Свободные гуманисты Нижней Саксонии
I. Цели и задачи общества
Цели объединения в Общество свободных гуманистов таковы: · достойное формирование жизни на основе гуманистической этики; · стимулирование и углубление свободного и недогматического мировоззрения, религии и культуры мышления и поведения. При этом Свободные гуманисты опираются на научные знания и считают себя ответственными только перед человечеством. Свободные гуманисты требуют, чтобы в повседневной жизни была признана моральная свобода жить в соответствии с собственными ценностями и вырабатывать собственный стиль жизни, поскольку это не нарушает свободу других людей.
Свободные гуманисты проявляют свою активность во всех тех случаях, когда – в нашем обществе и во всем мире – не соблюдаются права человека. В особенности они борются против дискриминации и угнетения людей на основе веры, мыслей и совести, мировоззрения или взглядов на жизнь...
Свободные гуманисты поддерживают также деятельность меньшинств и группировок, выступающих за равноправие и общественное признание людей, униженных по признаку расы, пола, языка, национального или социального происхождения.
Свободные гуманисты требуют, чтобы учреждения, предназначенные для всех граждан, были свободны от всякого конфессионального влияния. Они требуют строгого разделения государства и церкви во всех областях. До осуществления этой цели в общественных и государственных учреждениях, особенно в системе образования, в средствах массовой информации и других культурных институтах должны на равных основах соблюдаться интересы граждан, не принадлежащих ни к какой церкви, а привилегии крупных церквей должны быть ликвидированы. Должны быть отменены преимущества, получаемые христианскими церквями при выделении денег на школы, детские сады, больницы и другие социальные расходы; их следует заменить равноправным демократически-плюра-листическим распределением.
Свободные гуманисты стремятся к созданию такой системы социального обеспечения, в которой будет налажен уход и за нерелигиозными стариками, инвалидами и больными, а также людьми, переживающими мировоззренческий кризис. Должны быть обеспечены возможности оказывать духовную и душевную помощь в больницах, тюрьмах и военных учреждениях.
Свободные гуманисты поддерживают также стремления, направленные на то, чтобы умирание было человечески достойным.
Свободные гуманисты считают себя выразителями интересов нерелигиозных граждан. Они хотят превратить этический гуманизм в общественно-культурную силу, с которой необходимо будет считаться при решении вопросов, касающихся человеческого существования.
Свободные гуманисты выступают за заботливое отношение к окружающему миру, так чтобы и для будущих поколений жизнь на земле оставалась возможной и достойной. Исходя из познания зависимости людей от природы, а также из чувств уважения и восхищения перед ней. Для Свободных гуманистов сами собой разумеются задачи сохранения природных богатств, ответственного формирования ландшафта и защиты окружающей среды. Признается необходимым соответствующее воспитание всех людей.
Свободные гуманисты стремятся к такому пониманию мира, которое соответствует научным знаниям. Однако ставшее необозримым в настоящее время многообразие информации все больше превращается в своеобразную опасность для духовной свободы людей. Поэтому Свободные гуманисты считают своей задачей так переводить достижения наук в возможности действия и руководства для действий, чтобы они стали подспорьем в жизни отдельному человеку. Они поддерживают техническое развитие и научный прогресс постольку, поскольку и то и другое полезны человеку в его жизненных перипетиях и в постижении мира.
Свободные гуманисты способствуют воспитанию такой духовной позиции, при которой сегодняшний человек становится способным разумно и адекватно обращаться с научными достижениями.
II. История, корни и традиции гуманизма
Свободные гуманисты поддерживают также деятельность меньшинств и группировок, выступающих за равноправие и общественное признание людей, униженных по признаку расы, пола, языка, национального или социального происхождения.
Свободные гуманисты требуют, чтобы учреждения, предназначенные для всех граждан, были свободны от всякого конфессионального влияния. Они требуют строгого разделения государства и церкви во всех областях. До осуществления этой цели в общественных и государственных учреждениях, особенно в системе образования, в средствах массовой информации и других культурных институтах должны на равных основах соблюдаться интересы граждан, не принадлежащих ни к какой церкви, а привилегии крупных церквей должны быть ликвидированы. Должны быть отменены преимущества, получаемые христианскими церквями при выделении денег на школы, детские сады, больницы и другие социальные расходы; их следует заменить равноправным демократически-плюра-листическим распределением.
Свободные гуманисты стремятся к созданию такой системы социального обеспечения, в которой будет налажен уход и за нерелигиозными стариками, инвалидами и больными, а также людьми, переживающими мировоззренческий кризис. Должны быть обеспечены возможности оказывать духовную и душевную помощь в больницах, тюрьмах и военных учреждениях.
Свободные гуманисты поддерживают также стремления, направленные на то, чтобы умирание было человечески достойным.
Свободные гуманисты считают себя выразителями интересов нерелигиозных граждан. Они хотят превратить этический гуманизм в общественно-культурную силу, с которой необходимо будет считаться при решении вопросов, касающихся человеческого существования.
Свободные гуманисты выступают за заботливое отношение к окружающему миру, так чтобы и для будущих поколений жизнь на земле оставалась возможной и достойной. Исходя из познания зависимости людей от природы, а также из чувств уважения и восхищения перед ней. Для Свободных гуманистов сами собой разумеются задачи сохранения природных богатств, ответственного формирования ландшафта и защиты окружающей среды. Признается необходимым соответствующее воспитание всех людей.
Свободные гуманисты стремятся к такому пониманию мира, которое соответствует научным знаниям. Однако ставшее необозримым в настоящее время многообразие информации все больше превращается в своеобразную опасность для духовной свободы людей. Поэтому Свободные гуманисты считают своей задачей так переводить достижения наук в возможности действия и руководства для действий, чтобы они стали подспорьем в жизни отдельному человеку. Они поддерживают техническое развитие и научный прогресс постольку, поскольку и то и другое полезны человеку в его жизненных перипетиях и в постижении мира.
Свободные гуманисты способствуют воспитанию такой духовной позиции, при которой сегодняшний человек становится способным разумно и адекватно обращаться с научными достижениями.
II. История, корни и традиции гуманизма
Корни гуманизма находятся в человеческой сущности, а не в сверхчувственной ориентации. Естественное развитие гуманизма началось на заре истории человеческой культуры в небольшой группе, где каждый знал каждого и каждый имел свое твердое место. Само собой разумелось, что люди друг другу помогали, в том числе исходя из правильно понятого собственного интереса, ибо выжить можно было лишь в группе и вместе с группой. Правда, эта заповедь взаимной помощи, человеческой солидарности относилась вначале лишь к членам своей группы. Ко всем чужакам люди испытывали страх, недоверие, даже враждебность, ведь те могли угрожать их жизненным основам. В ходе истории малые группы объединялись во все более крупные соединения, в племена и, наконец, в нации. При этом чувство солидарности распространялось на более крупную группировку, все члены которой уже не знали друг друга. Однако имелись надежные опознаватели: язык, внешний вид, обычаи и религия. Они усиливали чувство взаимосвязанности, но в то же время углубляли пропасть между своими и представителями других племен, других народов. Особенно злополучную роль сыграли здесь религии. Иноверец стал уже не просто чужаком, а настоящим дьяволом, отвергающим “подлинную” веру. Считалось, что он вел греховную жизнь и уже одним своим обликом и существованием представлял собой постоянный раздражитель для “правоверных”. В истории человечества религии оказались сильнейшим препятствием для взаимного признания, понимания и уважения, более сильным, чем различные языки, нравы и цвет кожи. Это особенно касается так называемых “мировых религий”, каждая из которых претендует на то, что ее вероучение одинаково обязательно для всех людей. В этом отношении столь восхваляемые сегодня религии Азии не лучше, чем христианство, – достаточно вспомнить о взаимном истреблении индуистов и мусульман или индуистов и сикхов.
В противоположность этому гуманизм распространяет естественную симпатию, испытываемую человеком к человеку, на всех людей вне зависимости от национальности, языка, пола, цвета кожи или религии. Представление о том, что культурно или наследственно обусловленные различия мало чего стоят по сравнению с массой общего, столь же старо, как и само человечество. Правда, оно вновь и вновь перекрывалось страхом, недоверием и массовой истерией, но никогда не исчезало полностью. Это относится и к той идее, что хотя человек может иметь много недостатков, но каждый человек представляет собой ценность сам по себе и способен к добру, если только ему дают такую возможность. Надо было проделать долгий, трудный путь, проходящий через представление, что на чужого нельзя уже смотреть как на опасного врага – он даже может быть вполне симпатичным, – и вплоть до выработки гуманистической философии. В нашей культурной среде по этому пути пошли впервые в античности. Такие философы, как Протагор, Эпикур и Цицерон, разрабатывали картину мира, в центре которой стоял человек, а не потусторонние силы, как это было раньше. В средние века подобные представления считались греховными, но они пробудились к новой жизни благодаря итальянскому и немецкому Возрождению.
Позже Реформация и последовавшая за ней Контрреформация задушили все гуманистические идеи под гнетом нового религиозного фанатизма. Возродиться они смогли лишь в эпоху Просвещения. Такие мыслители, как Декарт, Локк, Юм, Вольтер, Дидро и Кант создали основы для картины мира и человека, которой отдаем должное и мы. В этом участвовали действительно великие умы всех наций. Наши классики Лессинг, Гете и Шиллер также были гражданами мира и гуманистами.
Международный Гуманистический и Этический союз, Амстердамская декларация (1952): “Этический гуманизм объединяет всех людей, которые не могут больше верить какой-либо из конфессиональных религий и хотят основать свои убеждения на благоговении перед человекам как духовным и моральным существам”.
Мы, Свободные гуманисты, считаем себя наследниками великой и давней традиции. Мы знаем, что в настоящее время – вследствие технического развития – человечество складывается в некое единство. Уничтожение тропических лесов затрагивает нас, жителей европейского государства, так же как разрушение озонового слоя промышленно развитыми странами подрывает жизненные основы народов третьего мира. В этих условиях культивирование национальных, расистских и религиозных предрассудков может означать гибель человечества. Единственный шанс спасения в том, чтобы распространить человеческую солидарность через все границы. Духовую основу для этого дает гуманизм. Лишь в том случае, если гуманистические ценности будут все больше укрепляться повсюду, у человечества будет будущее. Международный Гуманистический и Этический Союз,
III. Происхождение Свободных гуманистов и их принципы
В противоположность этому гуманизм распространяет естественную симпатию, испытываемую человеком к человеку, на всех людей вне зависимости от национальности, языка, пола, цвета кожи или религии. Представление о том, что культурно или наследственно обусловленные различия мало чего стоят по сравнению с массой общего, столь же старо, как и само человечество. Правда, оно вновь и вновь перекрывалось страхом, недоверием и массовой истерией, но никогда не исчезало полностью. Это относится и к той идее, что хотя человек может иметь много недостатков, но каждый человек представляет собой ценность сам по себе и способен к добру, если только ему дают такую возможность. Надо было проделать долгий, трудный путь, проходящий через представление, что на чужого нельзя уже смотреть как на опасного врага – он даже может быть вполне симпатичным, – и вплоть до выработки гуманистической философии. В нашей культурной среде по этому пути пошли впервые в античности. Такие философы, как Протагор, Эпикур и Цицерон, разрабатывали картину мира, в центре которой стоял человек, а не потусторонние силы, как это было раньше. В средние века подобные представления считались греховными, но они пробудились к новой жизни благодаря итальянскому и немецкому Возрождению.
Позже Реформация и последовавшая за ней Контрреформация задушили все гуманистические идеи под гнетом нового религиозного фанатизма. Возродиться они смогли лишь в эпоху Просвещения. Такие мыслители, как Декарт, Локк, Юм, Вольтер, Дидро и Кант создали основы для картины мира и человека, которой отдаем должное и мы. В этом участвовали действительно великие умы всех наций. Наши классики Лессинг, Гете и Шиллер также были гражданами мира и гуманистами.
Международный Гуманистический и Этический союз, Амстердамская декларация (1952): “Этический гуманизм объединяет всех людей, которые не могут больше верить какой-либо из конфессиональных религий и хотят основать свои убеждения на благоговении перед человекам как духовным и моральным существам”.
Мы, Свободные гуманисты, считаем себя наследниками великой и давней традиции. Мы знаем, что в настоящее время – вследствие технического развития – человечество складывается в некое единство. Уничтожение тропических лесов затрагивает нас, жителей европейского государства, так же как разрушение озонового слоя промышленно развитыми странами подрывает жизненные основы народов третьего мира. В этих условиях культивирование национальных, расистских и религиозных предрассудков может означать гибель человечества. Единственный шанс спасения в том, чтобы распространить человеческую солидарность через все границы. Духовую основу для этого дает гуманизм. Лишь в том случае, если гуманистические ценности будут все больше укрепляться повсюду, у человечества будет будущее. Международный Гуманистический и Этический Союз,
III. Происхождение Свободных гуманистов и их принципы
Все началось с открытого письма католического священника Иоганнеса Ронге трирскому епископу Арнольди в 1844 г. Ронге высказался против демонстрации реликвии “плащаницы Христа”, назвав это идолопоклонством. Его письмо перепечатывалось и распространялось в сотнях тысяч экземпляров, послужив для многих немцев поводом для отхода от клерикализма и от феодального государства. Под руководством И. Ронге и Р. Блюма стали создаваться свободные общины, сыгравшие свою роль в подготовке революции 1848 г. Поражение революции нанесло удар и по этим общинам. Роберт Блюм, их организатор, был расстрелян в Австрии по приговору военно-полевого суда. Иоганнес Ронге бежал в Англию. Однако движение свободных общин вскоре возобновилось. И если вначале они выступали за расширение свободы в рамках христианства, то теперь они стали вообще отходить от официальной религии, заменяя ее религией человечности.
Требование свободы духа они связывали с требованием отделения церкви от государства и равноправия женщин с мужчинами. Здесь надо отметить влияние Людвига Фейербаха и бурно развивавшихся естественных наук, изменивших прежнюю картину мира. В 1859 г. общины объединились в Союз внецерковных общин Германии. В 1881 г. был создан Немецкий союз свободомыслящих, а в 1906 г. Эрнст Геккель основал Немецкий монистический союз, руководствовавшийся материалистическим мировоззрением.
В 20-е годы XX в. в Германии быстро росло количество членов подобных внерелигиозных объединений. По их инициативе создавались “светские школы”, в которых не преподавался “закон божий”. В 1926 г. около трети депутатов Рейхстага считали себя нерелигиозными. В 1932 г. по всей Германии таких людей насчитывалось уже 2 миллиона. При Гитлере все это движение как “враждебное государству” было запрещено, а его имущество конфисковано. Однако кое-какая работа велась подпольно. После же окончания второй мировой войны движение нерелигиозных общин возродилось. В 1950 г. они снова объединились в общегерманский союз. Следует отметить, что члены этих общин придерживались разных взглядов, что было связано с их общей критической и антидогматической позицией и выражалось в различных названиях общин. Но постепенно все больше утверждалось название “гуманисты”. Так, в Нижней Саксонии, в Бремене и Гамбурге это название было официально принято в 1987 и 1988 годах.
С 1959 г. Союз внецерковных общин Германии является членом Международного Гуманистического и Этического Союза (МГЭС), объединяющего многие национальные гуманистические организации. С деятельностью этого международного союза связаны имена таких крупных ученых и общественных деятелей, как Джулиан Хаксли, Сикко Мансхольт, лауреат нобелевской премии Гуннар Мюрдаль, Жан Ростан, нобелевский лауреат Герман Мюллер, Джон Бойд Орр, философ Бертран Рассел. IV. Организация гуманистических обществ сегодня Наименьшей организационной единицей является местное общество. Таковых в Нижней Саксонии насчитывается около 50 с количеством членов от 25 до 3000. На уровне земли они объединяются в организацию под названием Свободные гуманисты Нижней Саксонии с центром в Ганновере. Эта организация имеет права юридического лица.
Свободные гуманисты организуются в соответствии с демократическими принципами. Высшим органом местных организаций является общее собрание членов, на котором раз в год избирается президиум и председатель. На уровне земли общее собрание состоит из избранных делегатов от местных организаций, которые собираются раз в год. Наряду с председателем и членами президиума, работающими на общественных началах, имеются штатные сотрудники, главный из которых, называемый Sprecher (оратор, представитель), руководит текущей работой и осуществляет связи с другими организациями. В Ганновере Свободные гуманисты имеют дом – Haus Humanitas, в котором располагается студенческое общежитие, рабочие помещения, большая библиотека и зал для торжественных случаев на 150 человек.
На общегерманском уровне Свободные гуманисты Нижней Саксонии входят в союз нецерковных общин Германии (Bund Freireligioser Gemeinden Deutschlands). На международном уровне объединяющей организацией является, как уже сказано, Международный Гуманистический и Этический Союз (МГЭС) (International Humanist and Ethical Union – IHEU) с центром в Лондоне. Этот союз обладает совещательным статусом в ООН и в Европейском совете. В 1982 г. Ганновер был местом проведения Всемирного конгресса гуманистов. Северогерманские гуманисты поддерживают активные контакты с родственными организациями МГЭС. Финансирование осуществляется через членские взносы. Местные организации передают часть собранных средств вышестоящим органам для обеспечения их работы. Земельная организация обладает статусом общественно-полезного учреждения. Поэтому членские взносы и пожертвования засчитываются в счет налогов.
IV. Что предлагают Свободные гуманисты своим членам?
Требование свободы духа они связывали с требованием отделения церкви от государства и равноправия женщин с мужчинами. Здесь надо отметить влияние Людвига Фейербаха и бурно развивавшихся естественных наук, изменивших прежнюю картину мира. В 1859 г. общины объединились в Союз внецерковных общин Германии. В 1881 г. был создан Немецкий союз свободомыслящих, а в 1906 г. Эрнст Геккель основал Немецкий монистический союз, руководствовавшийся материалистическим мировоззрением.
В 20-е годы XX в. в Германии быстро росло количество членов подобных внерелигиозных объединений. По их инициативе создавались “светские школы”, в которых не преподавался “закон божий”. В 1926 г. около трети депутатов Рейхстага считали себя нерелигиозными. В 1932 г. по всей Германии таких людей насчитывалось уже 2 миллиона. При Гитлере все это движение как “враждебное государству” было запрещено, а его имущество конфисковано. Однако кое-какая работа велась подпольно. После же окончания второй мировой войны движение нерелигиозных общин возродилось. В 1950 г. они снова объединились в общегерманский союз. Следует отметить, что члены этих общин придерживались разных взглядов, что было связано с их общей критической и антидогматической позицией и выражалось в различных названиях общин. Но постепенно все больше утверждалось название “гуманисты”. Так, в Нижней Саксонии, в Бремене и Гамбурге это название было официально принято в 1987 и 1988 годах.
С 1959 г. Союз внецерковных общин Германии является членом Международного Гуманистического и Этического Союза (МГЭС), объединяющего многие национальные гуманистические организации. С деятельностью этого международного союза связаны имена таких крупных ученых и общественных деятелей, как Джулиан Хаксли, Сикко Мансхольт, лауреат нобелевской премии Гуннар Мюрдаль, Жан Ростан, нобелевский лауреат Герман Мюллер, Джон Бойд Орр, философ Бертран Рассел. IV. Организация гуманистических обществ сегодня Наименьшей организационной единицей является местное общество. Таковых в Нижней Саксонии насчитывается около 50 с количеством членов от 25 до 3000. На уровне земли они объединяются в организацию под названием Свободные гуманисты Нижней Саксонии с центром в Ганновере. Эта организация имеет права юридического лица.
Свободные гуманисты организуются в соответствии с демократическими принципами. Высшим органом местных организаций является общее собрание членов, на котором раз в год избирается президиум и председатель. На уровне земли общее собрание состоит из избранных делегатов от местных организаций, которые собираются раз в год. Наряду с председателем и членами президиума, работающими на общественных началах, имеются штатные сотрудники, главный из которых, называемый Sprecher (оратор, представитель), руководит текущей работой и осуществляет связи с другими организациями. В Ганновере Свободные гуманисты имеют дом – Haus Humanitas, в котором располагается студенческое общежитие, рабочие помещения, большая библиотека и зал для торжественных случаев на 150 человек.
На общегерманском уровне Свободные гуманисты Нижней Саксонии входят в союз нецерковных общин Германии (Bund Freireligioser Gemeinden Deutschlands). На международном уровне объединяющей организацией является, как уже сказано, Международный Гуманистический и Этический Союз (МГЭС) (International Humanist and Ethical Union – IHEU) с центром в Лондоне. Этот союз обладает совещательным статусом в ООН и в Европейском совете. В 1982 г. Ганновер был местом проведения Всемирного конгресса гуманистов. Северогерманские гуманисты поддерживают активные контакты с родственными организациями МГЭС. Финансирование осуществляется через членские взносы. Местные организации передают часть собранных средств вышестоящим органам для обеспечения их работы. Земельная организация обладает статусом общественно-полезного учреждения. Поэтому членские взносы и пожертвования засчитываются в счет налогов.
IV. Что предлагают Свободные гуманисты своим членам?
1. Представительство интересов людей, не принадлежащих ни к какой церкви. Такое представительство осуществляется как на общественном, так и на государственном уровне.
2. Устройство праздничных и торжественных мероприятий, в частности по случаю рождения и наречения ребенка, вступления в брак (“свадьба в белом” – не только привилегия церкви) и др. Представители Свободных гуманистов участвуют также в похоронах своих членов, выступая вместо священника на погребении (в 1989 г. в Нижней Саксонии насчитывалось более 1000 таких случаев).
3. Прояснение принципиальных вопросов жизни. Это вопросы о смысле жизни и ее происхождении, проблемы формирования жизнеутверждающей этики, оценка общественных процессов с точки зрения их воздействия на отдельного человека, а также научных достижений, таких как искусственное оплодотворение, генная инженерия и др. Во всех этих вопросах Свободные гуманисты опираются не на “божественные”, а на “человеческие” ценности.
4. Возможность дружеского общения с близкими по духу людьми. Такие контакты простираются от местного до международного уровня. Речь идет о строительстве мостиков от одного человека к другому. При этом подчеркивается то, что объединяет, а не разделяет людей. Андре Жид: “Мир станет таким, каким вы его делаете”.
5. Совет и содействие при решении жизненных проблем. Среди Свободных гуманистов есть люди, работающие штатно или на общественных началах и способные помочь советом или деловым содействием людям, оказавшимся в трудном положении. При этом гарантируется конфиденциальность.
6. Ответ на духовные запросы с помощью различных мероприятий и публикаций. Речь идет прежде всего о том, чтобы противостоять манипулированию общественным мнением путем предоставления дополнительной информации и организации дискуссий. С этой целью устраиваются публичные доклады компетентных специалистов, семинары, конференции, дискуссионные кружки, издается ежемесячный журнал “Гуманист”.
7. Радиопередачи в программах Северонемецкого радио, в частности, в серии передач “Свобода и ответственность”.
8. Государственное признание через права юридического лица и государственный договор.
V. Почему стоит стать членом общества Свободных гуманистов?
2. Устройство праздничных и торжественных мероприятий, в частности по случаю рождения и наречения ребенка, вступления в брак (“свадьба в белом” – не только привилегия церкви) и др. Представители Свободных гуманистов участвуют также в похоронах своих членов, выступая вместо священника на погребении (в 1989 г. в Нижней Саксонии насчитывалось более 1000 таких случаев).
3. Прояснение принципиальных вопросов жизни. Это вопросы о смысле жизни и ее происхождении, проблемы формирования жизнеутверждающей этики, оценка общественных процессов с точки зрения их воздействия на отдельного человека, а также научных достижений, таких как искусственное оплодотворение, генная инженерия и др. Во всех этих вопросах Свободные гуманисты опираются не на “божественные”, а на “человеческие” ценности.
4. Возможность дружеского общения с близкими по духу людьми. Такие контакты простираются от местного до международного уровня. Речь идет о строительстве мостиков от одного человека к другому. При этом подчеркивается то, что объединяет, а не разделяет людей. Андре Жид: “Мир станет таким, каким вы его делаете”.
5. Совет и содействие при решении жизненных проблем. Среди Свободных гуманистов есть люди, работающие штатно или на общественных началах и способные помочь советом или деловым содействием людям, оказавшимся в трудном положении. При этом гарантируется конфиденциальность.
6. Ответ на духовные запросы с помощью различных мероприятий и публикаций. Речь идет прежде всего о том, чтобы противостоять манипулированию общественным мнением путем предоставления дополнительной информации и организации дискуссий. С этой целью устраиваются публичные доклады компетентных специалистов, семинары, конференции, дискуссионные кружки, издается ежемесячный журнал “Гуманист”.
7. Радиопередачи в программах Северонемецкого радио, в частности, в серии передач “Свобода и ответственность”.
8. Государственное признание через права юридического лица и государственный договор.
V. Почему стоит стать членом общества Свободных гуманистов?
Иногда говорят: “Я и так гуманист, зачем мне связываться с организацией?” Дело в том, что хотя в нашем плюралистическом обществе свободный гуманизм имеет те же права, что и церкви, но осуществление этих прав во многом зависит от количества членов нашей организации. Мы сможем добиваться от государства защиты наших прав, если мы будем мощным, многочисленным сообществом. К тому же человек как общественное культурное существо может успешно развиваться лишь во взаимодействии с себе подобными. Мы нуждаемся в людях, близких по духу, чтобы развивать наше понимание жизни. О соответствующих мероприятиях говорилось выше. Как общество, входящее в международные гуманистические организации, мы участвуем в построении более человечного мира.
Принципы Свободных гуманистов
Принципы Свободных гуманистов
1. В гуманизме выражается личное отношение отдельного человека к действительности. Предпосылкой его развертывания является свобода веры и совести.
2. Гуманисты стоят на почве научной картины мира, которая постоянно расширяется путем дальнейших исследований. Для ее понимания не нужно никакое сверхчувственного объяснение. · Гуманисты постигают жизнь, землю и вселенную в их длительных изменениях и постоянном развитии, хотя и не имеют определенного представления об их происхождении и направлении развития.
3. Гуманисты убеждены в том, что жизнь отдельного человека ограничена во времени, однократна и неповторима. Объективный, отнесенный к человеку смысл жизни не познаваем. Дело каждого отдельного человека осмысленно формировать свою жизнь и доступный для него жизненный круг своими собственными силами и вместе с другими людьми.
4. Совместная жизнь людей требует социального партнерства и ответственности, которые не могут быть перенесены на “высшее существо”. Из признания достоинства каждого человека вырастает требование равенства шансов. Из ответственности за себя и другого человека развивается солидарность в сообществе.
5. Гуманисты пытаются так строить мир, чтобы жизнь для всех людей была стоящей и оставалась таковой в будущем. Это связано с формированием личности и жизни без принуждения, а также с беспрепятственным развитием критического разума.
6. Разум и чувства как исходные пункты действия обладают для гуманистов одинаковой ценностью. Что хорошо и что плохо, не задано заранее, а решается людьми. При этом они руководствуются своей совестью. · Никто не должен навязывать другим свою точку зрения. Гуманисты выступают за терпимость и готовы защищать ее от любых ограничений.
7. Гуманисты хотят, чтобы многочисленные разделяющие человечество конфликты – расовые, религиозные, экономические, социальные – решались мирными средствами. Они поддерживают те силы, которые борются за это.
8. Качество и шансы жизни на земле решающим образом определяются людьми.
9.Люди и ответственны за то, чтобы сохранились естественные основы жизни и многообразие видов. Поэтому их обязанность приложить свои силы и способности для решения этой задачи.
© Перевод с немецкого М. Н. Грецкого.
2. Гуманисты стоят на почве научной картины мира, которая постоянно расширяется путем дальнейших исследований. Для ее понимания не нужно никакое сверхчувственного объяснение. · Гуманисты постигают жизнь, землю и вселенную в их длительных изменениях и постоянном развитии, хотя и не имеют определенного представления об их происхождении и направлении развития.
3. Гуманисты убеждены в том, что жизнь отдельного человека ограничена во времени, однократна и неповторима. Объективный, отнесенный к человеку смысл жизни не познаваем. Дело каждого отдельного человека осмысленно формировать свою жизнь и доступный для него жизненный круг своими собственными силами и вместе с другими людьми.
4. Совместная жизнь людей требует социального партнерства и ответственности, которые не могут быть перенесены на “высшее существо”. Из признания достоинства каждого человека вырастает требование равенства шансов. Из ответственности за себя и другого человека развивается солидарность в сообществе.
5. Гуманисты пытаются так строить мир, чтобы жизнь для всех людей была стоящей и оставалась таковой в будущем. Это связано с формированием личности и жизни без принуждения, а также с беспрепятственным развитием критического разума.
6. Разум и чувства как исходные пункты действия обладают для гуманистов одинаковой ценностью. Что хорошо и что плохо, не задано заранее, а решается людьми. При этом они руководствуются своей совестью. · Никто не должен навязывать другим свою точку зрения. Гуманисты выступают за терпимость и готовы защищать ее от любых ограничений.
7. Гуманисты хотят, чтобы многочисленные разделяющие человечество конфликты – расовые, религиозные, экономические, социальные – решались мирными средствами. Они поддерживают те силы, которые борются за это.
8. Качество и шансы жизни на земле решающим образом определяются людьми.
9.Люди и ответственны за то, чтобы сохранились естественные основы жизни и многообразие видов. Поэтому их обязанность приложить свои силы и способности для решения этой задачи.
© Перевод с немецкого М. Н. Грецкого.