Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

О неразумном человеке

Валерий Кувакин

Человек разумный несет в себе «человека неразумного». Это каким-то образом оправдано с эволюционной точки зрения. И во всяком случае Хомо сапиенс в состоянии осмыслить этого своего неразумного двойника, устанавливая тем самым контроль над ним. Вместе с тем, если познакомиться с широким набором одних только психологических генераторов наших заблуждений, то может показаться, что человек – это машина по производству ошибок, иллюзий, ложных суждений и оценок. Причем эти заблуждения могут иметь полярный характер: недооценка – переоценка, преувеличение – преуменьшение и т.д.

Но наряду с этим существуют и другие истоки наших bias, т.е. предубеждений, предрассудков, односторонностей. В частности, это антропоморфизация, когда мы приписываем другим сущностям или природным явлениям человеческие качества или свойства; это и особого рода антропоцентрическая экстраполяция, т.е. перенос своих убеждений, качеств и привычек на других людей.

Если мы обратимся к английской Википедии (https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cognitive_biases имеется и ее аналог на русском языке https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_когнитивных_искажений), то  будем поражены обилием человеческих предубеждений, способностью людей совершать разного рода ошибки. Человеческий фаллибилизм отчасти можно объяснить открытостью и изменчивостью окружающего нас мира и нас самих, творческим характером процессов, происходящих вне и внутри человеческого существа. Он – своего рода шлейф динамики бытия человека или издержки его мышления и практики.

Современная психология, антропология, социология, когнитивные и другие науки о человеке фиксируют три общих типа заблуждений: заблуждения, связанные с процессом принятия решений, нашими верованиями и поведением. Таковых насчитывается более ста. Другую большую группу заблуждений принято называть социальными заблуждениями (их около трёх десятков). В основном они являются ошибками атрибутирования (приписывания) черт или качеств, которыми в действительности объекты или процессы не обладают. Немалое число заблуждений проистекает от ошибок памяти и его сбоев (около пятидесяти).

Не случайно, что такому обилию заблуждений соответствует широкий спектр их причин. Статья в английской Википедии (List of cognitive biases) называет пятнадцать «теоретических» причин человеческих заблуждений. В ней же говорится о способах «дезаблуждения» (debiasing), т.е. освобождении или ослаблении наших зависимостей от предубеждений и ошибочных установок сознания. «Debiasing – это снижение уровня перекосов в суждениях и принятии решений посредством стимулов, толчков (nudges) и обучения». Снижение уровня когнитивных предубеждений и их ослабление являются формами debiasing конкретного когнитивного предубеждения и его последствий.

Сказанное относится к типичным ошибкам в суждениях и принятии решений. На самом деле мы, особенно на уровне повседневности, совершаем огромное число «атомарных» ошибок, оплошностей и т.д. К счастью, подавляющее их число не имеет существенного значения. Пытаясь «оправдать» способность человека ошибаться («конь о четырёх ногах, да ошибается», «не ошибается тот, кто ничего не делает», «человеку свойственно ошибаться»), я указал бы на то обстоятельство, что в общем плане наши ошибки – это своего рода пробы, прощупывание действительности, которой при этом человек не находит. Он обнаруживают ее отсутствие. Ошибки создают или очерчивают область отсутствия, ничто. Это, безусловно, позитивная сторона заблуждений. Осознание ошибки предостерегает нас от восприятия ее как области бытия, существования. Добавлю в заключение, что быть человеком в реальном мире нам помогает и вероятностная природа мышления, и спонтанность поступков, и свобода, и творчество как единство  замысла и риска, надежды и порыва...

Подробнее см. Кувакин В.А. Не дай себя обмануть. М. 2015. С. 34 – 59, 184 – 204. Или здесь http://www.humanism.ru/education/cours/thinking.html Темы 3, 12, 13.