Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

V. Стиль гуманистического мышления

V. СТИЛЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Стиль, тем более стиль мышления, нелегко представить в виде чего-то конкретного, однозначно и наглядно фиксируемого. Легко видеть его проявления, признаки, но не сам стиль. В полной мере это относится и к стилю гуманистического мышления. В общем стилем мышления я бы назвал совокупность установок, методов, принципов мышления, реализуемых как в рамках самого мыслительного процесса, т.е. в сознании, так и внешним образом, вербально или в каком либо материальном действии, поступке, поведении и образе жизни. В основе стиля мышления лежит какая-то определенная, как теперь говорят, парадигма или комбинация мышления, его методология, учение о познании и окрашиваемая ими картина мира и самого человека. Но в отличии от парадигмы мышления его стиль — это фактическая, непосредственная практика мышления, его действие на основе этой парадигмы. Поскольку гуманизм опирается прежде всего на человечность, а она имеет тенденцию проявляться, по сути, во всех позитивных, т.е. жизнеподдержи- вающих, жизнеутверждающих, жизнесохраняющих актах, то и стиль гуманистического мышления тяготеет к интеграции в себе различных моделей, программ или парадигм мышления: научного, морального, художественного, рационального, прагматического, скептического, релятивистского и вероятностного (пробабилистического), объективистского, субъективистского (в смысле антропоцентричного) и даже абсолютистского, точнее метафизического мышления. Ему отнюдь не чужды установки здравого смысла и обыденного сознания, адогматизм. Он де-факто признает реальность непостигаемого, абсурда, иррационального, специфическую логику творчества и многое другое, делающее стиль гуманистического мышления открытым, свободным, плюралистичным и подвижным, поскольку и сам он, и предстоящие ему реальности также разнообразны, разнокачественны и динамичны.

На некоторых гранях гуманистического мышления я остановлюсь подробнее.

1. Позитивность и аффирмативность

Позитивность (буквально — положительность) и аффирмативность (буквально — утвердительность) мышления — это проявление позитивности самой нашей человечности, которая олицетворяет бытие человека, его положительную основу, оптимистическое светлое и радостное человеческое «да», основополагающее есть, которое разум и [116] чувство говорят человеку. Но как часто мы встречаем людей, уже готовых сказать нам «нет» в ответ на любое произносимое нами слово или жест, или даже взгляд! Гуманистическое мышление исходит из простой и естественной ситуации бытия, существования человека, который есть живое воплощение «да», утверждение этого «да». Всякое «да», обращенное к бытию, есть утверждение и поддержание как самой личности, так и ее бытия. Человек всегда должен быть готов к тому, чтобы предпочесть слово «да» слову «нет». Чтобы жить, человек должен быть заряжен позитивно, т.е. этим «да», этим интеллектуальным, логическим способом бытия нашей доброжелательности, открытости, готовности помочь и поддержать как другого человека, так и любое бытие, про которое еще в средние века говорили: всякое бытие есть благо. Это инстинктивное предпочтение есть — нет, бытия — небытию, блага — злу и предстает в гуманистическом мышлении как его позитивность и аффирмативность. Мы говорим человеку «да», и наши отдельные Я обретают некое общее со-бытие как основу взаимопонимания, человеческого общения, содействия, сотрудничества, взаимопомощи, сочувствия, эмпатии и сотворчества. Мы говорим человеку «здравствуй» и тем самым признаем его существование, желаем ему здраво и разумно, благополучно и правильно быть и длиться. Этот настрой мышления сродни психологическому правилу гуманизма видеть в человеке прежде всего хорошее, а потом и все остальное. Утвердительная и положительная установка мышления — одно из главных в гуманистическом стиле мышления. На все темное, негативное, антигуманное гуманист смотрит сквозь призму гуманности, позитивности, стремясь осветить и понять их в перспективе оптимизма, конструктивности и приоритетности светлой, а не темной стороны жизни.