Александр Круглов. Документы гуманизма ХХ века.Комментарии к манифестам
1. Гуманистический манифест I впервые опубликован в 1933 г. в США и подписан 34 видными интеллектуалами, учеными и общественными деятелями различных стран. Некоторые комментарии к Гуманистическому манифесту I содержатся в статье В.Л. Гинзбурга, В.А. Кувакина “Международное гуманистическое движение и “Гуманистический манифест 2000”” и в преамбуле к Гуманистическому манифесту 2000. Русский перевод (с английского) Гуманистического манифеста I выполнен Вл. Поляковым по изданию: Humanist Manifesto I and II, ed. by Paul Kurtz. Prometheus Books. Buffalo, 1982. Впервые опубликован в журнале РГО “Здравый смысл”, № 1 (осень 1996).
Американское издание Гуманистических манифестов I и II начиналось со следующего предисловия Пола Куртца (почетного профессора Университета штата Нью-Йорк, Буффало, Президента Международной Академии гуманизма). В нем говорится: "Гуманизм – это философская, религиозная и моральная точка зрения, столь же древняя, как сама человеческая цивилизация. Он уходит своими корнями в классические эпохи в истории Китая, Греции и Рима; он находит соответствующее выражение в эпохи Ренессанса и Просвещения, в научной революции, а также в двадцатом столетии. Каждая эпоха ищет свои определяющие ценности, которые она могла бы ставить превыше всего. Каждая эпоха вынуждена бороться с отчуждающими и сдерживающими силами, порочащими индивидуальность, размывающими человеческие ценности, отвергающими социальную справедливость. В двадцатом веке гуманистическое сознание развивалось быстрыми темпами, но все же ему предстоит преодолеть мощные, стремящиеся к его разрушению антигуманистические силы. В 1933 году в США группа из тридцати четырех либеральных гуманистов определила и провозгласила философские и религиозные принципы, представлявшиеся основополагающими. Они составили Гуманистический Манифест I, бывший для своего времени радикальным документом. Его целью было выражение обобщенного религиозного и философского взгляда, отвергающего ортодоксальный и догматический подходы и раскрывающего значение и направленность, единство и цель человеческой жизни. Он был создан на основе здравого смысла, науки и принципов демократии.
Гуманистический Манифест I – важный для своего времени документ, но события обогнали его; несмотря на свою значимость, он не мог и не адресовал себя будущему и его проблемам. Сорок лет спустя был составлен Гуманистический Манифест II как результат осознания растущей необходимости в новом, в большей мере отвечающем современным требованиям документе. Охватывая больший спектр проблем, он касается не только вопросов религии и этики, но и других насущных проблем: гражданских свобод, равенства, демократии, проблемы выживания человечества, мирового экономического роста, народонаселения и экологического контроля, войны и мира, а также вопросов строительства мирового сообщества. Если гуманизм начинается там, где все вещи приобретают свое человеческое значение, то какая другая цель более достойна внимания, чем реализация человеческого потенциала каждого индивида и человечества в целом? Есть ли у нас, в этот критический период развития современной науки и техники более насущная необходимость, чем осознание того, что если никакое божество не спасет нас, то мы сами должны себя спасти? Только осознавая свою ответственность за то состояние, в котором находится человек, развивая умение направлять интеллект, человечество может надеяться на решение насущных проблем двадцать первого и дальнейших столетий. Если мы рассчитываем на успех в этой борьбе, не должны ли мы отбросить архаичные догмы и идеологии, тормозящие творческие исследования и препятствующие принятию правильных решений?
Гуманистический Манифест II – вначале подписали 114 человек; это были люди известные и достойные. С тех пор он нашел поддержку среди бесчисленного множества людей разных убеждений как документ современности, направленный как на исполнение человеческого предназначения, так и на выживание человека. Он имеет действительно всемирный охват. Он стремится выразить нужды и чаяния и женщин, и мужчин, людей самых разных рас и народов. Мы публикуем далее оба манифеста в качестве рабочих документов, предназначенных для развития гуманистического сознания и повышения интереса к этической проблематике. Они представлены в расчете на постоянное общественное исследование. Они призваны быть отнюдь не догмами или некоторыми незыблемыми установками в наш век хаоса, а примерами попыток определить ценности и цели, к которым нам следует продвигаться и которые могут помочь нам освоить новые пути развития. Гуманисты стремятся к такому миропорядку, который был бы адекватен не только индивиду, занятому поиском смысла, но и всему человечеству".
2. Гуманистический манифест II опубликован впервые в 1973 г., за подписью 114 видных деятелей науки и культуры. См. примечание к Гуманистическому манифесту I, предисловие проф. Пола Куртца к американскому изданию Humanist Manifesto I and II, ed. By Paul Kurtz. Prometheus Books. Buffalo, 1982. См. также статью В.Л. Гинзбурга, В.А. Кувакина “Международное гуманистическое движение и “Гуманистический манифест 2000”” и текст преамбулы к Гуманистическому манифесту 2000. Русский перевод (с английского) Гуманистического манифеста II выполнен Вл. Поляковым по указанному американскому изданию. Впервые опубликован в журнале РГО “Здравый смысл” № 3 (весна 1997). Текст Гуманистического манифеста II предваряло следующее вступление Пола Куртца и Эдвина Х. Уилсона.: "Сорок лет прошло с тех пор, как появился Гуманистический Манифест I (1933). Произошедшие с тех пор события выявили чрезмерную оптимистичность его основных положений. Фашизм показал ту степень жестокости, на которую способно человечество. Другие тоталитарные режимы подавляют права человека, так и не положив конец бедности. Наука порой приносит зло наряду с добром. Последние десятилетия показали, что антигуманные войны ведутся во имя мира. Даже в демократических государствах высшее руководство широко пользуется государственным шпионажем, имеют место притеснения со стороны военной, политической и экономической элиты, не затухает расизм.
Все это создает разнообразную сложную социальную картину. Борьба женщин и социальных меньшинств за равные права, начавшаяся в самых разных обществах, сталкивается с трудными проблемами в нашем поколении. Итак, по мере приближения XXI столетия мы все более нуждаемся в жизнеутверждающей, дающей надежду точке зрения. Нам также нужна вера, совместимая с научным знанием. Гуманисты, стоя перед выбором между отчаянием и надеждой, отвечают на него в Гуманистическом Манифесте II позитивной декларацией, предназначенной для нынешней эпохи сомнений. Как и в 1933 году, гуманисты считают, что традиционный теизм и в частности вера в такого Бога, что склонен любить людей и заботиться о них, слушать и понимать их молитвы, а также способен что-то сделать для них – бессмысленны и уже отжили свой век. Опирающаяся на конкретную догматику вера в спасение, дающая людям ложную надежду на посмертное бытие на небесах, представляется не менее вредной. Мыслящие умы ищут другие средства выживания. Те, кто подписали Гуманистический Манифест II, вовсе не предполагали выдвинуть некое обязывающее кредо: их личные взгляды существенно рознятся. Тем не менее, это заявление выражает стремление прийти к конкретному взгляду на эпоху, нуждающуюся в ориентирах. Это заявление – социальный анализ, произведенный в попытке достичь консенсуса. Новые заявления, которые заменят настоящее, будут более развиты, но сегодня наше убеждение состоит в том, что гуманизм дает альтернативу, которая может отвечать нуждам сегодняшнего дня и повести человечество в будущее. Пол Куртц, Эдвин Х. Уилсон
3. Декларация секулярного гуманизма впервые опубликована в 1980 г., за подписью 58 видных ученых, писателей, художников и общественных деятелей. Среди них писатель и ученый Айзек Азимов, нобелевский лауреат в области литературы Франциск Брик, теолог Иосиф Флетчер, философ Сидней Хук, философ Йозеф Марголис, почетный профессор Колумбийского университета (США) Эрнст Нагель, философ Уиллард Куайн, психолог Б.Ф. Скиннер, ученый диссидент Валентин Турчин, философ Альфред Айер, историк и диссидент Жорес Медведев, бывший вице-президент Югославии Милован Джилас, философ Светозар Стоянович и другие. Текст Декларации подготовлен Полом Куртцем. Некоторые комментарии к Декларации содержатся в статье В.Л. Гинзбурга, В.А. Кувакина “Международное гуманистическое движение и “Гуманистический манифест 2000”” и преамбуле к Гуманистическому манифесту 2000. См. настоящий сборник. Русский перевод (с английского) Декларации секулярного гуманизма выполнен В. Андреевым и А. Кругловым. Впервые опубликован, под заголовком Декларация светского гуманизма, в журнале РГО “Здравый смысл” № 7 (весна 1998).
4. Свободные гуманисты Нижней Саксонии - современное программное заявление одной из организаций свободомыслящей Германии. Перевод с немецкого д.ф.н., проф. М.Н. Грецкого. Впервые опубликован в журнале РГО “Здравый смысл” № 1 (осень 1996).
© Александр Круглов.