Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

5. Частная жизнь

 

5. Частная жизнь

Право на частную жизнь включает в себя большой реестр свобод: конфиденциальность, уединенность, свобода и автономия внутренней сферы совести и убеждений, свобода распоряжаться своим собственным телом и личной собственностью, избирать сексуальную ориентацию. Частные права касаются различных форм сексуального выражения, включая мастурбацию, адюльтер и гомосексуальность. Частная жизнь включает в себя право на воспроизведение себе подобных (репродуктивная свобода), на контроль зачатия, право на прерывание беременности, на искусственное оплодотворение и отцов-доноров.

Пол Куртц в своей книге «Запретный плод. Этика гуманизма»  уделяет свободе частной жизни особое внимание, полагая ее весьма значимой, далеко не во всем ясной и вместе с тем динамичной. На стыке этой и других свобод возникает много ранее неизвестных проблем и зон человеческого существования.

В целом частная жизнь как право каждой личности вытекает из принципа, согласно которому современное демократическое, цивилизованное общество должно признавать свободу человека в отношении его собственной жизни. Тоталитарные и фундаменталистские общества [313] оставляют своим гражданам мало простора для свободы выбора, тогда как демократические стремятся к развитию индивидуальности, инициативы, многообразия в жизни человека.

Вместе с тем факт взаимной интеграции личности и общества предполагает границы их свобод, прав и обязанностей, пределы взаимных ограничений личности и общества. Так сказать, идеалом является здесь установление максимально взаимно поддерживающих и минимально обоюдно запрещающих гармоничных, безопасных взаимоотношений человека и человека, человека и общества в конкретном и динамичном социокультурном и личностном контекстах.

За этой абстрактной формулировкой скрываются вполне определенные вещи. Каждый из нас, в сущности, понимает, что человек не имеет права оскорблять людей, нравственно или физически, причинять ущерб их имуществу, что за совершенные преступления он несет уголовную ответственность перед обществом или другим человеком. Нельзя убивать, грабить и насиловать людей. Общество, замечает в этой связи Куртц, имеет право или просто обязано установить систему законов для защиты своих граждан. Правовое регулирование охватывает широкий диапазон мер и механизмов применения закона: от охраны порядка внутренними органами и создания институтов защиты национальной безопасности до принципов регулирования человеческих отношений в экономике, социальной сфере, культуре и образовании. При этом само законодательство и особенно практика его реализации должны подлежать контролю, в том числе и общественному, поскольку законы, охраняющие общественный порядок, могут использоваться для подавления личной свободы и нарушения прав граждан.

Вместе с тем существует то, что Куртц называет «зоной частной жизни», которая должна охраняться и защищаться законом и на которую распространяется определенный нравственно-правовой принцип: «Общество должно уважать право человека распоряжаться своей личной жизнью. Зонами частной жизни, в которые общество не должно вторгаться без веских на то оснований, являются тело человека, его собственность, убеждения, ценности, действия и объединения, если они входят в сферу его собственных частных интересов и поведения»  (Куртц П. Запретный плод. С. 187.).

Этот принцип имеет ряд ограничений или условий применения. Он относится только к взрослым, а не к детям, у которых особая область свобод и прав. Он имеет в виду психически здоровых людей, обладающих способностью мыслить рационально и совершать осмысленный и свободный выбор на основе информированности, то есть возможность совершать акт информированного согласия, столь [314] важного при решении вопросов медицинской этики, семейных и половых отношений. Этот принцип основан на признании того, что каждый человек является моральной личностью и имеет равные с другими права и свободы, в том числе и в частной сфере жизни.