Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Участие и труд

 

Участие и труд

В разделе человеческих качеств участие рассматривалось как продолжение, вынесение во вне первичных нравственных данных личности: чуткости, отзывчивости, жалости, сострадания, сочувствия и сопереживания. Однако участие само по себе имеет нейтральный характер и его сочетание с моральностью личности не исчерпывает его ценностных возможности. Глубинной основой участия является скорее всего внутренняя тотальность человека и его частичная интеграция в окружающий мир. Это порождает коммуникативные потребности и возможность их реализации в интеграционных сферах, Строго говоря, любой совершившийся в их отношении мыслительный или практический акт есть уже наше позитивное или негативное участие. Мы участвуем не только в нашей внутриличностной жизни (самоучастие), но и в обществе, в системе «человек — природа», «человек — неизвестность», «человек — ничто», а верующие — и в системе «Бог — человек». Это и порождает то, что мы можем назвать нашей общественной, космической, познавательной, «ничтойной», «таинственной» (в смысле неизвестности) и религиозной деятельностью. Очевидно, что далеко не все формы нашего участия обладают достоинством ценности. Деятельность, порождающая насилие или осквернение природы, многие виды псевдопознания (оккультное, магическое, колдовское и т.п.) носят деструктивный или унижающий человек характер.

Участие как ценность имеет двоякий смысл, во-первых, оно помогает нам реализовать во вне наши нравственные и другие положительные качества, во-вторых, — реализовать наши потребности в коммуникации и общении. В последнем случае участие только тогда имеет характер гуманистической ценности, когда носит позитивный и созидательный характер.

Труд имеет много общего с участием. Если это коллективный труд, то участие является его общим условием, если это труд [208] индивидуальный, то только теоретически можно представить себе, чтобы в нем отсутствовали черты социальности. Обычно результаты любого труда рассчитаны не только на его создателя, но и на других людей, абстрактно говоря потребителей этих результатов. Тем самым труд предлагает взаимное участие, позитивное общение, обмен ценностями и т.д. В отличие от участия он заключает в себе очевидные элементы долга, необходимости и ответственности не только перед собой, но и перед другими. Каким бы легким и радостным ни казался нам труд, в нем всегда есть некая трудность, преодоление. Далеко не всякий труд является ценностью в полном смысле этого слова, однако даже самый тяжелый и даже подневольный труд не может быть превращен в абсолютно античеловечный, поскольку в труде человек реализует некоторые из своих позитивных качеств и потребностей, прежде всего потребность в создании, производстве, рождении чего-то такого, что необходимо ему или другому и что является признаком его жизни или выживания, свидетельством его активного жизнеутверждающего существования.

Труд как ценность — это свободный труд, труд в соответствии с внутренним выбором, способностями и склонностями. Ценностный аспект имеет труд как право и внутренняя обязанность человека. Общество должно стремиться к тому, чтобы всем предоставить право на труд, но декларация принципа обязательности труда как социальной и закрепленной в законах нормы чревата насилием и отрицанием свободы человека.