Дискуссии гуманистов
Уважаемый Валерий Александрович!
Как я знаю, нет в числе дат ни "Всемирного дня светского гуманиста", ни "Дня гуманиста России". А стоило бы установить. Давайте займемся этим. На мой взгляд, гуманнее светских гуманистов никого нет и никогда не было. Мы должны продолжать их дело на личном примере и давать знать людям о лучших представителях светского гуманизма. То огромное и ценное, что сделано плеядой учёных мира для человечества не идёт ни в какое сравнение с делами религий мира. А ведь они, учёные разных стан, практически, все были светскими гуманистами!
В.С. Богоявленский,
член РГО
г. Ижевск
* * *
Уважаемые друзья и коллеги!
Всех поздравляю с началом Нового Года!
Тех, кто преклоняется перед образом Христа, – с рождением этого образа!
(Возможно, что за ним стоит реальный человек, но надежных оснований считать так у нас нет.)
Российское гуманистическое общество сильно не количеством, а качеством людей, одно стремление которых к гуманности дорогого стоит. Я глубоко в этом убежден. В истории в конечном счете имеет значение рост качества, а не количества людей. И есть в ней то, что можно назвать авангардом человечества. Он разнороден, но очевидно, что огромную роль в нем играют ученые, инженеры, учителя, выдающиеся артисты, писатели, художники, моралисты и проповедники масштабов Сократа, Будды, Христа, Толстого...
Их не стоит обожествлять, поскольку это – доведенная до чрезмерности наша способность к идеализации. Сама она обоюдоострая: мы выражаем в ней нашу страсть и жажду идеала, в котором нам никто не имеет права отказать, и вместе с тем – нашу слабость попадать под власть этого созданного нами идеала. Последнее ведет к особого рода ослеплению и порождает иллюзии, лишает мужества быть собой, трезвости, реализма и воли к свободному и самостоятельному действию. Если же идеал принимает форму утопии, то она, как правило, завершается антиутопией – как это многократно происходило в истории и даже породило народное выражение: «Благими пожеланиями выстлана дорога в ад».
Хочу поделиться с Вами свежими впечатлениями от моего краткого посещения Израиля. Именно здесь – особенно в Иерусалиме – чувствуешь величие и бремя человеческого воображения, жажды абсолютов добра и истины, жажды спасения и вечного счастья. И здесь же все пропитано многотысячелетней жестокой борьбой за выживание своего рода и племени, своего народа, на всем – до сего дня – лежит печать глубинного, смертельного и панического, иррационального и предельного страха за себя, за свою семью, за своего бога.
В Иерусалиме три мировых религии и бесчисленное множество культур буквально легли – в том числе и физически, территориально, архитектурно – друг на друга. Пытаясь осмыслить и обобщить свои впечатления от увиденного я с особой остротой пережил давно посещаемую меня мысль: религии возникают и умирают, они оседают подобно культурным отложениям на лике Земли, свидетельствуя о мощи человеческих страстей, воображения и мысли, о таланте человека творить виртуальные миры. Но есть в этом процессе только одна наиреальнейшая, самая близкая нам реальность – это человек и человечество. Все остальное – либо природа, либо творимая людьми культура, величайшая виртуальность в мире, наполненная символами, образами, значениями и интерпретациями и всем остальным, на что способно человеческое существо.
Его-то, человека и нужно держаться, не уступая свое первородство никаким продуктам нашей мысли и деятельности, ни даже природе, как бы ни старалась она свести нас к «праху земному», ибо пока жив человек – он уникальное явление и действительность этого мира, творческое творение, имеющее свою собственную судьбу и миссию, разгадка которой и дана, и все еще недоступна. Наша жизнь и цель всегда с нами и всегда впереди, подобно горизонту, к которому мы всегда идем, тем самым обновляя и расширяя его.
Не хочется вступать в полемику относительно историчности или мифичности Иисуса Христа, его идеальности, но ведь хорошо известно, как он относился к своей матери, говорил о том, что принес не мир, но меч и т.д. Но что и в самом деле хорошо, когда верующие говорят о Христе, – это демонстрация нашей способности видеть в человеке (или в богочеловеке) прежде всего и главным образом хорошее. Это важно подчеркнуть потому, что такая способность помогает нам и в повседневности избегать вражды, быть солидарными и дружными в созидании материальных, социальных и культурных благ.
Теперь о замечательном предложении Владимира Сергеевича Богоявленского учредить День гуманиста. Очень хорошая и дельная идея. К сожалению, у нас недостаточно сил сделать эту мысль реальностью. Но ведь в таких делах его предпосылкой является мысль. И она родилась! Теперь ее можно обсуждать и надеяться, что она будет «овладевать массами». Я бы только подумал, как лучше назвать этот возможный праздник. Быть может Днем гуманности или человечности? Есть же День любви (Валентинов день). Но это уже детали.
Хочу напомнить в этой связи еще об одном дельном и перспективном предложении, об идее Мусы Курбанова создавать дома гуманизма в России. Это – тоже «урок на завтра», но он задан уже сегодня, и мне хочется поблагодарить Мусу Гасангусейновича за это предложение. Пусть оно кажется невыполнимым. Это только кажется. Та же история людей дает нам массу примеров того как невозможное становится возможным. Для реализации этих двух замечательных идей нужна только добрая и разумная воля человека. Немного. Но и не мало.
Еще раз желаю всем счастья в наступившем 2010 году! Пусть он будет отмечен для вас преодолениями и достижениями, радостью творчества, радостью здоровья и бодрости духа!
В.А. Кувакин
На фото: В.А. Кувакин в Галилее, 31.12.2009
* * *
Дорогие друзья гуманисты!
Существование Дня гуманистов – может стать и отчетом о проделанной работе. Это хорошее творческое дело!
В душе я все-таки лирик. И хочется озвучить свою мысль.
Гуманистический оплот.
Такая без вреда привычка
Даст нашей мысли новый взлёт.
С глубоким уважением,
с самыми добрыми
и светлыми чувствами,
Анатолий Доньшин,
член РГО,
г. Коломна
* * *
Уважаемый Валерий Александрович!
Спасибо за Ваш ответ. Как всегда, убедительно и ясно. Но вот праздник должен называться не расплывчато, а именно "День светского гуманиста России". Начать его праздновать в рамках РГО нам никто не запретит. Дом гуманизма будет центром торжеств. В этот день (согласен с А. Доньшиным) каждый должен отчитаться о проделанной за год работе по распространению информации о светском гуманизме и пр. Можно пригласить гостей – "соседей" по мысли (в том числе и Ю.Л. Пивоварова), провести конкурс стихов о гуманизме и т.д. и т.п. Постепенно будет складываться традиция. День выбрать в удобное время года.
По "Всемирному дню светских гуманистов" можно озадачить П. Куртца. Что он скажет?
В.С. Богоявленский
г. Уфа
* * *
Уважаемые коллеги!
Идея установления Дня гуманизма интересна и заманчива. Она метит пространство и позиционирует по отношению к другим (не светским гуманистам). Полагаю, что здесь есть над чем подумать, как, впрочем, и о названии этого Дня.
Дмитрий А. Крылов,
Член РГО,
г. Чита
С САЙТА ГУГЛ-ГРУППЫ ГУМАНИЗМ http://groups.google.ru/group/civilhumanism