Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Лекция 3. Психическая природа человека, его характер и мировоззрение

Существует давний философский спор, ведущий свою традицию еще от Древней Греции: какова природа человека, добр по своей природе человек или зол? можно ли усовершенствовать его природу и если да, то каким образом? какова сущность человека? Поискам ответов на эти вопросы посвящали свои труды Сократ и Аристотель, Августин и Руссо, Кант и Мальбранш, Маркс и Бердяев... Однако не только философы, но и психологи стремились определить кардинальное отличие человека от других живых существ на Земле.

Гуманистическая психология в решении этого спора отступает от общего тезиса: человек – это животное. Не идеализируя человека в целом, она пересматривает теории натурализма, инстинктивизма, психоанализа, бихевиоризма и др., согласно которым человек целиком принадлежит миру природы, что его жизнь определяется инстинктами или бессознательным и, по сути, мало, чем отличается от поведения животных. Среди гуманистов-психологов особенно много этой проблеме уделил внимания Э. Фромм. Его книга «Анатомия человеческой деструктивности» почти целиком посвящена преодолению подобного рода представлений. Фромм настаивает, что при таком подходе полностью игнорируется личность и характер человека. Характер – это не наследственность в чистом виде и не черты поведения, приобретенные в процессе социальной адаптации человека.

Характер – это форма соотнесенности человека с миром, способ бытия в мире.  

Характер определяется Фроммом как стабильная система всех не инстинктивных стремлений, так как это «заместитель» утраченных или отсутствующих у человека инстинктов. Он помогает человеку ориентироваться в мире, соотноситься с миром природным и человеческим.

Таким образом, не исключается, что человечность может стать доминантой поведения, если она положена в основание формирования характера. Думается, что соблюдение именно этого условия может предопределить и все остальные способы взаимоотношения человека с миром и другими людьми.

Характер определяет, как соединяются в человеке природное и культурное, биологическое и социальное, как он решает присущие только человеческому бытию «экзистенциальные дихотомии», т.е. преодолевает свое бессилие, обособленность, потерянность.

Психология гуманизма не вполне разделяет и ту точку зрения, что в человеке есть какая-то изначально данная ему сущность, которую нужно только обнаружить. Что в человеке, кроме физического тела, очевидно есть, так это его жизнь, его существование, неопределенно большой ансамбль врожденных качеств, способностей и возможностей, а также динамическая система широкого спектра потребностей. Сущность человека – это ее рождение, становление, открытость и творчество. Она возникает в личности и не завершается, и есть, когда созидается…

Следовательно, условием проявления человечности являются не биологические или социальные предпосылки существования человека, а элемент человеческого самосозидания, творческий и самостоятельный ответ на брошенный судьбою вызов, готовность поступить в проблемной ситуации определенным образом, следуя своему характеру (индивидуальное разрешение экзистенциальной дихотомии). Готовность поступать определенным образом (в нашем случае – человечно) Э. Фромм назвал мировоззрением. Именно в позитивности самой психологии мировоззрения, с одной стороны, и установке на добро – с другой, следует видеть тот тандем, который служит человеку внутренним источником укрепления и развития в нем человечного начала.

Гуманистическое мировоззрение может быть присуще, скорее всего, людям, склонным как к одиночеству и самоанализу, так и к общению с другими людьми по принципу помогающих и развивающих отношений. Это люди, идущие навстречу своей человечности, люди реалистические и решительные, способные стоически переносить крушение планов и надежд, не теряя при этом веры в себя и доброжелательности по отношению к окружающим, это люди свободные и ответственные, независимые и обязательные. Это люди, у которых мужество стать и оставаться человеком составляет их центральную психическую и экзистенциальную, т.е. жизненную установку.

Вопросы к лекции

1. Почему споры о человеке на утихают и до сего дня?
2. Как связаны характер человека и его мировоззрение?
3. Каковы основные принципы психологии гуманизма?

Вопросы для размышления

Не являются ли требования, предъявляемые психологией гуманизма к индивиду слишком завышенными и потому делающими ее нереалистической?
Не являются ли акценты гуманистической психологии на становление и процесс, а не на сущность и качественное постоянство не более, чем отражением общемировой нестабильности, в которой пребывает сегодня человечество?

© А.А. Кудишина, 2006