В России гомеопатия объявлена лженаукой
УЧЕНЫЕ ГОВОРЯТ: ГОМЕОПАТИЯ – ЭТО ЛЖЕНАУКА
6 февраля 2017 г. на сайте Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН был опубликован Меморандум № 2 "О лженаучности гомеопатии". http://klnran.ru/2017/02/memorandum02-homeopathy/
Если первый Меморандум, повлекший за собой ряд позитивных административных решений, был посвящен так называемому дерматоглифическому тестированию, в рамках которых предлагалось по отпечаткам пальцев (папиллярным узорам) определить предрасположенность человека к различным заболеваний, способности и особенности личности, а также дать рекомендации по выбору видов спорта, профессии и даже партнеров, то второй – это Меморандум о более масштабном проявлении лженауки. Впервые в России мейнстрим российского научного сообщества твердо и недвусмысленно квалифицировал гомеопатию как лженаучную теорию и медицинскую практику.
РГО – гость Конференции международных организаций при Совете Европы
Второго ноября мы со Светланой Турковой приняли участие во встрече российских НКО с представителем Совета Европы Анной Рурка. Она занимает пост Президента конференции международных негосударственных организаций при Совете Европы (President of the Conference of INGOs of the Council of Europe) http://www.coe.int/en/web/ingo/home
Встреча была неформальной, докладов не предполагалось. Было известно, что речь пойдёт о российском "законе об иностранных агентах". Анна Рурка и ещё две её коллеги задавали вопросы о том, как вам, российским НКО, живётся при таком законе, и чем мы, Совет Европы, можем вам помочь? Участников было совсем немного, двенадцать - пятнадцать, и тон задавали руководители "Мемориала" и "Гражданского содействия", которые уже давно попали в список иностранных агентов. Также выступала Валентина Череватенко, руководитель НКО из Ростовской области, на которую заведено первое уголовное дело за неисполнение "закона об иностранных агентах" http://www.hro.org/node/25084
Руководители российских НКО рассказывали о том, как этот закон применялся в отношении к ним, в частности, какая конкретно их деятельность была признана политической. Выяснилось, что после разъяснений Министерства юстиции любая деятельность НКО может быть признана политической. Многие рассказывали о появлении в регионах имитационных, фейковых НКО, которые легко выигрывают конкурсы на правительственные гранты. Но вот на вопрос хозяев "чем же мы, Конференция НКО Совета Европы, можем вам помочь?" никто не отвечал. Думаю, потому что мало кто представлял, какие возможности у этой структуры. Я тоже не знал об этом.
Подробнее: РГО – гость Конференции международных организаций при Совете Европы
В защиту науки и светского образования в России
Резолюция конференции «Наука, свободомыслие, гуманизм», посвященной 100-летию со дня рождения В.Л.Гинзбурга (Москва, 4 октября 2016 г.)
Мы, члены Российского гуманистического общества, участники конференции «Наука, свободомыслие, гуманизм», посвященной 100-летию со дня рождения академика Российской академии наук, лауреата Нобелевской премии В.Л. Гинзбурга, с глубокой тревогой отмечаем:
- в последние годы кризис российской науки продолжает углубляться. Она испытывает на себе бремя непродуманных, во многом иррациональных реформ, которые ведут к подрыву ее институциональных структур и разрушению системы управления наукой;
- диалог с научным сообществом не рассматривается государством как необходимый, престиж отечественной науки неуклонно падает, она оттесняется на периферию культуры и информационного пространства России, ее интеллектуальное и моральное влияние на общественное сознание замещается вульгарными продуктами шоу-бизнеса, лженаукой, паранормальными верованиями и практиками;
- усиливается давление на науку и образование со стороны религиозных организаций. Под влиянием РПЦ и поддерживающих ее чиновников в 2015 г. в Номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, была включена «Теология», начался процесс формирования диссертационных советов по этой специальности. Присутствие православного, мусульманского и буддийского духовенства в вузах и общеобразовательных государственных учреждениях становится массовым, а преподавание вероисповедных дисциплин в школе – обязательным. Процесс клерикализации общества сопровождается притеснением и умалением достоинства науки и светских ценностей, что в целом означает наступление сил мракобесия и иррационализма на все сферы общественной жизни в России;
- молодые учёные продолжают покидать Россию, происходит демотивация и деморализация научной работы;
Конференция памяти В.Л. Гинзбурга
Столетие со дня рождения В.Л. Гинзбурга
ПРОГРАММА
конференции «Наука, свободомыслие, гуманизм», посвященной 100-летию со дня рождения В.Л. Гинзбурга
4 октября, 2016 г., Москва, Библиотека № 14, Дубининская, д. 20 (район м. «Павелецкая»)
Организатор: МОО Российское гуманистическое общество, Центр исследований «Человечность» при философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, фонд «Здравомыслие», Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследования при РАН, Клуб научных журналистов.
Оргкомитет: член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, д. филос. н, проф. МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Кувакин, президент РГО канд. филос. наук Я.Б. Головин, президент фонда «Здравомыслие» А. Голомолзин, председатель клуба научных журналистов А. Г. Сергеев, д. ф.-м. н. Г.В. Гивишвили, ИЗМИРАН.
Гуманизм и его чаяния
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ III, ПРЕЕМНИК ГУМАНИСТИЧЕСКОГО МАНИФЕСТА 1933 ГОДА
Гуманизм – это прогрессивная философия существования, которая, не прибегая к категории сверхъестественного, утверждает способность и долг человека вести нравственную жизнь личного совершенствования, направленную к высшему благу всего человечества. Гуманистическое мировоззрение – направляемое разумом, одушевляемое сочувствием и просвещённое опытом – подвигает нас к тому, чтобы жить радостной и полнокровной жизнью. Это мировоззрение складывалось веками и продолжает развиваться по сию пору, усилиями мыслящих людей, сознающих, что любые ценности и идеалы, как бы они ни были хорошо обоснованы, должны претерпевать изменения в соответствии с ростом нашего знания и понимания мира.
Данный документ является частью продолжающейся работы по выяснению в положительных терминах концептуальных черт гуманизма, – не чего-то, во что мы должны верить, а согласия относительно того, во что мы в действительности верим. Именно в этом смысле мы утверждаем следующее:
За гуманную, демократическую Россию!
Резолюция конференции РГО
Мы, члены Российского гуманистического общества, участники научно-практической конференции «Антропологические, культурологические и этические проблемы светского гуманизма» (Москва, 18 июня 2016 г.) подтверждаем, что РГО в своих принципах и своей практике ориентируется на опыт гуманистических организаций, объединённых в Международный гуманистический и этический союз и Европейскую гуманистическую федерацию.
Мы рассматриваем гуманизм как научное мировоззрение, представляющее идейную альтернативу религиозному догматизму и тоталитарным идеологиям, а РГО как организацию единомышленников, пришедших к согласию по базовым мировоззренческим принципам. Принципы, которые нас объединяют, изложены в «Манифесте российских гуманистов». Мы открыты для сотрудничества со всеми людьми и организациями, придерживающимися гуманистических убеждений и разделяющими взгляды, изложенные в "Манифесте российских гуманистов".
Основными направлениями нашей деятельности являются:
Комментарии Д. Бродского
"ГУМАНИЗМ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ" Г.В. ГИВИШВИЛИ:
Обширный, не очень глубокий реферат
Меня "убивает" следующее утверждение Гиви Васильевича: «что касается теоретического гуманизма как мировоззрения, учиться у Запада нечему... То, что они понимают под гуманизмом, есть форма без содержания, или интеллектуальное фрондерство." Такая смелость "обхождения" с целым" Западом" позволяет и мне, как одному из комментаторов, быть более откровенным в своих сужениях о высказываниях самого смелого автора. Его, приведенное выше, суждение совершено расходится с его же, мною глубоко уважаемым утверждением о фундаментальных ценностях гуманизма: признании свободы предпринимательства и безусловного права каждого человека на частную собственность...
Где как не в Европе и США закладывались и ныне процветают эти ценности?.. Откуда как не оттуда они распространяются по всему земному шару?
"Гуманизм в вопросах и ответах" Г.В. Гивишвили: комментарии
Ярослав Головин
Мы уже второй раз публикуем на сайте РГО текст Г.В. Гивишвили "Гуманизм в вопросах и ответах" http://www.humanism.ru/givishvili2016.htm, первый — это его Гуманистический Манифест. Идеи Гиви Васильевича требуют комментариев, ведь может сложиться мнение, что предлагаемый Манифест и предлагаемая интерпретация гуманизма выражают позицию РГО как организации.
Мы с Гиви Васильевичем являемся единомышленниками по всем главным мировоззренческим вопросам, в старом РГО он воплощал условно «либеральную» группу и поддерживал меня в моих инициативах. Я очень рад его возвращению в РГО, но на его текст вынужден написать критическую рецензию.
Данный текст называется «Гуманизм в вопросах и ответах». Этот жанр предполагает ответы на такие вопросы, которые мог бы задать условный человек с улицы, который что-то слышал про гуманизм, но слышал немного, и хочет разобраться, что же такое гуманизм. Смею утверждать, что девяносто процентов предлагаемых вопросов, начиная с вопроса про коллективное и индивидуальное сознание, про Афины, Рим и т.д. человек, интересующийся гуманизмом, задавать не будет, и напротив, девяносто процентов вопросов, которые он может задать (гуманизм и политика, трансгуманизм, войны, беженцы, смертная казнь, аборты и т. д.) в текст не включены. То есть принципы жанра не соблюдены. Точно то же можно сказать про Гуманистический манифест Гивишвили. И там, и там основную часть текста занимает взгляд на всемирную историю, а не актуальные вопросы современного гуманизма. Но это — вступительная ремарка.
Подробнее: "Гуманизм в вопросах и ответах" Г.В. Гивишвили: комментарии
Гуманизм в вопросах и ответах
Гиви Гивишвили
Можно обманывать некоторых людей все время. Можно
обманывать всех людей в течение некоторого времени.
Но нельзя обманывать всех людей все время.
А. Линкольн
C понятием «гуманизм» связана самая длительная и злостная фальсификация в мировой истории, поразившая слепотой сознание даже просвещенных миллионов. Из-за чего в нем до сих пор видят одну лишь этическую теорию человеколюбия, не замечая порождаемой ею гигантской практики человеколюбия. Кто эти недруги, силящиеся столь иезуитским способом дискредитировать гуманизм, ссылаясь на то, что его идеи либо противоречат традиционным ценностям, либо потворствуют злу сребролюбия, царящему в мире? Его давний, многовековый противник – христианская церковь. Его сравнительно новые недруги – марксизм и ислам. Церковь и мечеть все еще грезят Средневековьем – временем их безраздельного господства в Европе и на Ближнем Востоке. Марксизм еще надеется взять реванш у «проклятого капитала». Поэтому, желая приписать себе лавры исправителя нравов, церковь и мечеть ссылаются на благотворное влияние заповедей Христа и Мухаммеда. Марксисты же утверждают, что идеи, дескать, вовсе не причем, поскольку сознание определяется бытием. Однако что бы ни вещал «товарищ» Маркс, не бытие определяет сознание, но часто, напротив, сознание определяет бытие.
Манифест российских гуманистов
Человечность и идеи гуманизма являются неотъемлемой частью общественного самосознания, всех институтов демократического общества – его экономики и государственного устройства, нравственности и права, системы трудовых отношений и социальных гарантий.
Гуманизм провозглашает достоинство человека, его уникальную роль во Вселенной, его ценность, приоритетную и безусловную по отношению к себе, но относительную и равноправную по отношению к природе и обществу. Гуманизм – это жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и долг определять смысл и образ своей жизни.
Гуманистическое мировоззрение включает в себя:
- научную картину мира;
- критическое мышление и здравый смысл в качестве заслона лженауке и паранормальным верованиям;
- общечеловеческие моральные, гражданские, правовые, общедемократические и экологические ценности;
- секуляризм как принцип отделения церкви от государства и школы;
- свободомыслие в различных его формах: научный скептицизм, агностицизм, рационализм, индифферентизм, атеизм, нон-теизм и др.
Фундаментальными чертами современного гуманизма являются:
- этичность гуманизма. Он утверждает ценность, достоинство и автономию личности, право каждого человека на максимально возможную свободу, совместимую с правами других людей. Гуманисты считают своим долгом заботиться обо всем человечестве, включая будущие поколения. Этичность является качеством, внутренне присущим человеческой природе и основанном на понимании других людей, учете их интересов.
Гуманизм в России: сайт Российского гуманистического общества
Гуманизм — это мировоззрение, в центре которого человек как высшая и приоритетная по отношению к себе ценность, но равноправная в ряду других фундаментальных ценностей — общества, животного мира и космоса.
Гуманизм прошел долгий путь развития. Древний гуманизм нашел свое выражение в трудах таких философов, как Аристотель, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Протагор, Сократ. Классический гуманизм начал развиваться в эпоху Возрождения – его выразителями были Френсис Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка.
Гуманизм в наше время делится на религиозный и светский. Религиозными гуманистами были Лев Толстой, Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг.
Определения гуманизма
Первое определение гуманизму дал еще Цицерон. По его мнению, гуманизм – это высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.
По определению Международного гуманистического союза, гуманизм — это демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни.
Подробнее: Гуманизм в России: сайт Российского гуманистического общества