Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

6. Свобода в сфере культуры

 

6. Свобода в сфере культуры

В этот круг свобод я включаю моральную свободу, интеллектуальную свободу, право на обучение и культурное обогащение.

Моральная свобода отражает факт диверсификации и плюрализма в сфере моральных ценностей, идеалов и убеждений. Это не означает полной свободы нравов, игнорирования общих моральных норм или нравственного нигилизма, но учет их реальных относительных различий. Люди имеют право придерживаться в чем-то различных моральных правил и взглядов, если они даже и не совпадают с превалирующими или официальными, и не наносят ущерб правам и свободам других людей. Это связано с приверженностью различным вкусам, стилям поведения, одежде, манерам и т.д. У каждого из нас могут быть свои собственные моральные приоритеты и представления о счастье. Общей тенденцией современных демократических обществ является увеличение многообразия нравственных норм и предпочтений, плюрализм в области нравственных отношений, большая терпимость, широта и открытость взгляда на различия в нормах поведения и моральных убеждениях. Свобода в области нравственных отношений не обязательно означает полного нравственного релятивизма и утери общепринятых моральных стандартов. Она может и должна означать право человека на различные моральные убеждения и идеалы, если только их реализация не ставит под угрозу безопасность людей и не ущемляет их прав и свобод.

К понятию моральной свободы примыкает понятие морального равенства, дополняющее равенство по рождению и юридическое равенство. Оно вытекает из общего принципа равенства людей в своих обязанностях и правах. Каждый человек имеет право на одинаковое уважение и внимание. Хотя всякий раз это право завоевывается соответствующей жизнью и достижениями. Тем не менее, принцип морального равенства предусматривает предоставление равных возможностей в реализации людьми своих уникальных способностей, задатков и талантов, равное право на доступ к системе социального обеспечения. Не должно существовать никакой дискриминации по признакам расы, цвета кожи, сексуальной ориентации, возраста, пола, религии, [315] убеждений, национальности, социального происхождения и имущественного положения.

Интеллектуальная свобода — это одна из почтенных свобод, обретавшая себе статус права уже в те времена, когда первые европейские университеты получали относительную автономию, заключавшую в себе основы академических свобод. В современном смысле интеллектуальная свобода — это прежде всего свобода исследования или свободное исследование. Она означает, что общество признает и защищает право человека заниматься научным, философским, этическим и любым иным исследованием. Не должно быть областей или феноменов, закрытых для исследований.

Однако исследования должны отвечать некоторым условиям. Так, например, медицинские эксперименты не должны проводиться, если они угрожают жизни и здоровью человека. Они не должны распространяться на людей, не давших на это добровольного и информированного согласия. Запрещается использование таких результатов познания и техники, которые угрожают безопасности личности, общества или окружающей среде. Интеллектуальная деятельность не должна подвергаться политическим, церковным и экономическим санкциям. Цензура в этой области свобод недопустима. Эти же принципы справедливы и в области художественного и технического творчества, в которой какая-либо цензура и ущемление свободы творчества неприемлемы.

Все члены общества должны иметь возможность обучаться и давать образование своим детям без каких-либо ограничений и дискриминации. Исключение составляет порнография, знакомство с которой в школе должно находиться под соответствующим юридическим и моральным запретом. В процессе обучения не должно применяться технологий, основанных на внушении или других методах, приносящих вред физическому или психическому здоровью. Процесс обучения должен исключать религиозную, идеологическую и политическую пропаганду. Успех в образовании должен определяться на основе интеллектуальных достоинств и достижений. Все люди должны иметь равные возможности наилучшим образом раскрывать задатки. Интеллекты и способности должны конкурировать в равных условиях.

Праву на обучение должно сопутствовать право на культурное обогащение и совершенствование. Все институты культуры должны быть доступными для каждого. Это относится к библиотекам, паркам, стадионам, музеям, выставкам, театрам, концертным залам, заповедникам и т.д. [316]