Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

6. Вредные привычки

 

6. Вредные привычки

По сравнению с теми проявлениями антигуманности, о которых говорилось выше, дурные привычки кажутся мелочью, о которой, может быть, не следовало и упоминать. Но обзор сферы антиценностей должен быть относительно полным, хотя исчерпывающе всесторонним сделать его практически невозможно. К вредным привычкам можно отнести массу погрешностей нашего поведения, стиля мышления, этикета. В основе своей они релятивны и отражают общий уровень культуры общества или его субкультур. Однако все они символизируют ту нижнюю границу, предел нормального, разумного, нравственно, эмоционально, эстетически и социально приемлемого поведения, негласно общепринятого в данном социуме, за которым начинается неприемлемое и нетерпимое, аморальное или незаконное. Например, ковырять в носу или есть руками спагетти — очевидное нарушение правил приличного поведения или этикета. Немалое число людей проявляют явное пренебрежение к своему туалету, игнорируя не только свои собственные стандарты эстетического вкуса, но и правила гигиены и здоровья, скажем, не заботясь должным образом о своих волосах или зубах. Дурных привычек невидимое множество, поэтому нет смысла составлять их реестр. Важно понять их негативные последствия. С точки зрения социальной, вредные привязанности или привычки ухудшают общую атмосферу общения, понижают ее нравственный, познавательный и эстетический уровень, они делают менее эффективной совместную деятельность людей, порождая неприязнь или даже чувства отвращения одного человека или группы людей к субъекту этих привычек. Но, видимо, больший вред они наносят их носителю. Дурная привычка может говорить о многом: о плохом воспитании или самовоспитании, о низкой культуре и самоуважении, о внутренней расхлябанности и плохой самодисциплине, о неразвитости нравственного или эстетического чувства, или о нежелании просто задумываться о своем образе жизни. Люди склонны оправдывать такого рода недостатки ссылкой на то, что они «мелкие» и не наносят человеку какого-либо [300] существенного ущерба, что они в этом смысле «невинные». Возможно, среди сонма вредных привычек существуют и невинные. Но подавляющая их часть едва ли является таковой. В некотором отношении — они признаки более серьезных человеческих недостатков.

Говорят, «привычка — вторая натура». Это и так, и не так. «Натурой», чем-то естественным они кажутся потому, что человек сживается с ними, как бы уступает им, следует им непроизвольно, «привычно» и потому они кажутся естественными. Но и дурные, и хорошие привычки не являются «второй натурой», поскольку возникают и формируются в процессе правильного или, наоборот, плохого воспитания и опыта жизни, благоприятной или неблагоприятной социальной экологии и т.д. Привычка — это не проявление натуры, а нечто благоприобретенное и потому практически всегда поддающееся коррекции или просто устранению.

В целом дурная привычка — это некая распущенность, больший или меньший беспорядок в образе жизни, психологии и мышлении человека. Я глубоко убежден, что в подавляющем большинстве случаев внешний беспорядок влияет или отражает беспорядок в душе или сознании человека, снижает адаптивные и продуктивные возможности личности. Жизнь не должна быть механистичной, автоматичной и скучной. Но она должна быть рациональной и максимально осмысленной, особенно в ее внешнем выражении. Быт многих людей беспорядочен не потому, что у них нет достаточно средств, чтобы автоматизировать большинство операций, связанных со стиркой или приготовлением пищи, а потому, что они не желают всерьез продумать эту сторону нашей повседневности и должным образом рационализировать, организовать ее. Но именно быт можно рационализировать и совершенствовать до бесконечности, хотя совершенно ошибочно делать из него культ или превращать квартиру в музей. Как и во многом, здесь нужна мера и здравый смысл.

Правила хорошего тона и этикета необходимо развивать с детства. Они просты, понятны и легко усваиваются детьми, но существенно при этом то, что этикет и хорошие манеры поведения являются исключительно легкой, естественной и эффективной формой, средством нравственного и эстетического воспитания. Этикет — это своего рода преддверие нравственного и эстетического вкуса, интродукция к добру и красоте, к разумному и достойному образу жизни.

Вместе с тем, вредная привычка всегда представляет собой некоторый наличный, наглядно существующий вызов человеку, его разуму, воле, организованности, достоинству и многому другому. Поэтому естественным и правильным следует считать принятие этого вызова и [301] борьбу со своими недостатками. Это расценивается как банальность или нечто смешное чаще всего теми, кто скрывает свое бессилие, точнее, безволие и заведомое поражение перед собственными вполне искореняемыми недостатками. Но именно избавление от той или иной вредной привычки может стать самым оптимальным способом начать общий более глубокий процесс самокоррекции, а по сути, совершенствования, поскольку даже путь в тысячу километров начинается с первого шага. Кроме того, движение от простого к сложному, от легкого к трудному — также неплохой метод самосозидания и возвышения себя в собственных глазах. [301]