Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Лекция 13. Народ и государство

Аксиология гуманизма. Народ и государство

По-своему ценны для гуманизма народ и государство. И первое, и второе – не столь анонимные и неопределенные реальности, как общество.

Народ – это совокупность людей, членом которой считает себя личность. Народ имеет определенные территори­альные границы, общие языковые и культурные традиции.

Мера, в которой личность обогащает себя в них, становится человечнее и совершеннее, и должна являться мерой ценности народа (разумеется, не составляющих народ индивидов, а как социальной реальности). В отноше­нии народа следует избегать крайностей снобистского нигилизма и обоготворения народа. В народе заключен неисчерпаемый источник мудрости, физического и нравственного здоровья, выживае­мости и жизнелюбия. Но именно в народе дольше всего держатся отсталые, невежественные представления, царят стихийное и слепое.

Гуманистическое отношение к народу как цен­ности предполагает не только ассимиляцию всего лучшего, чем об­ладает народ, но и деятельное участие в народной жизни, его гуманизацию посредством честного труда, воспитания детей, личного нравственного примера, активной общественной и политической позиции.

Долг и миссия организованного гуманизма в отношении народа состоит в разработке и реализации конкретных программ просвещения, содействующих упрочению и развитию ценностей морали и свободы, идей здравомыслия и реализма в народном сознании, укреплению созидательных начал народной жизни.

Такого же трезвого отношения требует к себе и государство. Само по себе оно не друг и не враг, но оно может быть и бывает и тем, и дру­гим. Наиболее опасной чертой всякого государства является его стихийная и неистребимая тенденция к превращению себя в самоценность, в цель для самого себя, в своего рода святыню, которой должны служить общество и индивид.

Гуманизация государства лежит на путях его дебюрократизации, общественного контроля над ним. Она состоит во включении в конституцию и законодательство статей, четко определяющих полномочия и границы государственной власти, в развитии свободного диалога и сотрудничества между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой.

Это сотрудничество ведет к росту гуманистического правосознания, что в свою очередь позволяет сужать область регламентируемого законом, смягчать меры (точнее, гуманизировать) наказания пре­ступников и превращать государство из самодовлеющего директивного, властного и репрессивного ор­гана в орган служебный, единственной функцией которого становится создание наилучших условий для безопасности и благополучия личности и народа, для гармонизации гражданских, моральных, юридических. экономических и политических отношений между людьми.

Особое значение для гуманизации государства имеет формирование и упрочение гражданского общества, т.е. общества свободных и ответственных граждан, самодеятельных и сознательных, способных вести равноправный диалог с властью того государства, гражданами которого они являются.

Гуманизм – это базовая мировоззренческая парадигма, модель, идея гражданского общества, стратегическая основа общественно-исторического прогресса, гражданского мира, согласия и сотрудничества личности и личности, личности и общества, общества и окружающей среды.

Вопросы к лекции

1. Что такое народ? Почему так трудно дать ему определение?
2. Источником каких ценностей является народ?
3. Почему не тождественны понятия народа и государства?
4. В чем ошибки обоготворения народа и национального нигилизма?
5. Какие ценности присущи народу? Почему так жизненно необходима полнокровная народная жизнь?
6. Какую роль может играть гуманизма в улучшении народной жизни?

Вопросы для размышления

1. Каков минимальный набор условий для нормальной жизни народа?
2. В чем сила и слабость народа?
3. Почему необходимы строго правовые и гармоничные отношения между народом и государством?