Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Лекция 3. Евпраксофия – единство мудрости и практики добра

С древнейших времен философы, пытаясь описать образ совершенномудрого, называли такие черты характера и особенности миросозерцания, как душевное равновесие, терпимость, выдержка, приятие жизненных обстоятельств и умение не терять в них себя, извлекая из них уроки и находя в каждой ситуации нечто положительное, позитивное мышление, открытость миру, мужество перед лицом испытаний, внутренняя свобода. Гуманистическая педагогика вбирает в себя лучшие традиции человеческой мысли.

Современный американский ученый и философ Пол Куртц предложил обозначить гуманизм термином евпраксофия (eupraxophy), или единство мудрости и практики добра. Тем самым он хотел подчеркнуть, что идеалом гуманистов является человек, не только разумный, сознающий истинные ценности, сочувствующий ближнему и т.д., но и умеющий реализовывать эти добродетели на практике, в своей частной и общественной жизни. Гуманистическая педагогика считает своей целью такое обучение, просвещение и воспитание человека, в результате которого его естественной нормой поведения будет свободная жизнь по законам мудрости и добра. Это добродетельная жизнь на личном и социальном уровне.

Следовательно, гуманистическая педагогика предлагает методы помогающего формирования личностных качеств, основополагающих в мудром и жизнеутверждающем мировоззрении, – мировоззрении, неразрывно связанном с достойным, т.е. свободным, разумным, справедливым и ответственным поведением. Такого рода педагогика включает и воспитание чувства любви и интереса к жизни, вкуса к инициативе, начинанию и творчеству, развитие отношения к своей и всякой иной жизни как к драгоценному дару.

Главными ценностными ориентирами и детерминантами аутентичного поведения человека гуманистическая педагогика считает гуманистические добродетели.[1] Большинство из них рассматривались выше, главным образом в разделе о гуманистических ценностях. Однако нельзя не подчеркнуть, что первостепенную педагогическую ценность тут приобретают мужество, тяга к познанию (включающему в себя критическое мышление и моральную рациональность) и забота, вырастающая из человеколюбия и эмпатии (т.е. постижения эмоций и мыслей другого человека в форме сопереживания и сочувствия). Именно эти добродетели человек должен стремиться развивать в себе, если он хочет обрести возможность внутренне не ограниченного саморазвития. Опыт обретения добродетелей – это многотрудный опыт, он не дается просто, сопряжен с усилиями, ошибками и разочарованиями. Но он обязательно приводит к успеху, к переживанию жизни как самого прекрасного праздника, захватывающего приключения и успеха в реализации уникального шанса родиться, стать и быть человеком.

Почему именно эти, а не другие добродетели гуманисты считают главными? Об этом подробно пишет Пол Куртц в книге «Мужество стать». Он исходит из убеждения в том, что мужество – это главная движущая сила развития человека, поскольку жизнь полна не только радостей, но и вызовов и преодолений.

Мужество особенно необходимо человеку на пути добра. Для злого, своекорыстного деяния мужества, по сути, не нужно (тут оно было бы бессмысленно), тогда как добро делать трудно и ответственно. Мужество комплексно и предполагает внутреннюю свободу, решимость, волевую собранность, осознание собственных сил и потребность в культивировании своих творческих способностей. Мужество дарует человеку дерзость начинаний, настойчивое, порою даже одержимое стремление к поставленным перед собою целям, трезвое и спокойное отношение к неудобствам и лишениям на пути к ним. Мужество предполагает готовность ответить новым напряжением сил в ответ на неудачу и поражение. В сочетании с состраданием и человеколюбием мужество удерживает человека от презрения к слабым или еще не верящим в свои силы людям.

Мужество и жестокость не имеют, по существу, ничего общего. Именно забота о человеке, понимание его сложности и глубины уберегают от грубого и циничного отношения к тем, кто по-другому мыслит, чувствует, живет. Критичность и разумность этического выбора ограждают человека от слепой и бесполезной траты сил.

Весь этот морально-психологический и интеллектуальный комплекс образует своеобразную программу, основу проекта полнокровной и интересной жизни человека, для которого важно не только найти себя и свое дело в этом мире, но и иметь мужество довести свои мечты и желания до их реального воплощения.

Гуманистическая педагогика рассматривает себя в качестве инструмента укрепления и воспитания воли к жизни и стремления конструктивно взаимодействовать с миром. Она ориентирует образование на развитие у детей и взрослых креативности [2], изобретательности, оптимизма, уверенности в себе, гибкости, открытости миру и тем изменениям, которые в нем постоянно происходят.

По сути, гуманистическая педагогика строится на двух очень простых процедурах, которые, тем не менее, очень важно иметь в виду и постоянно напоминать о них другим: во всем следует начинать (1) с себя, т.е. с самоидентификации, и (2) со строительства парадигмы самодетерминации, этого процессуального фундамента всякого осмысленного, самостоятельного и творческого действия.

Педагогическая составляющая гуманистического мировоззрения состоит в том, чтобы заложить в воспитуемом основы здравомыслия, научить самостоятельно размышлять над проблемами добра и зла, истины и лжи. Она чужда технологиям выработки слепого следования традиционным правилам, нормам и предписаниям. Это скорее дескриптивная, описательная и демонстрационная, а не прескриптивная, предписывающая или авторитарная педагогика. Это педагогика диалога и сотрудничества.

Сегодня образование уже не может оставаться в русле только традиций, в рамках психологии внушения, командования, «натаскивания» и «вдалбливания». Практически всеми реалистически мыслящими педагогами признается та истина, что главная задача образования – развивать и содействовать развитию у учащихся способности думать, умения видеть проблему, анализировать ее, опознавать ситуацию выбора и принимать разумные, свободные и ответственные решения. Эта задача является центральной для гуманистической педагогики, психологии и этики. Гуманизм – за развитие критического, просвещенно-скептического и доброжелательного отношения к самому себе, за реалистическое понимание мира и эффективное взаимодействие с ним.

Исходя из положения о необходимости удовлетворения высших потребностей человека, гуманистическая педагогика предлагает инструменты для стимулирования мысли учащихся в решении ими вопроса о смысле жизни. Важно укрепить учащихся во мнении, что в определенной, практически решающей степени жизнь каждого человека – это его собственное творение, его собственная программа созидания, что у каждого из нас есть шанс понять и реализовать эту истину.
Очень многое зависит от того, как мы понимаем жизнь. Научить видеть поучительный смысл в любой жизненной ситуации – значит осуществить гуманистический подход к воспитанию. Именно эта способность извлекать уроки помогает человеку не терять воли и любви к жизни, быть свободным в том, что не однозначно определяется обстоятельствами, самому творить свою судьбу.
Мировая культура накопила огромное богатство идей, касающихся смысла человеческого существования. Этим жизнеутверждающим мировым опытом нужно обязательно делиться с учащимися. Гуманизм предлагает свой ответ на вопрос о смысле и предназначении человека. Так, например, Пол Куртц считает символом и идеалом гуманиста судьбу неукротимого Прометея, осмелившегося бросить вызов богам и осветить мир, погруженный во мрак, светом знания. Вот небольшой фрагмент из его книги «Запретный плод: Этика гуманизма»:

«Судьба играет ключевую роль в жизни человека: от нее зависит, будем ли мы в нужном месте в нужное время, или же мы окажемся в неподходящем месте в неподходящее время. Но все же происходящее с нами зависит и от того, что и насколько мудро мы делаем сами, от того, можем ли мы отвечать на брошенный нам вызов судьбы и обстоятельств, от того, как мы планируем нашу жизнь, от сделанных нами выборов, людей, с которыми мы связаны и от которых мы зависим, от наших интересов и поведения, профессии и карьеры, от того, наконец, как мы приспосабливаемся и сопротивляемся постигшим нас бедствиям и как мы используем благоприятные возможности… Ключ к совершенной жизни подбирается не просто путем удовлетворения наших потребностей или существования в согласии с нашей природой. Такая жизнь обретается в трансцензусе, в прыжке к более высоким способностям, в совершении мужественных деяний. Этическое восхождение личности проявляется в том, что она первая делает шаг в неизвестное, тогда как другие боятся совершить его»[3].

Гуманистическая педагогика, принимая тот постулат, что счастье, радость и любовь к жизни являются главными гуманистическими благами, сталкивается с трудной задачей: побудить человека к возможно более полному развитию его потенциально неограниченной продуктивности. Мировой педагогический опыт свидетельствует, что характер образования может существенно, нередко решающим образом повлиять на индивида в реализации им своих возможностей; оно особенно плодотворно, если руководствуется эмпатией, любовью и уважением к человеку, верой в его креативность и внутреннюю динамику. Преисполненное любви и доверия, терпимости и ответственности отношение к ребенку, изгнание всякой репрессивности, отсутствие угроз в ходе обучения «искусству жизни» в наилучшей степени способствуют развитию в нем бесценного качества – любви к жизни. Именно жизнелюбие помогает становящейся личности привнести радость в процесс саморазвития. Как писал Э. Фромм, подавление зла может происходить и из духа самопорицания и сожаления, но приращению добра в гуманистическом его понимании способствовать это не будет. «Каждая возможность увеличения счастья… дает гораздо больше для этического… образования и воспитания, чем все угрозы, наказания и проповеди добродетели»[4].

Вопросы к лекции

Раскройте содержание термина «евпраксофия»?
2. В чем состоит этико-педагогический смысл мужества?
3. Каковы основные ценности гуманистической педагогики?

Вопросы для размышления

Является ли оправданным оптимизм гуманистической педагогики?
Можно ли рассматривать евпраксофию в качестве одного из проектов совершенствования?

© А.А. Кудишина, 2006

Примечания

[1] Добродетели – это приобретаемые и сознательно вырабатываемые человеком достоинства и личные качества, которые помогают личности «подняться над собой», стать лучше во всех отношениях.
[2] Креативность – творческий подход к жизни в целом, как и к конкретным актуальным ситуациям интеллектуального, морального и практического характера.
[3] Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма, с. 100 – 101.
[4] Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: АСТ, 1998, С. 238.