VII. Твой рай и ад
1. Типология человеческих качеств
При употреблении словосочетания «человеческие качества» я не претендую на то, чтобы с его помощью сформулировать строго научное определение личности. Это скорее попытка ее вероятностного описания через выделение и характеристику различных качеств человека. Под человеческими качествами я понимаю неопределенно большое множество естественно, актуально и потенциально присущих человеку как психофизическому феномену свойств, задатков, стремлений, способностей, инстинктов и потребностей. Главное здесь состоит в том, что все эти качества реальны, т.е. они образуют саму реальность человека — как потенциальную, возможную, так и актуальную, наличную. Естественные свойства человека проявляются всегда конкретным образом через отношения к себе или другому, но сами они, как внутренние присущие человеку качества принадлежат человеку как субстанции и абсолюту, а не области его отношений.
Человеческие качества реальны, поскольку связаны с реальностью самого человека. Подчеркну еще раз, реальны как актуальные, очевидные для нас, в той или иной мере осмысляемые, контролируемые и управляемые нами качества, так и потенциальные, еще неизвестные или непроявившиеся, неразвитые и поэтому невидимые нами в нас самих способности и свойства. Потенциальные и действительные (актуальные), известные и неизвестные, управляемые или спонтанно проявляющиеся человеческие качества реальны, как реальна бесконечность и открытость нашего внутреннего мира. Все это в нас и принадлежит нам, составляет наш мир в его сущем и должном, действительном и возможном, потенциальном и актуальном, вероятном и невероятном. Человеческие качества можно группировать по различным критериям. Для гуманистического сознания наиглавнейшим является их распределение по таким признакам, как человечность (гуманность), нейтральность (внегуманность) и античеловечность (антигуманность). Сами по себе эти признаки являются соответственно позитивными (положительными), нейтральными и негативными (отрицательными) качествами человека. Скорее всего они существуют как некая интегративность, т.е. как реальность, которая окрашивает объединяемые ей «подкачества» своим собственным цветом: соответственно светлым и теплым; нейтральным; темным и холодным.
По своей природе человеческие качества подвижны как в смысле их развитости, зрелости, силы, степени готовности к реализации и [153] т.д., так и в смысле их местоположения во внутреннем мире личности Как правило, их трудно зафиксировать. Они вовсе не похожи на иголки с прикрепленными к ним флажками, которые можно воткнуть в избранную на карте точку. Но это не означает, что все они настолько релятивны, что могут мигрировать, скажем, из зоны человечности в античеловечность и обратно самым произвольным образом. Это не так даже несмотря на то, что человеку присущи такие фундаментальные качества, как свобода и спонтанность мышления, способные создавать столь масштабные ураганы во вселенной человеческого духа, что их последствия намного превосходят, скажем, планетарные последствия даже самых мощных природных катаклизмов.
Это кажется преувеличением, но на самом деле так оно и есть. Например, какое-то открытие или идея, или событие, могут настолько сильно потрясти мировоззрение личности, что кардинальным образом изменится вся траектория ее жизни. Но я не знаю, какие природные катаклизмы (если только это не какая-нибудь комета) могут изменить траекторию вращения Земли вокруг Солнца. Между тем во внутренней вселенной человека такие события происходят довольно часто, поскольку наша свобода и мышление обладают поистине тотальной «внутрикосмической», «вселенской» силой. (Возможно, вселенная каждого из нас «моложе» физической вселенной и потому находится в состоянии меньшей организованности и стабильности?)
В рубрику позитивных, соответственно гуманных, человеческих качеств, я бы включил уважительность, доброту, правдивость, честность, искренность, совестливость, благоговение, чуткость, сострадание, сопереживание, участие, верность, надежность, доброжелательность, благодарность, обязательность, справедливость, достоинство, терпимость, порядочность. Не все они одинаково устойчивы. Некоторые расположены в периферийной или пограничной зоне человечности, некоторые в самой ее сердцевине. Несомненно, центральное положение в Homo humanus занимает уважительность, доброта, совестливость, чуткость, благоговение, сострадание, сопереживание, доброжелательность, правдивость, справедливость, порядочность.