Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Гуманистическая философия, психология и педагогика

Валерий Александрович КУВАКИН,
профессор, доктор философских наук

1. Общее содержание спецкурса
Предлагаемый спецкурс имеет междисциплинарный характер и имеет целью дать студентам общее представление об основами современного гуманизма как мировоззрения, области знания и стиля жизни. Широкий круг проблем, включенных в программу данного спецкурса не позволяет изучить их в деталях, иначе говоря он является водно-ознакомительным. Однако если трансформировать его в годовой (двухсеместровый) учебный курс, тогда можно будет ставить задачу углубленного изучения предложенной проблематики. Уникальность темы этого спецкурса состоит в том, что он имеет одновременно познавательный и воспитательный характер и обусловлен острой необходимостью заполнить существующий сегодня ценностный вакуум в сознании студентов.

Ввиду комплексности феномена гуманизма в содержание спецкурса входит проблематика философской антропологии, психологии, педагогики, аксиологии (учения о ценности) и культурологии. Вместе с тем, в ходе спецкурса содержание гуманизма раскрывается как единство научной картины мира, общечеловеческих нравственных, гражданско-правовых и экологических ценностей, осмысляемых с точки зрения здравого смысла, рационализма и научного скептицизма.

Композиционно спецкурс состоит из шести разделов.

В первом разделе, «Гуманизм как феномен культуры: история и современность» дается краткое историческое введение и более подробно рассказывается о современном гуманизме как организованном национальном и мировом движении, показывается его место и роль в гражданском обществе.

Второй раздел, «Гуманизм как современное мировоззрение» содержит анализ базовых определений гуманизма, человека как носителя гуманистических добродетелей, общие принципы гуманизма, рассматриваются место гуманизма в системе человеческого знания, а также система ценностей с точки зрения гуманистического мировоззрения. В этом же разделе обсуждаются основные псевдоценности и антиценности, показывается их деструктивная роль в жизни людей, проясняется смысл рационального их понимания, способы их контроля и освобождения от них.

В третьем разделе «Человек в системе свобод, прав и обязанностей» , дается гуманистическая интерпретация основных прав и обязанностей человека, их роль как в частной, так и в общественной жизни, объясняется важность гражданских добродетелей, смысл гражданственности и сущность гражданского общества.

В четвертом разделе «Гуманизм, глобальные проблемы и будущее человечества», рассматривается гуманистическая трактовка основных глобальных и экологических проблем современного человечества, предлагается для обсуждения идея ноосферного гуманизма и способы решения кризисных явлений мировой цивилизации.

В пятом разделе «Основы современной гуманистической психологии», излагаются принципы этой психологической школы, определяется ее специфика и место в современных концепциях психологии.

В шестом разделе «Основы современной гуманистической педагогики» анализируются сущность и особенности гуманистического понимания педагогики, формулируются ее базовые принципы, методы и цели.

Спецкурс рассчитан на 32 час аудиторных занятий. Отчетность – реферат и зачет.

2. Примерная тематика спецкурса
I. Гуманизм как феномен культуры: история и современность
1. Зарождение античного гуманизм. Основные идеи и имена.
2. Идеи гуманизм в Древнем Востоке.
3. Арабский гуманизм.
4. Европейский гуманизм эпохи Возрождения.
5. Гуманизм Нового времени.
6. Гуманизм в XIX – XX вв.
7. Гуманистические традиции в русской культуре.
8. Современный гуманизм.
II.Гуманизм как современное мировоззрение
1. Определение гуманизма.
2. Гуманизм – естественный результат мировой эволюции.
3. Гуманистическое понимание человека.
4. Базовые принципы гуманистического мировоззрения.
5. Как понимать идею абсолютной ценности человека?
6. Статус гуманистического мировоззрения. Гуманизм и наука, религия, идеология и политика.
7 Гуманизм как система ценностей. Ценности жизни и другие жизнесмысловые ценности. 8. Социальные ценности и ценности основных видов человеческой деятельности.
9 Квазиценности: лженаука и антинаука, современное шарлатанство, противоречивая роль современных СМИ, пропаганда и героизация цинизма, индифферентизма, эскепизма и нигилизма.
10. Антиценности: жадность, паразитизм, подозрительность, враждебность, агрессивность, насилие, убийство, терроризм, война и геноцид, биоцид и экоцид, осквернение и разрушение среды обитания, обман, дезинформация, внушение, манипулирование, наркомания, алкоголизм, игромания, порнография, вредные привычки.
III. Человек в системе свобод, прав и обязанностей
1. Идея прав человека.
2. Фундаментальные права и свободы человека.
3. Система ответственности личности.
4. Гражданин и гражданское общество.
IV. Гуманизм, глобальные проблемы и будущее человечества
1. Глобальные достижения человечества.
2. Глобальные катастрофы и мировые конфликты.
3. Сценарии будущего глобальной цивилизации.
4. К ноосферному гуманизму.
V. Основы современной гуманистической психологии
1. Психологические основы гуманного поведения.
2. Психологические условия проявления человечности.
3. Позитивные ресурсы психологии человека.
4. Психология гуманности.
5. Гуманистические психотехнологии жизненного роста и творчества.
VI. Основные положения гуманистической педагогики
1. Гуманистическая сущность педагогики.
2. Самосовершенствование как гуманистическая добродетель.
3. Юпраксофия – единство мудрости и практики добра.
4. Основные принципы гуманистической педагогики.
5. Процедуры гуманистического воспитания.
6. Гуманизм как неопросвещенческая парадигма.

Литература

Абелев Г.И. Об истоках псевдонауки // Здравый смысл, 2001/2002, № 1 (22).
Афанасьев В.В. Неогуманистические концепции Дж. Хаксли и А. Печчеи. – М., 1991.
Балашов Л.Е. Гуманистический манифест. М., 2000.
Богуславский В.М. Скептицизм в философии. – М., 1990.
Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека: Основы современного гуманизма. Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е, исп. и доп. М.: РГО, 2005.
Жукоцкий В.Д. Основы современного гуманизма: Российский контекст. Учебное пособие. М.: РГО, 2006..
Кудишина А.А. Гуманизм – феномен современной культуры. М.: Академический проект, 2005.
Борзенко И. Ноосферный гуманизм // Здравый смысл, 1999, № 13.
Бурьянов С. Свобода совести как свобода мировоззренческого выбора // Здравый смысл, 2000, № 16.
Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира. Материалы
международной научной конференции. Сост. и ред. В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2001.
Волков Ю.Г. Homo humanus: Личность и гуманизм. (Социологический аспект). – М. 1995.
Гивишвили Г.В. Феномен гуманизма. – М.: РГО, 2001.
Гивишвили Г.В. Гуманизм и гражданское общество. – М.: 2003.
Гинзбург В.Л. Разум и вера // Здравый смысл, 1999, № 1 (13).
Гуманизм и личность / Сб. научн. трудов. – Коломна, 1992.
Гуманизм на рубеже тысячелетий: Идея, судьба, перспектива // Редколлегия Б.Н. Бессонов, Т.Г. Богатырев, В.Н. Шевченко. – М.: «Гнозис», 1997.
Девина И.В. Гуманизм и свободомыслие: Научн.-аналитический обзор./ М.: ИНИОН, 1996.
Дубровский Д.И. Обман: Философско-психологический анализ. – М.: «РЭЙ», – 1994.
Кононеко Б.И. Гуманизм как качественная мера культуры: Лекция. – М., 1997.
Круглов А. Террор, терроризм // Здравый смысл, 2001/2000, № 1 (22).
Круглов А.Г. Словарь: Психология и характерология понятий [Т. 1] («А – И»). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Гнозис», 2000; Круглов А.Г. Словарь [Т. 2] («К – Н»). – Екатеринбург: Деловая книга, 1999; Круглов А.Г. Словарь [Т. 3] («О – П»). – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. Особенно ценными для понимания современного гуманизма являются, в частности, такие статьи «Словаря», как «Абсолют», «Авторитаризм», «Альтруизм», «Атеизм», «Благо», «Вера», «Вероисповедание», «Веротерпимость», «Гуманизм», «Добродетель», «Догма», «Долг», «Достоинство», «Жизнь», «Здравый смысл», «Мизантропия», «Наука», «Нравственность и человечность», «Правда», «Право», «Правосознание», «Природа человека». См. также приложение к первому тому «Словаря»: «Что такое гуманизм?», «Что такое достоинство?».
Кругляков Э. Почему опасна антинаука? // Здравый смысл, 2001/2002, № 1 (22).
Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги. – М.: Наука, 2001.
Кругляков Э.П. «Ученые» с большой дороги-II. – М.: Наука, 2006.
Кругляков Э.П. Что же с нами происходит? – Новосибирск: СО РАН, 1998.
Кувакин В. Гуманизм и политика // Здравый смысл, 2000/2001, 1 (18).
Кувакин В. Гуманизм – основа гражданского согласия и прогресса России // Здравый смысл, 2002, № 2 (23).
Кувакин В. Фрагменты метафизики нечеловеческого / В кн. Кувакин В. Личная метафизика надежды и удивления. – М.: «Коффи», 1993.
Кувакин В. Необходимость моральной реконструкции // Здравый смысл, 2001, № 3 (20).
Кувакин В. Российское гуманистическое общество // Здравый смысл, 2000, № 16.
Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). – СПб. «Алетейя», М.: «Логос», 1998.
Куртц П. Гуманизм и скептицизм – парадигмы культуры третьего тысячелетия // Здравый смысл, 2000, № 17.
Куртц П. Искушение потусторонним. – М.: Академический Проект, 1999.
Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. – М.: Гнозис, 1993. (См. также второе издание этой работы – М.: РГО, 2002 г.)
Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. – М.: РГО, 2000.
Куртц П. Новый скептицизм: Провозглашение принципов // Здравый смысл, 2001, № 4 (21).
Куртц П. Сначала о главном: К минимальному определению гуманизма // Здравый смысл, 1999, № 11.
Морозова Е.В. Религия, свободомыслие, гуманизм в современном мире. – Ярославль, 1994.
Митрохин Л.Н. Научное знание и религия на рубеже XXI века // Вестник РАН, 2000, №12.
Моисеев Н.Н. Гуманизм – заслон против надвигающегося средневековья // Наука и здравый смысл в России: Кризис или новые возможности? Материалы международной конференции гуманистов. Сост. и общая ред. В.А. Кувакин, П. Хеар, А.В. Разин. – М.: РГО, 1998.
Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: «Аграф», 1998.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.
Наука и здравый смысл в России: Кризис или новые возможности? Материалы международной конференции гуманистов. Сост. и общая ред. В.А. Кувакин, П. Хеар, А.В. Разин. – М.: РГО, 1998.
Наука и гуманизм – планетарные ценности третьего тысячелетия. Тезисы международной научной конференции. Сост. и ред. В.А. Кувакин. – М.: РГО, 2000.
Никитин В.Н., Обухов В.Л. Религиоведение: Вероучения религии мира. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Химиздат, 2001.
Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1986.
Перуанский С.С. Манифест гуманистической партии. – М.: РГО, 2001.
Поругание разума: Экспансия иррационализма в культуру. Тезисы к международному симпозиуму «Наука, антинаука и паранормальные верования». Сост. и ред. В.А. Кувакин . – М.: РГО, 2001.
Разин А. В. От моральных абсолютов к конкретной действительности. – М.: МГУ, 1996.
Разин А.В. Этика: История и теория. – М.: , 2002.
Родоман Б. Наука как нравственно-психологический феномен // Здравый смысл, 1997, №№ 11, 12.
Сикорский Б.Ф. Перспективы человека в свете гуманистических идей западной философии ХХ в. Учебн. пособие. – Курск, 1995.
Современный гуманизм: Документы и исследования. Общая редакция: А.Г. Круглов, В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2000.
Суздалева Е.А. Человеческий критерий в гуманистической культуре будущего. – Тула, 1998.
Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. – М., 1989.

В.А. Кувакин, 2006