Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Лекция 2. Условия проявления человечности в человеке

По мнению ведущих специалистов, для начала, т.е. для формирования и утверждения гуманистического сознания, необходима обращенность человека к самому себе. Только перенос центра тяжести в область внутренних оценок и требований из области внешних требований на деле способствует проявлению и самоподдержанию человечности в человеке. Самые совершенные религиозные и моральные учения не справились с этой задачей только потому, что смысловой и ценностный центр всегда выносился из человека во вне его – в природу, общество, Бога, господина, царя, генерального секретаря партии и т.д. Человеку вменялось, прежде всего, соблюдение религиозных заповедей, нравственных императивов или идеологических кодексов; по сути, его нравственность должна была заключаться в соответствии требованиям внешней среды. Человек же сам по себе не знал себе настоящей цены и не предполагал, что он и есть то единственное существо, та первая и последняя инстанция, перед которой ему предстоит держать ответ за бытие в мире, за свое отношение к нему, потому что именно он проживает свою жизнь, независимо от того, командует им внешняя сила или его внутренняя свободная воля и разум.

Все это подводит нас к идее рефлексии, самосознания и самопознания как важным и стартовым феноменам психологии гуманизма.

Обращенность человека вовнутрь – специфическое его свойство, называемое интроверсией.

Интроверсия – это свойство и особенность личности, характеризующееся преимущественной ориентацией на свой внутренний мир. 

Интроверсия позволяет человеку путем постоянного соотнесения своих личных качеств с окружающей действительностью выйти на такой стиль поведения, который действительно позволит ему в наибольшей степени реализовать свои фундаментальные качества и потребности. Обнаружение в самом себе с помощью интроверсии человечности как фундаментального качества – это лишь первый шаг человека на пути своего становления.

Максимально ясное осознание этого качества в глубине своего существа становится первым краеугольным камнем, закладываемым в фундамент того смысла, который человек начинает созидать; оно становится стартовой позицией в его жизни. С этого начинается поиск и строительство смысла жизни человека, вставшего на путь самосовершенствования.

Известный психолог-гуманист Карл Роджерс подчеркивал, что понимание жизни как процесса, а не как устойчивого состояния бытия помогает человеку спокойнее обрести свое реальное я. Оно постепенно открывается в результате накопления опыта и рефлексии, а не как то, что навязывается ему другими в виде оценок, суждений и мнений о нем окружающих и складывается, исходя из понимания его другими людьми. В процессе движения к самому себе человек постепенно обретает психическую свободу двигаться, куда ему угодно. Он избавляется от излишних защитно-оборонительных реакций, открывается своему опыту и пониманию себя, он становится способным расслышать себя, пережить то, что в нем происходит – боль, радость, упадок духа, прилив нежности. Все это по плечу человеку, готовому самостоятельно и осознанно идти навстречу самому себе, своей человечности. В этом плане одиночество – самый надежный и верный помощник человека. Оно помогает выстроить характер и обрести способность строить такие отношения с другими людьми, которые также были бы нацелены на то, чтобы и другой человек осознал себя как ценность.

Это значит, что человек должен утвердиться в том, что центр его оценок находится у него внутри и что в ситуации выбора ему нужно искать не столько одобрений и советов, или слепо следовать стандартам общественного мнения, по которым только ему и можно жить, сколько голоса своего собственного разума и совести. В этом случае радикально меняется психология человеческих отношений.

К. Роджерс назвал такие отношения помогающими. Помогающие отношения характеризуются тем, что другой человек воспринимается как ценность посредством глубокого эмпатического понимания, дающего возможность видеть личный опыт другого человека с его собственной точки зрения.
В ходе их развития человек становится похожим на того, кем он действительно хочет быть, учится верить самому себе. Когда человек уверен, что его принимают таким, как он есть, он избавляется от тех рефлекторных и ненужных защитных реакций, которые загораживают от него в первую очередь его собственные ощущения, видение, понимание и оценку самого себя. Тем самым высвобождаются резервы организма для полноценной, творческой жизни. У личности исчезает безотчетный страх перед любым изменением в себе, перед процессом развития, он меняет отношение к своим проблемам и стремится жить полнокровной жизнью в каждый из ее моментов. Иными словами, его самосознание и поведение становятся зрелыми. «Но более всего, – отмечает Роджерс, – человека захватывает то, что, будучи свободным, он выбирает в качестве хорошей жизни именно процесс становления»[1].

Помогающие отношения – это новое поле человеческих отношений, которые человек может установить, прежде всего, сам с собою. Тем больше шансов обретает человек на установление таких же отношений с другими людьми. В гуманистической психологии подчеркивается, что возможность установить отношения, помогающие развитию других независимых индивидов, определяется нашим собственным развитием. Технология помогающих отношений К. Роджерса снимает завесу над механизмом реализации гуманности человека, т.е. его смысла жизни.

Помогающие отношения направлены на то, чтобы человек мог понять, зафиксировать и усвоить ту мысль, что смысл и ценности жизненного опыта предстоит определить каждому из нас самому, и никакие внешние суждения не смогут этого изменить. Но хорошая жизнь как следствие самоопределения человека – не для малодушных. Рост возможностей, способность войти в поток жизни требует мужества. На это обращали внимание многие теоретики гуманизма. Работа ведущего современного теоретика гуманизма Пола Куртца так и называется – «Мужество стать».

Гуманистическое мышление психологически окрашено мужеством. Это стоическое качество характера, дарующее человеку жизнестойкость и способность противостоять ударам судьбы. Одни нуждаются больше в помогающих отношениях, другим более свойственны самостоятельность и независимость. В процессе становления, созидания себя рано или поздно наступает момент, когда человек ощущает в себе силы для свершений, т.е. преобразований уже не столько внутреннего мира, сколько реализации своих качеств в обществе, за своими собственными личностными пределами. Как говорилось выше, это состояние некоторые психологи и философы называют трансцендированием, творчеством, вдохновением, прорывом, вовлеченностью. Его можно сравнить с выходом из пещеры на открытое солнечное пространство с необъятным горизонтом. Человек при этом готов полагаться на самого себя, на свои интеллектуальные возможности и на резервы психики. Самостоятельно отстроенная система ценностей не позволит ему вынести теперь центр тяжести, свое я целиком в область внешних свершений. Он остается личностью в любом своем социальном действии.

Концепция помогающих отношений основана на обширном клиническом опыте. Она может быть успешно применена в практике человеческих отношений. Однако, как заметил Э. Фромм, любая идея приобретает силу только тогда, когда она укореняется в структуре характера человека. Думается, настало время осветить понимание природы человека гуманистами-психологами.

Вопросы к лекции

1. Почему в гуманистической психологии такое важное значение придается внутриличностным отношениям и выработки комплекса «самопроцедур», направленных на повышение качества жизни индивида и достойного ее проживания в обществе и природе?
2. В чем гуманистическая сущность помогающих отношений?
3. Каков статус мужества в психологии гуманизма?

Вопросы для размышления

Почему динамика, становление, рост и развитие являются ключевыми для гуманистической психологии?
Не является ли гуманистическая психология одной из разновидностей современного эгоизма и индивидуализма? Что спасает (если спасает) эту концепцию от пропаганды аутизма и эгоцентризма?

© А.А. Кудишина, 2006



--------------------------------------------------------------------------------

[1] Карл Р. Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994, С. 247.