных вопросов бытия и небытия, жизни и смерти такой важной, если не важнейшей для нас реальности, какой мы считаем человека, т.е. самих себя.
Чтобы дать гуманистическое определение человека, гуманизму как мировоззрению нет необходимости углубляться в сложные медицинские, психологические или философские проблемы. Нам достаточно зафиксировать лишь наиболее важные признаки человеческого существа.
Первым среди них, несомненно, является признание реальности человека. Человек, очевидно, – это не выдумка, он не идея или представление. Он есть, он – реальность, т.е. что-то существующее на самом деле, действующее, рождающееся и умирающее. Каких-либо абсолютно гарантированных логических или физико-математических доказательств реальности человека нет и быть не может, потому что само наличное, действительное бытие человека является источником, началом, исходным пунктом всяких доказательств и выводов.
Нельзя доказать аксиому. Человек есть. И этим все сказано. Самым полным и реальным образом он есть в первую очередь для самого себя. Для самого себя человек настолько самоочевидная реальность, что в нормальном состоянии ему нет никакой необходимости убеждать себя в своем же собственном существовании.
Самоочевидность человека, его самотождественность – это первичная реальность человека, которая позволяет ему познавать как мир, так и проявления себя в мире.
Человек – это открытое и универсальное существо, постоянно переступающее границы своих определений и возможностей, существо динамичное, развивающееся, творческое, всегда обновляющееся и потому вопреки всему осознанному и определенному в нем всегда в чем-то неизвестное и неожиданное, даже для самого себя.
Удивительная сложность феномена человека не требует ни отказа от познания им самого себя, ни запрета попыток дать себе исчерпывающее определение.
Но если так трудно сформулировать окончательную, раз и навсегда установленную дефиницию человека (к истине разум, как известно, приближается асимптотически, то есть истина – это процесс), то, может быть, мы в состоянии дать ему такое описание, которого будет, в принципе, достаточно для его понимания в свете гуманизма? Да, такое описание возможно. Лучше всего выстроить изложение, последовательно выясняя основные качества человека, осмысляя его как систему «тело – сознание – самосознание», рассматривая структуру его внутреннего мира и содержания этого мира. Многое дает и анализ взаимоотношений человека как обладателя своего внутреннего мира с содержанием самого этого внутреннего мира. Итак, по порядку.
Человека можно представить как совокупность большого числа качеств, способностей, свойств и дарований. Целесообразно при этом попытаться выделить его специфически человеческие свойства. Тогда будет легче понять и то, что его роднит с живой и неживой природой и что отличает от нее, осмыслить его место в мире, в котором он рождается и собственной частью которого является.
Огромное многообразие человеческих качеств разделяется на три основных типа, на качества положительные, отрицательные и нейтральные. Это было замечено давно. Еще знаменитый древнегреческий философ Секст Эмпирик ссылался на мысль не менее знаменитого соотечественника Хрисиппа: «Из существующего одно есть благо, другое – зло, а третье – среднее между ними».
При обсуждении вопроса о природе человека часто можно услышать прямо противоположные мнения. Кто-то говорит, что человек – это злое существо, кто-то, что человек добр. При этом и те, и другие приводят многочисленные примеры плохих и хороших поступков людей. Кто из них прав? Скорее всего, ошибаются обе стороны. Один и тот же человек способен и на зло, и на добро. Просто человек так устроен. У него столь широкий диапазон качеств и способностей – от самых благородных и прекрасных до самых темных и низменных! Надо ли бояться этого и закрывать глаза на плохое в себе? Нет. Потому что темное в нас от этого не исчезнет и не уменьшится, а возможно, напротив, оказавшись без присмотра, начнет творить свои черные дела.
Первое, что необходимо сделать, – это взглянуть на себя глазами разума, взглянуть трезво, мужественно и спокойно.
Какую же картину наших качеств, способностей и дарований открывает нам разум, когда мы обращаем его свет на самих себя?
Как было уже отмечено, спектр человеческих свойств (по меньшей мере, как способности и потенциальные возможности), условно можно разделить на три сектора. Первый содержит положительные, гуманные качества, второй – нейтральные, третий – отрицательные, антигуманные.
К первым, безусловно, относятся (перечисляя без какого-либо иерархического порядка): уважительность (поскольку происходит не от страха), способность любить, доброта, правдивость, честность, искренность, совестливость, благоговение перед жизнью, чуткость, сострадание, сопереживание, участие, верность, надежность, доброжелательность, благодарность, обязательность, справедливость, достоинство, терпимость, порядочность. Список, как можно догадаться, можно и продолжить.
Ко второй группе относятся свобода, разум, познавательные способности, личные пристрастия, воля, самодисциплина, трезвость духа, рассудительность, осмотрительность, скептичность (критичность), целеустремленность, настойчивость, решительность, упорство, смелость, открытость, любопытство. Как и в первом случае, перечислены далеко не все нейтральные качества человека. Так, нейтральны все нормальные физические, биологические, физиологические и интеллектуальные способности и свойства человека, например, прямохождение, способность смеяться или логически мыслить.
Их нейтральность означает лишь то, что они могут быть использованы нами как во зло, так и во благо людей. И хотя сами по себе они ни плохи, ни хороши, все они как таковые являются человеческими ценностями, когда так или иначе связаны с гуманностью и помогают человеку творить добро, быть достойным и человечным существом.
Особенно ярко демонстрируют свою способность служить как хорошему, так и плохому основополагающие человеческие качества – свобода и разум (рассудок).
Легко представить себе прямо противоположные проявления свободы. Одному человеку или группе лиц она откроет перспективы творчества добра, очеловечения нравов, инициативного полезного труда. Для других свобода – лишь произвол, дорога к разрушению и насилию. Для первых свобода есть главное условие справедливых общественных отношений, правопорядка и законности, для вторых –сигнал к социальной анархии и беспорядкам, криминализации себя и общества.
В сознании нормального человека разум – это такая ценность, которая облагораживает, способствует нравственному совершенствованию и материальному благосостоянию людей. Но есть и гении зла, вражды, утонченные и образованные человеконенавистники, готовые использовать и использующие достижения научного познания и технического прогресса в антигуманных целях.
Яркие примеры такой технически вооруженной бесчеловечности – террористические акты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне, когда религиозные фанатики направили пассажирские самолеты на здания Всемирного торгового центра и Пентагона, погубив тысячи ни в чем не повинных людей.
Не менее очевидна и область антигуманного в человеке. Все живое в природе испытывает соперничество, и возможно поэтому – по самой природе человеку присущи такие негативные качества, способности или состояния, как ненависть, враждебность, злопамятство, мстительность, агрессивность, насилие, жестокость, издевательство, недоброжелательность, нетерпимость, фанатизм, одержимость, предательство, вероломство, лицемерие, лесть, лживость, хвастовство, зависть, ревность, подозрительность, вороватость, эгоизм, безответственность, угрюмость, уныние, равнодушие, инфантилизм, покорность. К сожалению, список качеств темной стороны человеческого существа не исчерпан. Это значит, что нам едва ли ведома глубина возможного падения челвека, сила его «искуса окончательнее пасть» (М. Цветаева). Но именно поэтому мы должны быть так бдительны по отношению к нашему собственному потенциалу зла.
Общей чертой этих способностей человека является их разрушительность. Они наносят ущерб как тем, на кого они направлены, так и самим носителям этих качеств. Само их наличие в человеке делает его потенциально антигуманным. Это значит, что никто из нас не должен строить иллюзий относительно самих себя. Неосмотрительно считать себя таким хорошим и совершенным, чтобы отвергать саму возможность совершить в жизни что-то плохое.
Мы должны быть бдительны и внимательны относительно тех способностей в нас, которые могут принести зло окружающим и нам самим. Нужно стремиться быть порядочным человеком, но верить в то, что ты уже достиг совершенства, по меньшей мере, легкомысленно, ибо это невозможно без доли самообмана и опасной самоуспокоенности. Важно помнить, что само наше желание ощущать себя достойными людьми заставляет иные из наших дурных намерений мимикрировать под хорошие или нейтральные. Так, проявляя жестокость, мы нередко убеждаем себя в том, что лишь «исполняем свой долг» или «хотим (жертве) только добра»; позволяя себе нечто такое, чего отнюдь не хотели бы позволить всем вообще, успокаиваем себя – «кому от этого хуже» или «это пустяк», – и т.д., и т.п.
Однако не стоит разочаровываться и приходить в отчаяние от того, что нам, земным существам, не дано быть абсолютно совершенными (хотя нам дано быть «совершинными», т.е. достигать удивительных вершин и говорить друг с другом так, как говорят между собой звезды или горные вершины) или от того, что наше поведение никогда не гарантировано от выплеска отрицательных эмоций или неожиданных для нас самих поступков.
Реальному, а не выдуманному человеку, не свойственна ни святость, ни абсолютное злодейство. Но нам дано что-то большее. Мы создаем идеалы истины, добра, красоты. И ничто не способно остановить нас в стремлении к ним. Кроме того, нам дана свобода и ответственность выбора между человечным и бесчеловечным, что само по себе делает нашу жизнь невероятно интересным и захватывающим приключением с непредсказуемой, заранее неизвестной развязкой.
Реалистичность и трезвость самооценок, мужество различать негативное в нас, умение не закрывать глаза на темные области внутреннего мира человека помогают совершенствоваться и избегать срывов, препятствий и провалов на пути к истине, добру, справедливости и красоте. Знание наших отрицательных, пусть даже и потенциально, качеств, их выявление в свете гуманного разума позволяет ослабить силу и влияние этой сферы человеческого существа, так или иначе обезвредить или ослабить возможное влияние на нас «демонов» зла.
Более детальный разбор качеств человечности и бесчеловечности человека впереди. Здесь же нас интересует общее «устройство» человека, структура его внутреннего мира, особенно отношение между сознанием человека и им самим как уникальным существом, т.е. между я человека и сознанием, которое одновременно и окружает это я и вмещается им.
Путешествие в эту область нашего бытия нам необходимо потому, что именно там обитает, живет гуманистическое мировоззрение, которое приходит во внешний мир, т.е. в мир наших отношений и поступков, из глубины нашего сердца, из нашей гуманности.
Вопросы к лекции.
1. Сравните данное в лекции определение человека с другими и определите его достоинства и недостатки?
2. Возможно ли «окончательное» определение человека?
3. Можно ли представить человека как совокупность свойств, качеств, дарований, способностей и возможностей? Каким иным способом можно представить (определить) человека?
4. Составьте каталог позитивных качеств человека.
5. Составьте каталог негативных качеств человека.
6. Составьте каталог нейтральных качеств человека.
7. Возможно ли сочетание человеческих качеств и их переход из одного типа в другой?
8. Если среди качества человека особенно важные и глубинные, определяющие многие остальные?
9. Каким должно быть отношение человека к своим позитивным, нейтральным и негативным качествам?
Задания
1. Составьте каталог определений человека.
2. Составьте таблицу параметров, по которым можно определять человека (помимо его определения через качества).
3. Какова оптимальная психология отношения человека к своим негативным качествам? Возможно ли их искоренение?
4. Является ли вопрос определения человека чисто теоретической проблемой и если нет, то какова эта проблема в самом широком ее смысле?
© В.А. Кувакин, 2006