Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Основы современного гуманизма

Спецкурс для студентов философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Доктор философских наук,
профессор В.А. Кувакин

Целью спецкурса является ознакомление студентов с философскими, психологическими и коммуникативными принципами современного гуманизма, с его методологией и стилем мышления. Актуальность спецкурса – в необходимости обучения студентов эффективным способам социального действия, особенно с продвижением идей и социокультурных реальностей, с их успешным признанием и реализацией в сознании и социуме. В более широком смысле значимость тематики спецкурса определяется возрастающей потребностью современного общества в надежных коммуникация, а у его субъектов – в твёрдых и устойчивых нравственно-психологических основах, в развитии у россиян гражданских добродетелей и критического мышления. Кроме того, обостряется необходимость формирования позитивного и жизнестойкого мировоззрения у молодежи, оказавшейся в силу исторических обстоятельств в ситуации идейного вакуума, в обстановке развала прежних, советских принципов личной и общественной жизни, и отсутствия новых морально-правовых установок, отвечающих лучшим достижениям культуры, демократии и социального прогресса. Однако главное в спецкурсе – изучение ценностных, интеллектуальных и методологических ресурсов гуманизма с целью максимального укрепления субъекта как менеджера и технолога связей с общественностью.

Потребность в аксиологической и воспитательно-образовательной информации становится особенно актуальной в свете существования в обществе сильных негативных тенденций, связанных с пропагандой деструктивных идей, эмоций и технологий: эгоизма, насилия, цинизма и агрессивности в СМИ, ростом преступности, наркомании, алкоголизма, бездомности и социально обусловленных болезней, жертвами которых в первую очередь становится молодежь.

В рамках спецкурса освещаются юридические основания введения в образовательную деятельность идей, принципов и программ гуманистического стиля мышления и мировоззрения, рассказывается о гуманистической концепции личности, о системе ценностей современного гуманизма.
Знакомство с идеями гуманизма предполагает прежде всего изучение и овладение студентами теми методами и процедурами, которые могут быть реализованы с целью самоидентификации, самоопределения, самоактуализации, самореализации и самосовершенствования. В рамках спецкурса рассматривается и программа конструктивных коммуникаций личности в сфере внутреннего диалога и межличностного общения, а также в традиционных областях взаимодействий между человеком, обществом и природой.

В рамках гуманистической парадигмы мышления проводится различие между тремя типами информации: нейтральной, мировоззренческой и идеологической, а сам гуманизм раскрывается одновременно как (1) собственно знаниевая (нейтральная) информация, (2) мировоззренческая ценность и (3) виртуальная проективная парадигма поведения индивида. Нормативно-ценностная сторона гуманизма предстает здесь как комплекс требований, предъявляемых ею к инициативному, позитивно настроенному и свободомыслящему субъекту, приоритетному по отношению к самому гуманизму и любому другому мировоззрению и идеологии.

Теория современного гуманизма предполагает также ознакомление студентов с базовыми положениями о правах человека в области мировоззрения, частной и общественной жизни, с принципами светской государственности, свободы совести и убеждений, а также с основными чертами гуманистического мировоззрения.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ СПЕЦКУРСА

1. Естественность и легитимность гуманистической воспитательной компоненты в образовательном процессе
1.1. Воспитываемость как антропологическая характеристика Homosapiens; ее место и специфика в ряду познавательных, оценочных, поведенческих и адаптивных качеств индивида.
1.2. Гуманистические принципы Конституции РФ, закона РФ «Об образовании» и Всеобщей декларация прав человека. Роль этих документов в легитимации процесса гуманизации образования и введения тематики гуманизма в содержание образования и образовательные стандарты.
1.3. Альтернативные гуманизму учебно-воспитательные парадигмы: догматические, авторитарные, тоталитарные, субъективистские, волюнтаристические, фундаменталистские и экстремистские, – как светские, так и религиозные.
2. Трактовка человека в гуманистической антропологии
2.1. Структура внутреннего мира личность.
2.2. Человек как открытая система позитивных, нейтральных и негативных качеств.
2.3. Гуманистический смысл целей и идеалов образования: здоровая личность и Homocreaturamcreatus (человек – творческое сотворение).
2.4. Передача, усвоение и выработка приёмов и навыков жизненного роста как цепи процедур самоидентификации, самоопределения, самоактуализации, самореализации и самотрансцендирования (аутентичного творчески-позитивного выхода за границы личного существования к себе подобным, в область социума и природы).
3. Система ценностей гуманистического мировоззрения
3.1. Экзистенциальные (жизненные) ценности.
3.2. Ценности общества.
3.3. Политические ценности.
3.4. Нравственные, юридические и эстетические ценности.
3.5. Ценности познания.
4. Принципы и специфика гуманистического мировоззрения
4.1. Мировоззрение, знание и идеология с точки зрения гуманизма.
4.2. Содержательные особенности и принципы гуманистического мировоззрения.
4.3. Требования гуманизма к самому себе как мировоззрению и общественному явлению.
4.4. Стиль мышления гуманизма: рефлексивность, критичность, открытость, скептицизм, здравый смысл, позитивность, аффирмативность, креативность

ЛИТЕРАТУРА

1. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, исп. и доп. М.: РГО, 2005.
2. Жукоцкий В.Д. Основы современного гуманизма: Российский контекст. Учебное пособие. М.: РГО, 2006..
3. Кудишина А.А. Гуманизм – феномен современной культуры. М.: Академический проект, 2005.
4. Гивишвили Г.В. Гуманизм и гражданское общество. М.: РГО, 2003.
5. Гивишвили Г.В. Феномен гуманизма. М.: РГО, 2001.
6. Круглов А. Словарь: Характерология и психология понятий. В 4-х тт., М., 1994 – 2004.
7. Кувакин В.А. Твой рай и ад: человечность и бесчеловечность человека. Философия, психология и стиль мышления гуманизма. М.- СПб., 1998.
8. Куртц П. Искушение потусторонним. М.: Академический проект, 1999.
9. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. М.: РГО, 2000.
10. Куртц П. Новый скептицизм, М.: Наука, 2005..
11. Куртц П. Утверждения: Жизнь, полная радости и творчества. М.: РГО, 2005.
12. Современный гуманизм. М.: РГО, 2002.
13. Поругание разума. М.: РГО, 2001.
14. В защиту разума. М.: РГО, 2003.
15. Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. №№ 1 – 41 (1996 - …)

В.А. Кувакин, 2006