Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Пояснительная записка

Для специалиста в любой области общественно полезной деятельности особое значение имеет умение свободно ориентироваться в актуальных проблемах современной гуманистики как комплекса знаний о принципах и навыках гуманистического сознания и поведения, в содержательной и формальной стороне функционирования этики светского гуманизма. Такой специалист должен четко различать правила «корпоративной этики» и общечеловеческой морали, понимать безусловный приоритет последней. В основе деятельности специалиста должно стоять четкое понимание ценностей светского государства, прописанных в Конституции РФ.
 
Одним из самых важных в современном образовании, безусловно, является вопрос о его принципах и содержании. В Законе об образовании Российской Федерации говорится: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах… гуманистический характер образования (выделено мною – автор), приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье… светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях…» В статье 14-й этого Закона указано, что общим требованием к содержанию образования является «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».
 
Российское общество крайне заинтересовано в том, чтобы сделать высшую школу более действенным и эффективным инструментом формирования у учащихся жизнестойкой, оптимистичной и ответственной гражданской позиции. «Школа — в широком смысле – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности», — отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
 
Таким образом, в нашей стране идея гуманизма заявлена в качестве основы обучения и воспитания, как важнейшая нравственно-юридическая составляющая и системы образования, и общественной атмосферы в целом. Между тем, вопросы о том, что такое современный гуманизм, что такое гуманистическое мировоззрение, гуманистическая нравственность, мышление и психология, какова система гуманистических ценностей, в чем смысл светской культуры, оказались не только не выясненными, но даже и не поставленными ни в одной из учебных дисциплин вузов и общеобразовательных школ.
 
Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должны опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 год) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Именно эти общегражданские цели и задачи ставит перед собой учебный курс «Основы современного гуманизма».
 
Одна из важнейших функций современного образования – воспитание личности. Основная нагрузка в этом вопросе ложится на гуманитарные кафедры, которые уже в силу специфики своего предмета обращены к личности студента, его мировоззренческим и нравственным качествам. В одном из уставных документов Тюменского государственного университета, в «Положении о кафедре» есть принципиальный тезис:
 
«Кафедра ведет в процессе обучения воспитательную работу, направленную на сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, воспитание у молодежи современного научного мировоззрения, формирование основ культуры здоровья, трудовой мотивации».
 
Учебный курс «Основы современного гуманизма» призван консолидировать эту проблематику и на методологическом уровне, прежде всего, в интересах профессорско-преподавательского состава, создания возможности осознанной экстраполяции ее на весь комплекс вузовской подготовки.
 
Все знают, что гуманизм — это уважение и любовь к человеку, признание его высшей ценностью. Но, если нас спросят: является ли гуманизм, человечность человека, его потребность в справедливости и разумной жизни реальным фактором истории и судьбы каждого из нас, имеет ли гуманизм реальное конструктивное влияние на экономику, право, политику, наше материальное и культурное благосостояние, нашу безопасность, наконец, то, скорее всего, ответить на этот ряд вопросов будет затруднительно. Каждый из них потребует непростого анализа и вполне конкретного морального выбора. Гуманизм вовсе не стоит на том, что человек это «центр земли», что мир вращается вокруг человека и его эгоистических устремлений, но человек причастен к истине бытия, а это обязывает и возвышает. Гуманизм отстаивает не право индивида на обособление (как самоцель), а право рода человеческого на достойное существование перед лицом мира и мировых загадок. Гуманизм – это пространство – интеллектуальное, моральное и реальное – человеческого смыслообразования, поиска и нахождения точки опоры в этом мире и в самом себе.
 
Чтобы иметь представление о гуманизме, нужно познакомиться с историей этого интеллектуального и культурного явления, знать о великой исторической миссии гуманизма, о сущности гуманизма наших дней. Важно прояснить вопрос, почему он жизненно важен как отдельному гражданину России, так и всем социальным институтам, государству, бизнесу, политическим партиям и средствам массовой информации.
 
Изучение гуманизма продиктовано велением времени, настоящим и будущим России, страны, которой так остро недостает сегодня нравственной силы вырваться из пучины морального и экономического упадка, укрепить вечные, но всегда актуальные ценности добра, справедливости, порядка и порядочности, свободы и ответственности.
 
Все очевиднее становится та истина, что без культивирования научного мировоззрения, разумного подхода к жизни, без здорового скептицизма и фундаментальной человеческой нравственности, дорога в будущее страны и мира не может быть проложена. Рано или поздно смутный, переходный период в истории России завершится победой тех лучших гражданских идеалов, острая нужда в которых и вызвала перемены. Но это не произойдет автоматически. Долг каждого из нас, особенно сегодняшних и завтрашних преподавателей-педагогов и студентов, будущих специалистов — содействовать нравственному и социальному возрождению России. Предпосылкой этого возрождения является обретение как можно большим числом людей, особенно молодежью, здорового и реалистического, человечного и ответственного мировоззрения, всего того, что создает настоящую личность, способную жить и действовать во благо себе и обществу.
 
Настоящий спецкурс «Основы современного гуманизма» исходит из понимания того, что его цели и задачи вписываются в общую структуру социально-гуманитарного образования в высшей школе и выступают способом конкретизации и специализации мировоззренческих проблем философии, истории, психологии, культурологи, политологии, выведения их на уровень практического смыслотворчества. Он особенно важен там, где отсутствует курс теоретической и практической этики.
 
Цели и задачи курса: Общая цель – гуманистическое просвещение студентов в вопросах современной общественной, культурной и личной жизни. Задачи: ввести студентов в проблематику новейших гуманистических проблем, их смысла и направленности в личностном, культурном и социальном измерении, дать навыки гуманистической оценки и анализа поведенческих реакций, а также содержательной ценности научного мировоззрения, предложить основные ценностные ориентиры в понимании современной культурной и образовательной политики, диалектики светской и церковной традиций, знание истории, теории и практики гуманизма, путей и способов разрешения так называемого «кризиса гуманизма», особенностей исторической борьбы гуманизма с воинствующим технократизмом и клерикализмом.
 
Столь же существенной в курсе основ современного гуманизма является его методологическая и инструментальная сторона. Особенность гуманизма как мировоззренчески ориентированного знания состоит не во внушении студентам требования быть гуманистами, а в научении их правилам работы со своим мировоззрением, сознанием и самосознанием с целью выяснения личностью содержания собственной системы ценностей и ценностных установок, умения критически их анализировать, совершенствовать и в итоге самостоятельно, а значит и ответственно формировать свое мировоззрение в соответствии с социальными и экологическими реалиями современности. Общим результатом такой работы с собой должно стать обретение полноты жизни, придания ей высоко мотивированного и творческого характера.
 
Курс может быть рассчитан на два варианта: расширенный (36 часов лекций и 36 часов семинаров) и сокращенный (18 часов лекций и 18 семинаров). Программа предусматривает написание контрольной работы или реферата. Форма контроля – зачет (или экзамен).