Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Лето 2011 года: события и дела

Всемирный день гуманизма:  «Век XXI. Гуманизм в России и мире»

С 18 по 20 июня 2011 г. в Доме гуманизма (летняя резиденция  Фонда «Центр исследований ”Человечность”») проходила конференции РГО, посвященной Всемирному дню гуманизма.

Оргкомитет: председатель оргкомитета, д.ф.н., профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова В. А. Кувакин, члены оргкомитета: д.ф.н., проф. Костромского государственного технологического университета С. В. Ковалева,  д.ф.-м.н., зав. лабораторией ИЗМИРАН, вице-президент РГО Г. В. Гивишвили, к.ф.н., ст. преподаватель МГУ Ю. Б. Сенчихина, к.ф.н., доцент Воронежского государственного технического университета О. В. Пастушкова (зам. председателя).

Участникам была предложена следующая программа:


 17 июня (пятница)

9.00-18.00 Заезд участников
19.00 Круглый стол: обсуждение символики, гимна и других атрибутов РГО

18 июня (суббота)

10.00 – 11.00 Открытие Дней гуманизма в России.
           Вступительное слово В.А.Кувакина
Слово гостям: выступают А.Ф. Маруков, С.С. Лыков, Г.Е. Шаронова и другие
           Сажаем ромашки – символ российских гуманистов.
11.00 – 12.00  Прием участников – фуршет.
12.00 – 14.30 Пленарное заседание:
•    А. Ф. Маруков, д.ю.н., проф., директор КИ (ф) МГОУ «Морально-правовое образование студентов»
•    В. А. Кувакин, д.ф.н., проф. МГУ «Отражение ценностей гуманизма в Конституции РФ»
•    А. Ф. Доньшин, дизайнер, чл.-корр. Петровской академии наук и искусств «Беречь красоту и высокое в человеке»
15.00 – 16.00 Встреча-знакомство участников конференции, обмен опытом и гуманистическими новостями.
16.00 – 18.00 Круглый стол на тему: «Нравственные основания гуманизма и способы его презентации в учебном процессе»  (ведущий д.ф.н., С. В. Ковалева)
19.00 – 20.00 Презентация книги д.м.н. В. А. Ляшенко «Главное счастье»
Презентация книги В. А. Кувакина «Личность и Просвещение»
20.00 – 22.30 Социализация: встречи по интересам, беседы, консультации, просмотр фильма

19 июня (воскресенье)

9.00 – 10.00 Завтрак
11.00 – 13.00 Пленарное заседание:
•    В. Н. Финогентов, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии Орловского государственного аграрного  университета «О необходимости совершенствования мировоззренческой составляющей высшего образования»
•    О. В. Пастушкова, к.ф.н., доцент Воронежского государственного технического университета «Гуманизм и свобода»
•    О. А. Погодина, ст. преподаватель МГОСГИ «Философия гуманизма Пола Куртца»
15.00 – 16.30 Мастер-класс по русской традиционной кукле (О. В. Пастушкова)
16.30 – 17.00 Перерыв: чай, кофе
17.30 – 18.30 Круглый стол «Обсуждаем текущие проблемы РГО» (ведущий В. А.  Кувакин)
19.30 Совместный просмотр и обсуждение художественного фильма «21 грамм»

20 июня (понедельник)

Отъезд участников

Праздничная конференция проходила в Доме гуманизма по адресу: Коломенский район, Московская область, д. Субботово, ул. Заречная, д. 55. Проживание в Доме гуманизма было бесплатное, сборы на питание осуществлялись по договоренности между участниками с дотацией РГО.

При открытии Всемирного дня гуманизма президент РГО, профессор В. А. Кувакин сказал: Всемирный день гуманизма – один из самых молодых международных праздников. Его начали отмечать в 80-е гг. ХХ века различные гуманистические организации как религиозного, так и светского направления. В начале 90-х гг. МГЭС вместе с некоторыми национальными гуманистическими организациями подготовили резолюцию о праздновании этого дня, официально назвав его Всемирным днем гуманизма и определив время его празднования в день летнего солнцестояния или около него.

Форма, к которой гуманисты отмечают этот праздник, не имеет никакого строгого регламента, он отмечается в виде собраний, праздничных обедов или пикников. Его общей целью является общение людей и возможность поразмышлять о том, что такое гуманизм. В ряде случаев этот праздник отмечается общественными церемониями, танцами, песнями. День гуманизма связывают с понятием света, поскольку это день максимальной долготы. Символ света подчеркивает его способность рассеивать тьму, невежество. «Ученье – свет, не ученье – тьма», говорят не только в России. Кроме того свет связан и с духом просвещения, в центре которого  идея света разума.

Всемирный День гуманизма еще не стал праздником во всех странах. Но он уже широко отмечается в Европе, Австралии, Индии, Америке и других странах, где есть организации связанные с МГЭС.

Как знают члены Российского гуманистического общества, наша организация является ассоциированным членом МГЭС и Европейской гуманистической федерации, поэтому вполне естественно среди членов РГО, на форуме РГО и в рассылке в сети  Гугл идея праздника вызвала интерес, она обсуждалась, и было принять решение отметить этот день. Сегодня его, так же как и мы, в первый раз отмечают и некоторые региональные отделения нашего общества – вятские гуманисты, гуманисты в Астрахани, Ижевске и других городах России.

Для российских гуманистов этот праздник может получить дополнительное звучание в связи с тем, что для россиян 22 июня – это трагический день в их истории, день вторжения немецко-фашистских войск на территорию СССР. Мы, российские гуманисты, помним этот день и скорбим о памяти миллионов наших соотечественников, павших в борьбе с  фашизмом. Но наша память не может быть темной и беспросветной. Наша печаль должна быть светлой, наша память должна быть светлой. Ее нужен свет надежды, потому что мы победили фашизм и доказали величие отечественной культуры, сохранили честь лучших военных традиций, отстояли честь и славу Отечества. Вот почему в день летнего солнцестояния мы можем совместить гуманизм и человечность с памятью о павших в Великой отечественной войне, мы можем и я думаю должны сделать нашу память не только живой, но и светлой, наполненной верой в то, что Россия не только есть, но и будет, что она сохранит себя как великая цивилизация, в которой традиции гуманности и человеколюбия будут и дальше развиваться и обогащаться.

В целом День гуманизма прошел празднично и продуктивно. На заседаниях конференции, посвященной этому дню, было заслушан ряд докладов, некоторые из которых ЗС предлагает своим читателям.

Юлия Сенчихина

Всемирный день гуманизма в РГО

*      *      *

Беречь красоту и высокое в человеке

Анатолий Доньшин

Мировая история человечества на планете Земля отмечена множеством путей к свободе, истине, добру и красоте. Однако далеко не все из них вели к цели и пониманию целостности интеллектуальных, психологических и физических возможностей человека, к пониманию необъятности естественных богатств человека.

Сегодня на рубеже ХХI века мы видим, какими мощными новациями заявляет о себе новое тысячелетие и какими древними заблуждениями и слабостями всё ещё обременён род людской. Россия – не исключение, а скорее особенно яркий пример этого глубоко противоречивого и драматического пути людей во времени и пространстве.  В российское общественное сознание направлен поток идей, верований, суеверий и предрассудков в массе своей чрезвычайно далеких от творческих устремлений духа и потребностей тела человека в чистоте и здоровье.

Эти потребности в истине, благе, справедливости, здоровье, чистоте тела и окружающей среды получают в средствах массовой информации крайне превратное, просто уродливое отображение в виде мутных потоков экономической, торговой и политической рекламы, низкопробных шоу и всё более далёких от жизни подделок под неё. И это, к чести населения, ведёт к нарастающему отказу от потребления этих дурно пахнущих «информационных продуктов». Всё больше родителей осознают опасности средств массовой дезинформации для своих детей. Для них всё более очевидно их уродующее влияние на умы и совесть человека, на восприятие действительности. В учебных учреждениях всё большее признание получают интернет-фильтры, обучающие и научно-образовательные программы.

Информационный хаос вместе с «потёмкинщеной» является отражением ненормального положения в экономике, обществе и культуре. В России формируют какого-то неведомого экономического монстра, топ-менеджерами которого являются финансовые олигархи, хозяева сырьевого комплекса, верхушка коррумпированного чиновничества, руководители госкорпораций. Большая часть этой «элиты», как можно предположить, является полугражданами, поскольку одной ногой они уже там, вне России вместе со своими, точнее наворованными, капиталами и недвижимостью.

Для всех уже очевидно, что хозяйственные отрасли России давно разбалансированы, утратили выгоды синхронного взаимодействия, некоторые из них, скажем, машиностроение, влачат жалкое существование, некоторые, как, например, отечественный автопром, уже дожевывают монстры транснациональных корпораций. Утрата социальной органики коснулась и социальной сферы: достаточно указать на рост числа олигархов и социально незащищённых людей, особенно молодёжи и пенсионеров. Нарастает какофония и в области культуры. Так называемая болонская образовательная система с её ЕГЭ, механическими тестами и конвейерным производством полуспециалистов в виде бакалавров, так же как и попытки приватизировать, т.е. разграбить материально-технический базис российской науки – всё это симптомы увеличивающегося дисбаланса и народного хозяйства, и общества в целом.

В рекламной шумихе о нанотехнологиях, инновациях и модернизации России всё более отчуждённым от общества становится индивид. Он чувствует себя потерянным, оставленным один на один с хламом рекламы в почтовом ящике, с непонятными платежными документами и мистическими тарифами на жилищно-коммунальные услуги. Он, возможно, слышал и видел по телевизору, как бойко побеждают рыночный хаос и чиновничий произвол старушки с помощью юристов и журналистов. Но он либо знает, либо чувствует, что любая его попытка отстоять свои права и достоинство чреваты изматывающим хождением по инстанциям, чудовищными ценами на юридическую помощь в суде, на потерю здоровья, либо, наконец, превращением в маньяка с горящими глазами и томами отписок от высоких и низких инстанций. Одна только мысль, что это может произойти с тобой, убивает не только личную, но и гражданскую инициативу. 

За прошедшее двадцатилетие нормальные рыночные отношения так, по существу, и не родились, и не показали своих возможностей. Увял и принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Многопартийная система, хотя и возникла, но фактически не состоялась как фактор политической поддержки позитивного потенциала общества и человека, поддержания политической конкуренции и легальной оппозиции. Особенно аморальной является политика превращения бюджетников в заложников государства, которое, с помощью нефтедолларов, обеспечивая человеку минимальные условия выживания, заставляет его жить, по сути, на подачку. При этом оно требует от него лояльности и послушности, пробуждает в человеке глубоко въевшиеся в сознание многовековые инстинкты страха перед властью и глубоко скрытой ненависти к своим «благодетелям». На таком фундаменте мы никогда не построим общество гражданского согласия и мира, общество свободы, демократии и социальной справедливости.

Трудным в этих условиях оказывается положение общественных организаций, деятельность которых направлена на подъем человеческого достоинства, сознательности и гражданской инициативы. Они практически вытеснены из информационного поля общества, власть пытается их «огосударствить», сделать не реальными, а декоративными, а население, сбитое с толку «битвами экстрасенсов» и «улицами с разбитыми фонарями», относится к гражданским некоммерческим организациям с большой осторожностью, видя в них очередную мошенническую схему или психически нездоровых людей.

Такая ситуация обязывает гуманистов и здравомыслящих людей не сдаваться, а продолжать поиски путей к человеческому разуму и совести. Ведь на их стороне всё те положительные дары человека, которыми он владеет от рождения. Этот антропологический базис требует от современных гуманистов учитывать ресурс гуманности, рациональное начало человека и его единство с природой, которые как позитивные способности человека заложены в нас от рождения и, к счастью, не зависят от политического режима. Этот суверенный антропологический позитив рода человеческого является надеждой гуманистической работы, источником оптимизма и вдохновения. 

Гуманисты как сознательные и ответственные граждане обращаются к врождённой тяге человека к человечности, чтобы помочь ему быть сильнее и крепче духом, разумом и телом. Они обращаются к  высокому в человеке, хорошо понимая, что изначально человек – это не заготовка для бездушных политических и социальных «технологий», а чудо Вселенной, единство телесной организации, разума, совести и устремленности к прекрасному. На стороне гуманистов – всё то лучшее, что позволяет человеку называть себя человеком.

В России человек мало кому интересен. Те, кому в России реально принадлежит власть, хотят от него немного: чтобы он голосовал, на кого укажут, чтобы покупал то, на что укажет рекламный ролик, и чтобы он исправно платил налоги. Ну, ещё, пожалуй, чтобы он, тупея изо дня в день, не отклеивался от телевизора, был человеком «хлеба и зрелищ».  
Гуманисты – не МЧС. Организованных групп гуманистов мало, быть может слишком мало. Но они делают чрезвычайно важную работу: они будят человеческое в человеке. Они, как умеют, призывают и учат хранить гуманность как культурную традицию и общечеловеческую ценность, они, голосом хотя и не громким, но твердым, говорят людям – «духа не угашайте!».       

Хочу закончить свое выступление вполне конкретным предложением. Коль скоро наука в России еще жива, то сегодня ей стоило бы уделить особое внимание комплексному изучению человека. Это всегда было актуально, но сегодня это особенно важно. Думаю, что интеллектуальных возможностей вузов Коломны достаточно, чтобы вместе с представителями отраслевых хозяйств, медицинскими, экологическими, правоохранительными службами, вместе с местным бизнесом и прессой развернуть широкое обсуждение и исследование проблемы человека как основополагающей действительности. Необходимо инициировать изучение сознания и здоровья человека, его морально-психологическое и эстетическое самочувствие, его ресурсы самоидентификации и социальной консолидации, его волевой потенциала быть гражданином, быть грамотным партнером в отношениях с обществом и природой.

Это важно потому, что мы люди и что мы хотим оставаться ими.


*      *      *

Нравственные основания гуманизма и способы его презентации в учебном процессе

Светлана Ковалева

Когда мы говорим о моральных основаниях гуманизма и способах его включения в учебный процесс, перед нами возникают вопросы:
•    Какова цель нравственного воспитания студентов?
•    Нужно ли считать нравственное воспитание монополией религии?
•    Почему философия как общеобразовательная гуманитарная дисциплина может в ходе своей трансляции опираться на объекты искусства, формируя нравственно-интеллектуальную сферу сознания?
•    Какие методы можно использовать в образовательном процессе для актуализации фундаментальных ценностей и развития разумно-нравственного уровня сознания?

Целью нравственного воспитания студентов является актуализация фундаментальных реальностей, которые присутствуют в сознании каждого человека, особенно в акте самосознания. К такого рода феноменам относятся свобода, совесть, понимание, вера и др. Эти внутренние феномены невозможно сделать предметом изучения естественных или точных наук; мы не можем получить о них универсального, общезначимого знания. Единственное, что о них можно сказать однозначно, это то, что они есть. Своим наличием на глубинном уровне сознания эти феномены потенциально определяют человечность человека. На мой взгляд, замечательно выразился о положительных ценностях бытия человека П. Курц, заявив, что они являются «семенами» человечности. Если не актуализировать феномены своей мыследеятельностью, не удерживать в сознании их понимания в ходе практики жизни, то они так и останутся «семенами», не прорастут и не принесут «плодов». Этим «плодом» является, в конечном счете, личностное ядро человека, которое в целом определяется разумно-нравственным уровнем сознания.

Развитие этого уровня, по сути, и является задачей преподавания философии. Реализация этой задачи может осуществляться прежде всего методами философской рефлексии. Рефлексия соответствует такой форме мышления, которая позволяет не просто осмыслять деятельность, но в ходе осмысления согласовывать различные состояния сознания, в том числе и те, которые характеризуют внутренний мир другого человека, открытого для диалогического общения. Таким образом, рефлексия осуществляется с помощью мышления человека, которое и есть главное проявление разумности. Актуализация этой формы мышления возможна на основе нравственного чувства, особенно чувства сопереживания, соучастия кому-либо или чему-либо. Для того чтобы выявить и развить разумно-нравственный уровень сознания личности, необходимо использовать средства не только философии, но и искусства. Не случайно о сущностном единстве философии и искусства писали многие мыслители: Платон, Плотин, Августин, Аврелий, Вл. Соловьев, П. Флоренский, Г. Шпет, Я. Голосовкер, А. Лосев и др.

Остановлюсь на взглядах Голосовкера. Он считал, что между философией и искусством есть сущностная связь, которая определяется предметом исследования. Таким предметом является смыслообраз. Представители философии стремились выявить и обосновать смыслообраз, в то время как представители искусства в своей творческой деятельности стремились выразить и запечатлеть смыслообраз. Следовательно, процесс достижения смыслообраза может осуществляться как на основе философских текстов, так и на основе текстов искусства. Для того чтобы сформировать понимание смыслообраза, запечатленного в каком-либо предмете искусства, целесообразно рассматривать этот предмет в качестве текста культуры. По мнению академика Брудного, текст культуры – это совокупность знаков, символов, растянутая по стреле времени, обладающая содержанием, в котором заключен смысл или, согласно Голосовкеру, смыслообраз, доступный пониманию. Брудный считает, что понимание – это исходный феномен сознания, который способен актуализироваться в процессе анализа текстов культуры.

При помощи каких методов можно осуществить анализ текстов культуры? На этот вопрос возможно несколько ответов. В целом их условно можно разделить на два типа:
•    методы, ориентированные на знания;
•    методы, ориентированные на понимание.
Основным методом первой группы будет атрибутирование. В чем смысл этого метода?

Разберем пример. Перед нами текст культуры, который представлен стихотворением Джонсона:

eyeleveleye

Смысл этого текста после первого знакомство с ним нам не ясен. Попытаемся проанализировать текст и понять зашифрованное автором послание. В целом текст представлен в форме палиндрома, т.е. читается и справа налево и слева направо. Текст имеет вертикальную ось симметрии, которая проходит через букву V. Через одну букву повторяется всегда звук Е. Хвостики у L и Y относительно вертикальной оси симметрично расположены вверх и вниз. Все эти особенности, выявленные в ходе анализа, характеризуют образ текста в целом. Но от этого смысл его нам не стал ясен. Разобьем этот текст на части, т.е. выделим те слова, из которых состоит весь текст. Для того чтобы понять смысл, эти слова необходимо перевести с английского на русский язык. Переводим: глазуровеньглаз. Выделяем еще одно слово. Глазуровеньканунглаз. В данном случае мы произвели атрибутацию текста, в ходе которой смысл произведения остался таким же непонятным, каким был в начале нашего исследования. С помощью этого метода мы передали своими словами, понятиями то, что высказал автор с помощью своей речи. В результате мы приобрели знания, которыми раньше не владели, но понимание этого текста в процессе усвоения нового знания не состоялось. Крайним выражением атрибутации является зубрежка, с помощью которой студент, не задумываясь, слово в слово повторяет материал, изложенный лектором.

Основным методом второй группы следует считать метод интерпретации. Любое произведение искусства содержит в своем контексте смыслообраз, понимание которого и является нашей задачей. Однако как уже стало ясно из предыдущего анализа, смыслообраз стихотворения на уровне знаков не дан, но задан. Следовательно, речь автора только указывает нам на смысл произведения, но не дает его в готовом виде. Поэтому наша задача повторить творческий путь поэта, только в обратном направлении. Если поэт двигался от видения, понимания смыслообраза к его воплощению, то мы должны двигаться от речи автора, представленной знаками, к пониманию смыслообраза. Для осуществления поставленной задачи необходимо создание схем мыследеятельности, которые строятся на основе разумной или, как говорит Голосовкер, имагинативной логики. В процессе атрибутирования мы выявили понятия, из которых состоит текст, но на уровне знаковой воплощенности между этими понятиями нет никакой логической связи. Каждое понятие выражает какой-то свой предмет, который по своему назначению, смыслу никак не связан с другими понятиями одного текста. Однако автор дал нам знак, что эти понятия создают целостный текст, соединив их друг с другом в единое содержание, образовав палиндром. Это значит, что связь между понятиями мы должны создать самостоятельно, выстраивая схемы мыследеятельности. Эти схемы создаются по принципу не исключенного третьего, когда слова, составляющие текст, не исключают другу друга в силу того, что они противоречивы, но дополняются каким-то третьим понятием или суждением, которые согласовывают два предыдущих в новое смысловое единство. Речь реципиента, как утверждает Шпет, будет строиться по законам автора, т.е. по законам имагинативной, воображаемой и разумной логики, но из ресурсов внутреннего мира человека. Поэтому каждый новый субъект, знакомящийся с этим текстом, будет выявлять ту грань смыслообраза, заложенного автором в контекст произведения, которая значима для отдельного индивида. Этот процесс возможен только в том случае, если произведение искусства будет воспринято не как отвлеченный объект исследования, но эмоционально-нравственно. Для актуализации нравственного чувства необходимо внешнюю чувственность подвести под единство центра нравственного сознания человека, образом или метафорой которого является сердце. Художественный текст усилием воли включается во внутренний мир человека, приближается к центру его бытия. В этом случае мышление изменяют свою логику с рассудочно-разумной на рационально-эмоциональную и аксиологическую (ценностную), которая способна обнаруженные рассудком противоречия согласовывать и подводить под единство феномена понимания, объемлющего содержание смыслоообраза.

*      *      *

Мировоззрение Пола Куртца

(тезисы выступления)

Ольга Погодина

Американский ученый и просветитель Пол Куртц широко признан в мире как выдающийся теоретик и практик светского гуманизма. Его недаром считают «отцом светского гуманизма» в США. Поскольку Всемирный День гуманизма имеет прямое отношение к личности этого американского мыслителя, хотелось бы затронуть  ряд тем, связанных  с деятельностью Куртца как в прошлом, так и в настоящее время.

Пол Куртц – личность во многих отношениях удивительная, исключительно разносторонняя и продуктивная. Его перу принадлежат более 35 книг и сотни статей по проблемам гуманизма, секуляризма, скептицизма, философии науки, этике, истории американской философии. Куртц – основатель сети Центров исследований, поддерживающих исследования и общественную деятельность в сфере защиты разума, критики лженауки и паранормальных верований. До недавнего времени он являлся главным редактором журнала «Free Inquiry», председателем Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах. Он был президентом Международного гуманистического и этического союза и президентом Американского совета по светскому гуманизму. И до сего дня он является президентом Международной академии гуманизма, президентом крупнейшего в мире издательства гуманистической литературы «Прометеус Букс», директором Института науки и человеческих ценностей (Institute for Science and Human Values).

Куртц – большой друг нашей страны. Его симпатии были заложены еще в годы Второй мировой войны, участником которой он был. Эти чувства дружбы укреплялись в ходе развития им  международных научных и учебных программ между американскими и российскими вузами. Он неоднократно посещал СССР и Россию, участвуя в различных международных конференциях. В качестве президента Международной академии гуманизма он вручал академические дипломы А. Д. Сахарову(1988) и В. Л. Гинзбургу (2004).
Круг научных интересов Пола Куртца исключительно обширен: методология познания и стили мышления, этика, теория реальности, философская антропология, культурология, философия религии, паранормальные верования и парапрактика. Куртц один их первых поднял проблему, которая обсуждается  и в наши дни – вопрос   о необходимости разработки общего определения гуманизма.

Около 30 лет тому назад он предложил тридцати широко известным гуманистам дать свои определения гуманизма. В результате было получено большое количество различных определений.  Оказалось, что дать более или менее четкое, пусть даже самое общее определение гуманизма, с которым согласились бы все называющие себя гуманистами, непросто.

Собственный вариант определения светского гуманизма Куртц представляет  как: 1) метод исследования; 2) мировоззрение и 3) систему ценностей. В одной из своих статей, опубликованной в 1998 г., он вновь возвращается к этому вопросу.

Куртц сделал попытку разобраться в том, что же в действительности представляет собой гуманизм:
- определенную философскую школу (подобную эмпиризму, рационализму, прагматизму, логическому позитивизму или аналитической философии)?
- метафизическое учение (такое как платонизм, школа Аристотеля, идеализм, материализм)?
- либо он предлагает свою особую этику (вроде утилитаризма или неокантианства)?
В итоге он приходит к выводу о том, что термин «гуманизм» имеет два аспекта - описательный (descriptive) и предписывающий (prescriptive). Он описателен в том смысле, что помогает отнести некоторых мыслителей и/или некоторые школы к разряду гуманистических, но также обладает и нормативным характером, поскольку способен предопределить некое новое применение принципа.

Однако особое внимание он  уделяет проблемам  воплощения  идей гуманизма в практической жизни. В данном случае гуманизм представляется им как альтернатива теистическим религиям и их практикам.

Отбрасывая веру в Бога как чистое безумство,  что мы можем предложить взамен? – спрашивает Куртц.

В этой связи он предлагает ввести новое понятие, находящееся между религией, с одной стороны, и философией и наукой – с другой. Это понятие «евпраксофия» (eupraxsofia; от лат. eu – блаженство, praxis – практика и sofia – мудрость). Куртц полагает, что, «пока гуманизм не перерастет в евпраксофию, ему не удастся покорить человеческие сердца, что он обязан это совершить, если хочет завоевать признание». Пока гуманизм не станет реальной альтернативой религиозным культам, он, «похоже, рискует остаться одним из интересных интеллектуальных движений, занимающих ограниченное число ученых философов, но имеющих мало отношения к живой жизни».

Таким образом, современный светский гуманизм заявляет о себе как об идейном движении, в котором теория и практика должны быть неразрывно связаны и органически дополнять друг друга.

Гуманизм, считает Куртц, может быть широким или узким. Узкий сводится к критике религии и паранормальных верований, к защите политического секуляризма. Широкий гуманизм предлагает представления о том, как мы можем достойно жить, не будучи религиозными. Куртц подчеркивает важность широкого понимания гуманизма. Гуманизм является положительной концепцией о том, как мы, люди, можем сделать лучше нашу жизнь, наше общество, наш мир, наше будущее. Гуманизм говорит об устремленность к достойной жизни индивида и общества.

Наряду с этим гуманизм имеет и другие аспекты:

- критический, связанный с традициями свободомыслия, атеизма, критикой паранормальных верований, псевдонаучных и других ложных или бессмысленных с точки зрения разума явлений;
- позитивный, содержащий философию жизни, включающую аксиологию как систему ценностей;
- он очерчивает политические и социальные контуры лучшего и более справедливого мира, в котором жизнь людей расцветет как счастливая жизнь.

Куртц – убеждённый атеист. Но он против использования этого термина в качестве определяющей характеристики его философии. Он стремится к гораздо большему, чем просто критика; он хочет создать лучший мир. Он пишет: «Пафос гуманизма не в том, чтобы что-то отрицать и говорить только о том, во что мы не верим. Он в том, что мы делаем. Нам не следует делать атеизм или антимистицизм основанием наших убеждений. Мы должны опираться на гуманизм. Я хочу черпать мое вдохновение не из религии или “духовности”, но из науки, этики, философии и искусства. Я называю это евпраксофией.  Это и есть практика, основанная на человеческой мудрости, в противоположность практике религиозного сознания. Убеждения гуманиста основаны на велениях ума и сердца, познаниях и эмоциях. Основы наших убеждений рационально-эмоциональные».

Мировоззренческая палитра, в понимании Куртца, включает в себя:
- светскую альтернативу религии,
- светскую философию,
- и вдохновляющую философию жизни.

Общей методологической основой гуманизма является, прежде всего, метод критического исследования. С его помощью гуманизм критикует любого рода ошибки и заблуждения, в том числе и собственные. Вместе с тем критическое исследование должно применяться и в целях обретения наиболее надежного знания, наилучших моральных ориентиров и убеждений.

Куртц часто использует слово «новый» (Неогуманизм, Новое Просвещение, Новый скептицизм). Это связано с его проектом адаптации гуманизма к современному обновляющемуся миру. Современный мир изменяется быстрыми темпами, а, следовательно, философия, как и наука, должна быть динамичной и стремящейся к совершенствованию. Куртц призывает к Новому Просвещению как части общей культурной реформации, необходимой для наилучшего использования новейших достижений науки, технологий и культуры для возвышения и счастья человека и человечества. Куртц собирает воедино и использует наилучшие достижения человечества – науку, права человека и философские принципы разума, свободы, индивидуальности, демократии и толерантности – и таким образом он создал наилучшее из наилучшего.

За свою долгую карьеру Куртц предложил много новых терминов. Это, например:
- медиократия, т.е., с  одной стороны, власть банальности и пошлости в средствах массовой информации, с другой – транснациональных корпораций, соединяющих в себе финансовую, промышленную, политическую и медийную (информационную) власть;
- евпраксофия  (означает деятельное добро, совмещенное с мудростью);
- «игтеизм» (термин связан с необоснованностью концепции Бога теологами и  философами);
- новый  скептицизм, как процесс, часть научного исследования;
- кодукция (как противопоставление индукции и дедукции, когда совмещаются, суммируются, сводятся воедино идеи многих наук).

Последними из введенных им терминов являются «неогуманизм» и «мультисекуляризм».
Куртц подготовил несколько гуманистических манифестов, и все они были одобрены многими выдающимися учеными, философами и писателями. В этих манифестах он объясняет, что такое гуманизм и как он связан с современными глобальными проблемами.  В 2010 г. Куртц предложил мировому гуманистическому движению новый документ «Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей – личных, социальных и планетарных»

В нём он пишет: «В быстро меняющемся мире необходимы новые идеи и подходы, чтобы обеспечить прогресс человечества. Мы ввели термин “неогуманизм”, означающий новый смелый подход к решению общих проблем. В соответствии с этим подходом, утверждение светских принципов и ценностей неогуманизма предлагается нами как конструктивный вклад в планетарное сообщество».

В эссе «Неогуманизм» Куртц так характеризует эту новую концепцию: «Неогуманизм отвергает теизм и поддерживает светское мировоззрение. Оно включает в себя этические ценности атеизма, агностицизма и гуманизма. Это – достаточно большое пространство, которое охватывает как нерелигиозных гуманистов, так и религиозных людей, так как признает человеческие идеалы и ценности. Неогуманисты не верят в Бога, но они стремятся делать добро».

Куртц полагает, что секуляризм, гуманизм, натурализм, скептицизм, прагматизм, рационализм, атеизм могут образовать внутренне согласованный комплекс идей. К сожалению, для многих людей гуманизм не очевиден: большинство во все времена отдается соблазну трансцендентного, верит в сверхъестественные силы, несмотря на отсутствие каких-либо свидетельств их реального существования. Склонностям человека верить, не опираясь на доказательства, посвящено исследование Куртца «Искушение потусторонним». На огромном историческом материале, широко привлекая результаты научных исследований, он  показывает, что у нас определённо имеется врожденная склонность быть обманутыми. Ещё Эразм Роттердамский в своей «Похвале глупости» писал: «Ум человека сформирован так, что он гораздо более восприимчив ко лжи, чем к правде».

В прошлом году вышла книга Куртца «Мультисекуляризм». Эта книга –  собрание эссе философа,  книга о гуманизме. В названии этой книги он не использует слово «гуманизм». Это связано с тем, что, во-первых, понятие «гуманизм» имеет много толкований, и, во-вторых, это слово может отпугнуть потенциальных друзей среди либеральных верующих, которые фактически разделяют основные положения гуманизма.
Задача Куртца – донести гуманистические идеи до максимально широкой аудитории. Представляется, что выбор Куртца в пользу термина «мультисекуляризм» вместо «гуманизм» является достаточно прагматичным. В мире, где происходят мощные столкновения мировоззрений и идеологий, трудно найти общую почву. Секуляризм, адаптированный к культурному многообразию, т.е. мультисекуляризм, может стать более жизнеспособной стратегией, чем просто атеистический гуманизм.

Общей методологической основой гуманизма является, прежде всего, метод критического исследования. С его помощью гуманизм критикует любого рода ошибки и заблуждения. Вместе с тем критическое исследование должно применяться и в целях обретения наиболее надежного знания, наилучших моральных ориентиров и убеждений. Согласно Куртцу, «лучшей гарантией морали является культивирование среди людей заботы о других людях». Гуманисты имеют тенденцию заботиться о людях не в их прошлом и будущем, но прежде всего в настоящем, здесь и теперь.

Гуманизм – не просто интеллектуальная позиция; гуманизм гуманен. Он о том, что надо быть существом дружелюбным, доброжелательным, жить достойной жизнью. «Я говорю, что я гуманист, подразумевая, что мы должны стремиться, насколько это в наших силах, делать добро, пытаться помочь, где мы можем, содействовать другим людям, где это возможно. Я имею в виду, что мы должны всегда занимать позитивную позицию, стараться улучшить ситуацию и смотреть на мир с чувством светлой надежды».

В то же время, Куртц делает важное замечание относительно масштаба личной нравственности. О считает, что люди должны быть внимательны и заботливы и к другим живым существам биосферы. Здесь Куртц, как представляется, отходит от антропоцентризма гуманизма в сторону сентиентизма (sentientism – неологизм, приблизительно означающий сострадательность и заботу по отношению ко всему живому – ред.). Таким образом, Куртц  включает в гуманизм мировоззрение и этику ценности, выходящие за рамки непосредственно человеческого существования. Представляется, что Пол Куртц постоянно стремится расширить моральное пространство гуманизма и указывает на новое направление.

Еще одной модификацией гуманистического учения, считает Куртц, является его адаптация к экологическим проблемам. Гуманизм может трансформировать себя в экогуманизм, и это следует сделать, чтобы лучше понимать, насколько уязвимыми мы становимся, когда наше давление на планетарную среду обитания превышает её биофизические возможности.

Таким образом, гуманизм может быть адаптирован к экологическим реальностям и от антропоцентризма идти в направлении сентиентизма или даже биоцентризма.
В своей книге Куртц отмечает опасности, связанные с религиозной этикой. Отвечая на вопрос «Что такое добро и что такое зло?», Куртц обращается к  западной философской традиции. Он находит много теорий и неплохих учений, которые считает полезными. Куртц говорит, что мы должны наилучшим образом использовать лучшее из них. Моральный критерий, который Куртц использует для проверки этических теорий, достаточно прост: помогает ли она сделать мир и самого меня лучше?

Введенный Куртцем термин «мультисекуляризм» имеет два аспекта:
- политический аспект (принцип отделения церкви от государства)
- моральный аспект (освобождение этики от религии).
Куртц рассматривает обе эти стороны: политической секуляризм и моральный секуляризм. «Секуляризм, – подчеркивает Куртц, – необходимо адаптировать к разнообразным культурным условиям, если вы хотите превратить его в реальный фактор общественной жизни. […] Мультисекуляризм, как представляется, является наилучшим способом достижения этой цели».

*   *   *

 

Всемирный день гуманизма в РГО

 

Всемирный день гуманизма – слова приветствия

Дорогие друзья-гуманисты!

Позвольте от всего сердца поздравить вас с нашим общим праздником, пожелать бодрости духа, оптимизма и веры в то, что и в жизни каждого из нас, и в жизни нашей многострадальной Родины все изменится к лучшему!
Мысленно мы с вами!

Игорь Востриков, к.ф.н., доцент философского факультета
Астраханского государственного университета,
председатель Астраханского отд. РГО и все Астраханское отделение РГО.

*   *   *

Глубокоуважаемые и дорогие гуманисты!

Рады приветствовать вас в замечательные Дни гуманизма, проводимые Российским гуманистическим обществом в своём Доме!
Прекрасны идеи, объединяющие гуманистов! И соответственно прекрасны люди, приверженные гуманистическим идеям!
Желаем всем участникам конференции РГО, посвященной Всемирному дню гуманизма, интересных и успешных выступлений, приятных и полезных «сопутствующих» мероприятий и радостного созерцания цветущих ромашек!
Ирина Михайловна Реброва, член РГО, к.т.н., Всероссийский
научно-исследовательский институт научно-технической информации,
Ольга Юрьевна Реброва, д. мед. наук, зам. председателя
Российского общества доказательной медицины

*   *   *

Разрешите поздравить всех, кто разделяет идеи гуманизма и здравомыслия, с Конференцией,  проводимой в Нашем Доме – в Доме Гуманизма. Желаю, чтобы идеи Конференции и вообще идеи гуманизма стали основой нашего общества.
Плодотворной работы!
С уважением,
Вячеслав Зенин, г. Протвино, Московской обл.,
Институт Физики Высоких Энергий.

*   *   *

Дорогие друзья, гуманисты России!

Близится очередной День гуманиста. Впервые он будет проходить в доме гуманизма. Это замечательно, что мы медленно, но движемся вперёд, становимся богаче во всех измерениях. Считаю, что тема лекции, выбранная Анатолием Фёдоровичем Доньшиным наиболее злободневна. На самом деле! Как порою в людях мало высокого, как они погрязли в мелочах быта, в погоне за материальными излишествами. Но! Гуманисты тем и отличаются от обывателей, что в них всегда присутствует нечто высокое, потому они и были всегда, во все времена, даже, я уверен, в те, про которые мы и не слыхивали! Они были тогда, когда не было ни религий, ни партий, ни идеологий! Был пытливый разум и желание выжить, сохранив любовь и человеческое достоинство. Думаю, что это были не одиночки-герои, но сплочённые и умнейшие люди, которые имели и силу, чтобы защитить себя. Ну, конечно, мы знаем лишь про самых-самых, о них лишь история оставила нам память, ибо не было ещё надёжных носителей памяти, как сегодня. Но мы должны помнить о них потому, что ясно, как день – живём мы сегодня благодаря ним, нёсшим высокое!
Желаю всем успехов и счастья на этом пути!
В. С. Богоявленский

*   *   *

Примите поздравления по случаю Всемирного Дня гуманизма, ежегодно отмечаемого в день летнего солнцестояния!

Для Европейской гуманистической федерации это был хороший год. Наряду с другими успехами, мы:
•    Почти на четверть увеличили число членов нашей федерации. Вместе с новыми членами, прием которых в ЕГФ было одобрен её Генеральной ассамблеей, их общее число достигло пятидесяти.
•    Впервые за годы существования ЕГФ у нас состоялась встреча с правительствами Бельгии и Венгрии, странами, председательствующими на момент встречи в Совете Европы.
•    Мы добились полного признания в Совете Европы. Это было отражено в отчете и резолюции Совета Европы, призывающих к «межкультурному диалогу», что юридически уравнивает гуманистов Европы в правах и свободах с европейскими религиозными организациями.

У нас были и поражения – в частности, проигрыш в Европейском суде по правам человека, который не признал законным the Lautsi case (иск Лаутси, гражданка Италии – примеч. ред.) о недопустимости вывешивать крест как религиозную символику в школьных помещениях. Но Всемирный день гуманизма позволяет нам напомнить себе о том, что согласно социологическим опросам число гуманистов в Европе составляет от трети до половины ее взрослого населения, хотя люди могут никогда и не слышать о гуманистах или секуляризме как общественном движении. Нам необходимо сотрудничество с ними, чтобы усиливать наш голос и продолжать твердо стоять на защите их взглядов и интересов.
Я желаю Вам хорошего гуманистического года!
До следующего Всемирного дня гуманизма!

Дэвид Поллак,
Президент Европейской гуманистической федерации
21 июня 2011 г.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.humanistfederation.eu

 


 

На фотографиях:

Сажаем ромашки, символ РГО
РГО под флагами ЮНЕСКО и РФ
Научная часть Всемирного дня гуманизма
Россия – родина РГО. Дед и внуки.