Почему молчат гуманисты?
Сергей Иванеев
президент Ассоциации граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма, кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук
Почему молчат гуманисты?
«От нас требуют поведения, соответствующего законам, требуют уважения к законам, и вместе с тем мы должны почитать такие учреждения, которые ставят нас вне закона и возводят произвол в право».
К. Маркс
Всякий на Земле, у кого имеются разум, а также чувства морали и ответственности, не станет отрицать, что ситуация на планете ухудшается с каждым месяцем, явно приближая человечество всё ближе и ближе к всемирной катастрофе. Мировой порядок становится всё более беспорядочным или следует наихудшему варианту «порядка». Даже римский папа Франциск в одном из своих недавних обращений к народу подчеркнул, что идолом для большинства людей планеты всё более и более стали деньги, а не благополучие друг друга, и это порождает всеохватывающие несчастья, включая опасность 3-ей мировой войны.
Россия, как мы знаем, переживает сейчас не лучшие времена. Более того, преступно повязанные регрессивной либеральной идеологией страны Запада наращивают свой милитаристский потенциал, поскольку способ их существования – завоевание, закабаление всех стран и континентов, овладение их ресурсами. Они даже не задумываются о последствиях такой агрессивной политики в наше время.
Россия же, являющаяся лакомым кусочком в их планах, всегда была и остаётся их злейшим врагом, несмотря ни на свой политический строй, ни на свою миролюбивую или даже угодническую в отношении Запада политику вплоть до западопоклонства. В их планах чётко обозначена цель – закабалить, разорить, а если удастся, то и совсем уничтожить государственное образование под названием РОССИЯ. И всё это делается через искривление общественного сознания населения нашей страны, его наиболее самодеятельной части.
В начале XX века им это почти удалось уже сделать, но приход идейных коммунистов сорвал эти планы. Вооружённые, хотя и утопической, но прогрессивной по отношению к либеральной идеологии (хотя тоже западноевропейской, но марксистской) коммунисты были и морально, и идейно сильнее стран Запада своим более развитым сознанием, их идеи были привлекательны для народов многих стран мира, в т.ч. и прогрессивной, хоть и немногочисленной части человечества. За идеи коммунизма шли и на смерть, и оказывали всестороннюю помощь нашей стране.
Однако к концу XX века из-за попустительства идейно ослабевшей властной верхушки СССР разлагающая мещанско-обывательская, замешанная на потребительстве западная идеология вновь овладела сознанием россиян, сделав страну и нацию идейно слабыми, а значит, идущими на поводу у западных стратегов-идеологов.
«Несчастье почти всех людей и народов проистекает от несовершенства их законов и от слишком неравномерного распределения богатств», – рассуждал свыше двухсот лет тому назад Гельвеций.
Очевидно, что для России первая часть фразы Гельвеция не актуальна, т. к. о том, что законы в нашей стране не исполняются, говорят и сами представители правящей партии. Сегодня зарождающиеся в России демократические силы не находят поддержки даже в Конституционном Суде, который помогает правящей группе законсервировать существующие общественные отношения и претендовать на пожизненное удержание власти в своих руках[1].
А вот неравномерное распределение богатств сегодня в России видно невооруженным глазом, где нация разъедается непримиримыми классовыми противоречиями, когда в условиях мирового финансового кризиса число миллиардеров в нашей стране превысило рекордную отметку.
Наш российский конституционализм является имитационным[2], так как господствующая государственно-политическая элита коррумпирована и признавая незыблемость несправедливой, криминализированной «приватизации», отрицает всякую возможность национализации ряда отраслей производства. Примером этому является отказ от введения прогрессивного налога на доходы, получаемые олигархическим капиталом – хотя бы в условиях финансового кризиса.
Воссоединение Крыма с Россией в СМИ подавалось как защита «Русского мира». Это вызывает, по меньшей мере, удивление, т.к. в своей первой публицистической статье «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции» молодой К. Маркс вплотную подходит к материалистическому выводу о том, что внутренним, скрытым источником, определяющим политическую деятельность существующего государства, является частный интерес, т.е. экономический интерес частных собственников.
Скончавшийся год назад в Киеве легенда советского и украинского свободомыслия профессор Евграф Дулуман, клеймивший позором тех, кто своим лакейством перед властно-церковными кругами стремится удержать сознание наших братских многострадальных народов на уровне феодально-клерикального XIII века, за 12 лет до событий на Донбассе предупреждал: «У нас правдами и неправдами формируется в обществе и через общество украинское национал-фашисткое мировоззрение. Наши национал-дебилы – это идеологи, которые называют себя украинской элитой»[3].
К сожалению, его не услышали тогда и сегодня мы видим постоянные бомбёжки жилых кварталов и домов на Донбассе, применение фосфорных боеприпасов и баллистического оружия с очень крупными боеголовками, разрушенные здания предприятий, тысячи погибших мирных жителей и добровольцев народного ополчения.
Намеренное уничтожение украинской хунтой самолета Malaysia Airlines, истребление граждан Донбасса при полном невмешательстве ЕС, США, ООН грубейшим образом нарушают один из принципов международного гуманитарного права в период вооруженного конфликта - принцип гуманности, запрещающий воюющим сторонам применять военное насилие, которое не оправдывается военной необходимостью, но, как ни странно, эти преступления «не замечают» некоторые представители творческой элиты нашей страны.
Очевидно, что сегодня необходимо помочь нашей власти сформировать своеобразный «гуманистический спецназ» из учёных и специалистов. В первую очередь философов и социопсихологов, которые могли бы начать глобальное наступление на идеологические основы деструктивных явлений и процессов. Среди них и психологическое зомбирование людей лживыми и несбыточными идеями, и переворачивания общественной морали с ног на голову, и экстремизм, и терроризм, наконец – в том числе и международный.
Поэтому усилиями специалистов требуется выработать широкомасштабную программу, которая будет предусматривать специализированное «антитеррористическое просвещение» с использованием достижений научного знания и воспитания общепринятому светскому, разумному поведению тех слоёв и групп населения, которые представляют особый риск. Кроме того, здесь нужна и развернута пропаганда отрицательного отношения здравомыслящих, нормальных людей к идеям, порождающим терроризм – культовой или идеологической исключительности и избранничества, нацизма, расизма. Такое же отношение должно вырабатываться и к другим тотальным болезням современности – например, коррупции, наркомании, мошенничеству.
Надеюсь, что члены Российского гуманистического общества (РГО)[4], являющегося ассоциированным членом Международного гуманистического и этического союза, объединяющего гуманистические организации 35 стран Европы, Азии, Латинской Америки, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, объединят свои усилия. Это необходимо, чтобы переломить распространение русофобской риторики, прямые оскорбления в адрес Российской Федерации и ее народа, искажения или отрицания очевидных фактов, включая неконституционную смену власти на Украине, проявления расизма и ксенофобии, убийства и нарушения прав человека.
-------------------------------
[1] См., например, Денисов С. А., «Защита Конституционным Судом РФ принципов демократии и республики», «Конституционное и муниципальное право», № 12 – 2009
[2] См., например, Витрук Н.В., «Конституционализм: реальный или иммитационный», Сборник материалов дискуссии за круглым столом 4 февраля 2011 г./Под ред. Б.А. Страшуна, И.А. Алебастровой. – М.: Институт права и публичной политики, 2012. – 255 с. – (Серия «Современные конституционные исследования»)
[3] http://www.ateism.ru/duluman/princip01.htm
[4] http://www.humanism.ru/
Комментарий Ярослава Головина, президента Российского гуманистического общества:
Сергей Иванеев прислал просьбу разместить его статью на сайте РГО. Я делаю это, так как его позиция, его взгляды характерны для очень многих людей, называющих себя гуманистами и считающих Российское Гуманистическое общество близкой, родственной или, вообще, «своей» организацией.
После развала СССР масса бывших коммунистов резко перестроились, миллионы из них пошли в бизнес, церковь и либеральные партии. Но остались и неперестроившиеся. Остались те, у кого марксистская доктрина в её советском варианте реально сформировала сознание. И это не обязательно бывшие члены КПСС.
Тех, кто разделяет все догмы советского марксизма-ленинизма сейчас не осталось. Но оставшиеся постсоветские марксисты очень неоднородны. Я не буду здесь пытаться выделить какие-то группы, направления и варианты. Скажу только что в марксизме можно найти гуманистические элементы, что Марксом можно побивать советский тоталитарный опыт. А тот вариант марксизма, который мы видим в предлагаемой статье, почти все идейные предпосылки Сергея Иванеева, вызывают во мне полное несогласие. Да, сейчас есть масса людей, ностальгирующих по СССР, ненавидящих Запад, желающих «отнять и поделить», поддерживающих антидемократический курс нынешней власти (либо не поддерживающих по причине, что нынешняя власть не очень активно восстанавливает СССР и не очень последовательно противостоит Западу), но при этом не верящих в Бога и называющих себя гуманистами. Что с таким делать, если такие люди приходят в РГО? Я уверен, что если РГО хочет ориентироваться на гуманизм европейских гуманистических организаций, на идеи Гуманистических манифестов Пола Куртца, то таких людей в РГО быть не должно. С такими людьми можно участвовать в каких-то совместных антиклерикальных акциях, но не более того. Если в России начнётся глобальное противостояние, то мы будем с ними в разных лагерях, по разные стороны баррикад.
Если по тексту статьи, то непонятна позиция автора в отношении нынешней власти. С одной стороны, правящая группа претендует на пожизненное удержание власти, плодит миллиардеров в условиях финансового кризиса, а с другой ей надо помочь сформировать гуманистический спецназ! Этот гуманистический спецназ должен противостоять зомбированию людей лживыми идеями! А кто же зомбирует людей лживыми идеями? Запад, небось? Я, разумеется, считаю, что гуманисты должны противостоять зомбированию россиян, но только у нас с Сергеем Иванеевым совершенно противоположные представления, где норма, а где патология, кто нормальный, а кто зомби. Он традиционно для нынешней России называет украинские власти хунтой, уверен, что это «хунта» уничтожила малазийский самолёт, применяет фосфорные бомбы, и в целом занимается «истреблением жителей Донбасса». Сергей Иванеев видит, что «хунте» противостоят «добровольцы народного ополчения», которых она безжалостно убивает, а российских военных, российский спецназ, которые и заварили и поддерживают весь тот кошмар, он там, само собой, не замечает. Зато он очень озабочен «русофобской риторикой», которая, как я понимаю, и состоит в обвинении России в разжигании российско-украинской войны. По мне, весь этот взгляд Сергея Иванеева на события в Украине и есть яркий пример некритичного, подверженного пропаганде, если хотите, зомбированного сознания среднего россиянина.
Ярослав Головин, президент РГО